200 лет бильярдной традиции

бильярдное оборудование

"Бильярд Спорт", Январь-Февраль (2008)

Руптур

200 лет бильярдной традиции


Алексей Жуков

омпания РуптуР работает на рынке бильярдного оборудования более 10 лет. А сколько лет бильярдным традициям РуптуРа? Те же самые 10 с небольшим? Отнюдь, руптуровцы не без гордости говорят, что намного больше. И они не кривят душой.

Английские гувернеры

Сегодня Александр Соколов — генеральный директор группы компаний РуптуР, в которую входит крупная современная фабрика, чья продукция заслужила признание многих профессионалов и любителей русского бильярда. Но более 10 лет назад ему пришлось создавать производство «с нуля». В этом были свои плюсы. С одной стороны, свежий взгляд позволял увидеть в бильярде то, что было не под силу разглядеть действующим производителям, начинавшим во времена СССР, но с другой стороны — приходилось всему учиться.

У РуптуРа было много учителей. Среди них и известные мастера, игроки, которые не отказывали в добром совете, тестировали столы, указывали на ошибки и недочеты: Георгий Митасов, Рамиль Вахитов, Гиви Анфимиади, Аслан Бузоев, Юрий Соснин, Евгений Созыкин, Юрий Лобач и др. Но были и учителя, которые помогли не меньше, а при этом не сказали ни слова. Кто же они?

Это бильярдные столы. В бурные 1990-е годы компания РуптуР привезла из Англии более 2 тыс. снукерных столов. Все они были отреставрированы и пере-оборудованы для русского бильярда.

История одного бильярда
В начале своей деятельности специалисты РуптуРа не раз получали восторженные звонки: «Приезжайте, у нас тут есть стол Сталина (Жукова, Хрущева, Машерова и т.д.)». Как правило, уже на месте выяснялось, что это совершенно обыкновенный советский бильярд, за которым последние 10—20 лет просто-напросто даже не пытались следить. Но однажды такой звонок подарил настоящее сокровище. Настоятель костела Св. Анны, расположенного в западнобелорусской деревне Мосар, решил создать небольшой музей быта. В числе прочих экспонатов к нему попал и небольшой 5-футовый бильярдный столик. Чего только не довелось пережить этому маленькому бильярду. Некоторое время он служил обыкновенным столом, затем детской кроватью, наконец, просто валялся у сарая. Чудом дожил до XXI в. один из первых «доходных» столов — так тогда назывались жетонные столы в России и Польше.
Судя по всему, бильярд служил в одном из трактиров. В него бросали монетку, открывался ящик с шарами, и начиналась игра. Стол напоминает пуловский, но таковым не является. В начале XX в. была популярна так называемая итальянская партия, или трехшаровая пирамида. Эта игра напоминала и русский бильярд, и пул, и карамболь одновременно.
К сожалению, доходный стол восстановлению не подлежит. Но он интересен тем, что его игровая поверхность изготовлена из дерева. Следовательно, перед нами дешевый бильярд, чей век оказался намного длиннее, чем предполагалось первоначально.

«Параметры снукерного стола и русского бильярда во многом схожи, — говорит главный технический эксперт компании Дмитрий Микитчук. — У них одинаковая высота и размеры игрового поля, поэтому их вполне можно переоборудовать для русского бильярда. Необходимо заменить лузы и борта».

Среди 2 тыс. снукерных столов, с которыми работали руптуровцы, попадались настоящие раритеты: их возраст оценивался в 60—70 лет. Инженеры компании получили уникальную возможность ознакомиться с историей бильярдной промышленности Европы. Именно на снукерных столах производство РуптуРа оттачивало технологию и конструкцию бильярдных столов.


Отечественные традиции

Иностранный опыт хорош, но в русском бильярде необходимо опираться на собственные традиции. Специалистам компании РуптуР довелось реставрировать не только английские снукерные столы, но и знаменитые шульцевские. Компания Шульца занималась производством биль-ярдных столов в России в конце XIX в. Именно она заложила первые стандарты русского бильярда. Все лучшее, что было в столах этой компании, руптуровцы привнесли в свою продукцию.

Мастера РуптуРа Геннадий Жебин, Сергей Бяко, Александр Кацуба и другие создали свой собственный шедевр. Им стала бильярдная коллекция «Ричард III», которая поражает своей красотой и сложностью работы.

«Кроме того, нам приходилось работать с различным раритетами, в том числе и советских времен. В одном из правительственных учреждений, причем достаточно высокого ранга, нам попался бильярд с игровой поверхностью из 5 листов шифера. О таком сейчас вспоминаешь с улыбкой, — рассказывает Дмитрий Микитчук. — В другой раз в резиденции премьер-министра Белоруссии Вячеслава Кебича мне встретился необычный стол. По своей конструкции он немного напоминал продукцию советских фабрик, но выгодно отличался от нее качеством работы и инженерными находками. Только спустя несколько лет, увидев в Москве стол знаменитого Андрея Чемоданова, я понял, что это был он».

К сожалению, следы того стола потерялись. Но в архивах нашлись не менее ценные свидетельства. Исследователи указывают, что в Белоруссии бильярд был известен еще в XVI в. Роман Афтанази, проанализировавший все инвентари Несвижского замка, резиденции магнатского рода Радзивиллов, указывает, что бильярд в описях имущества встречается уже при Миколае Криштофе Радзивилле по прозвищу «Сиротка», который жил во второй половине XVI в. Правда более точные сведения относятся уже к XVIII—XIX вв. На собственном бильярде, установленном в левом крыле фамильной усадьбы в Залесье, играл Михаил Клеофас Огинский, автор знаменитого полонеза, а в XVIII в. в стране уже были мануфактуры, в которых бильярдные кии украшали драгоценными камнями.

Так что когда компания РуптуР получила предложение отреставрировать биль-ярдный стол «Монарх» из Несвижского замка, это стало для нее делом чести и настоящим экзаменом, таким, каким было изготовление chef d’oeuvre для подмастерья, претендовавшего на место