Шпага, кий и пистолет, или Бильярд на службе армии

история

"Бильярд Спорт", Июль-Август (2007)

Шпага, кий и пистолет, или Бильярд на службе армии


Николай Ратозий (Капитан первого ранга, кандидат исторических наук)

В годы царствования Александра I и Николая I, воспитанных бабушкой Екатериной II и отцом Павлом I в спартанском духе, бильярдные игры становятся все более военно-прикладным, спортивным занятием у офицеров.

Военно-бильярдные учения

В первых бильярдных центрах, появлявшихся в Москве, Петербурге и на юге России, практиковались массовые состязания среди военных в присутствии генерал-губернаторов. Например, в доме князя А.И. Лобанова-Ростовского, блестящего вельможи александровского времени, частенько устраивались бильярдные турниры исключительно для мужчин. На этих соревнованиях победителем всегда был граф И.И. Воронцов-Дашков. Это широко освещалось в городской печати. Однако больше всех славились своим гостеприимством и великолепным бильярдом московские генерал-губернаторы Ф.В. Ростопчин и Д.В. Голицын. Как вспоминали их современники, эти генералы были самыми азартными игроками и почти никогда не проигрывали. Они устраивали турниры между членами Московского английского клуба и офицерами гарнизона, лично участвовали в создании бильярдных в частях гарнизона. Своей приверженностью к развитию бильярда поражал всех офицеров Черноморского флота и гарнизонов Крыма генерал-губернатор Новороссийского края и Кавказа светлейший граф (впоследствии князь) М.С. Воронцов.

В высшем обществе он славился умом, культурой и… стремлением внедрить этот полезный вид спортивных занятий в быт кадетов военных училищ, да и всех моряков. В Алупке у сановника был один из лучших бильярдных залов, в котором позже упражнялись бильярдными играми выдающиеся флотоводцы: адмирал М.П. Лазарев, В военной истории русского бильярда XIX в. есть, на мой взгляд, удивительные примеры, когда своим отношением к этой любимой офицерской игре люди, ради ее прославления, не задумывались о своем материальном благополучии и все свои средства и усилия отдавали коллекционированию бильярдных аксессуаров. военный губернатор Севастополя и Николаева П.С. Нахимов — герой обороны Севастополя. Кстати, эта знаменитая бильярдная с картинной галереей и по сей день бережно охраняется как уникальный памятник героям былых сражений на «бильярдном поле» в Крыму.

В военной истории русского бильярда XIX в. есть удивительные примеры, когда своим отношением к этой любимой офицерской игре люди, ради ее прославления, не задумывались о своем материальном благополучии и все свои средства и усилия отдавали коллекционированию бильярдных аксессуаров. Таким вошел в историю поручик П.В. Нащокин — известный меценат, один из верных московских друзей А.С. Пушкина. В коллекции Нащокина, которая сегодня находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, из шестисот самых различных миниатюрных предметов особое место занимают бильярдный стол из орехового дерева высотой 19 см, длиной 74 см и шириной 38 см и шары из слоновой кости диаметром 1,5 см. О любви поручика к бильярду литератор М.И. Пыляев в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы» писал: «Он ездил почти ежедневно в Английский клуб, выписывал себе из Парижа дорогой кий, хранившийся под сбережением маркера».

Уместно рассказать еще о двух «оригиналах» из среды военных, которые прославили бильярд в XIX в. как исключительное дело офицерской чести. Так, в знаменитой книге В.Л. Гиляровского «Москва и москвичи» можно прочесть о страстном «классике» бильярдного искусства отставном капитане В.Я. Казакове, который изумительно красиво играл «не по-маркерски, не по-шулерски, а блестящим «вольным ударом» и всегда выигрывал любую партию. Не менее интересный факт донес до нас Гиляровский и о другом герое бильярдных состязаний того времени — совсем еще молодом офицере Л.Н. Толстом, который в Английском клубе «в 1862 году проиграл приезжему офицеру тысячу рублей и пережил неприятную минуту: денег на расплату нет, а правила строги — можно и на «черную доску» попасть»… Пришлось ему занимать проигранную сумму у редактора «Русского вестника» Н.М. Каткова. В знак признательности будущий великий писатель потрудился на литературном поприще и сдал в качестве расплаты редакции «Русского вестника» свое новое сочинение. Так на страницах этого издания в 1863 г. появилась знаменитая кавказская повесть «Казаки».

Думаю, на этих примерах отношения военных к бильярду как к инструменту игровой культуры, проверки чести и достоинства людей в погонах видно, насколько были важны для офицеров высоконравственные качества личности, черты особого характера и признаки большой любви к этой прекрасной игре.

Правила светского этикета

Работая в архивах военного ведомства, удалось найти законодательные акты, относящиеся к созданию офицерских общественных организаций, в которых наряду с военизированными играми и занятиями впервые официально вводятся и игры на бильярде. Это было отмечено в первом Положении об офицерских собраниях в отдельных частях войск, подписанном

26 августа 1881 г. командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа за №38. В Положении четко определялись цели и задачи офицерского собрания, главными из которых были:

  • доставить офицерскому обществу средства для взаимного сближения его членов;
  • содействовать развитию в среде офицеров военного образования.

А для достижения этих целей, как отмечалось в Положении, «в частях учреждаются офицерские собрания с библиотекой, столовой, фехтовальными и гимнастическими залами с принадлежностями, билiардомъ, стрельбищами и т.п.». Такие же требования закреплялись в положениях об офицерских собраниях, утвержденных «высочайше» 5 сентября 1884 г. за подписью военного министра генерал-адъютанта П.С. Ванновского, а в 1899 г. — решением Военного совета и приказом генерал-лейтенанта А.Н. Куропаткина. Во всех документах

бильярд закреплялся как важное военно-прикладное занятие для всего офицерского состава армии.

Эти законодательные акты и соответствующие мероприятия военного ведомства по их выполнению на местах сыграли свою роль. В конце XIX — начале XX в. жизнь и быт офицеров Русской армии уже были немыслимы без наличия в каждом полку (или в каждой бригаде) хорошо

обустроенной бильярдной, фехтовального зала, а также помещений для гимнастики и тира для стрельбы из пистолета. При этом, как отмечалось в Обобщении инспектора Генерального штаба генерал-майора М.В. Грулева, «офицеры с большой охотой и с пользой для дела увлеченно проводили время в бильярдной

и читальне, нежели на мертвецки скучных плановых занятиях…». Хотя важнейшей целью этих собраний были занятия офицеров во внеслужебное время под контролем старших командиров, воспитание их в духе преданности царю и Оте-честву, на практике все было иначе. Такие клубы все больше уделяли внимание развитию у военной интеллигенции высоких светских качеств, возвышенных идеалов, умения блестяще выглядеть и красиво проявлять себя в игре на бильярде, а не только умению отлично стрелять из пистолета или виртуозному владению шпагой. Тем более что при правлении Александра III и Николая II, согласно упомянутым положениям, уже при каждой отдельной воинской части или гарнизонном клубе были установлены лучшие по тем временам образцы бильярдных столов, а также имелись при них все необходимые для игры приспособления.

Век живи — век учись … играть на бильярде

Так бильярд всерьез и надолго вошел в жизнь и быт Русской армии. В исторических архивах удалось найти хорошо сохранившиеся фотоматериалы, иллюстрирующие прекрасно оформленные бильярдные залы офицерского собрания лейб-гвардейского Кексгольмского гренадерского императорского австрийского полка (1910 г., Варшава) и Исторического музея лейб-гвардии Первой артиллерийской бригады (1913 г., Санкт-Петербург). Приятно поражает то, что на этих фотографиях мы видим самые современные по тем временам столы Фрейберга и Шульца с красивой резьбой по дереву и всеми необходимыми аксессуарами для игры в русский бильярд.

К удивлению, сохранился и игровой бильярдный стол, когда-то принадлежавший лично командующему Черноморским флотом России вице-адмиралу А.В. Колчаку. Несмотря на то, что этот уникальный стол вместе с его владельцем когда-то «пропутешествовал» до Забайкалья и обратно, сегодня «колчаковский бильярд» бережно хранится и продолжает «работать» в интересах офицеров и генералов — слушателей Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Возможно, читателю покажется, что эти заметки о бильярде в Русской армии не так важны и интересны для нынешней Российской армии. Об этом мы еще поговорим…

А завершить эту часть повествования хотелось бы словами нашего современника, тоже военного, с суворовского детства влюбленного в бильярд — Героя Советского Союза генерал-полковника В конце XIX — начале XX в. жизнь и быт офицеров Русской армии уже были немыслимы без наличия в каждом полку (или в каждой бригаде) хорошо обустроенной бильярдной, фехтовального зала, а также помещений для гимнастики и тира для стрельбы из пистолета. Б.В. Громова, ныне губернатора Московской области: «Мне было около 13 лет, когда я впервые увидел игру на бильярде… В царское время офицеры много времени проводили за бильярдным столом. Поскольку искусство владения кием считалось своего рода одной из воинских доблестей. Согласитесь, что на зеленом сукне двое соперников ведут, пускай и мирную, но «войну». Войну техники, тактики, нервов. Я всегда считал, что бильярд оттачивает человеческое самообладание, служит своего рода «ситом» человеческих эмоций и переживаний. А уметь владеть эмоциями военному нужно прежде всего… Если у меня есть полчаса или час свободного времени, то я с радостью посвящаю его этой замечательной игре».

Полагаю, лучших слов к эпилогу этой части рассказа о бильярде и не придумать.


В печатной версии страница №72  | Количество просмотров: 5333  |  Комментариев: 

Оставить комментарии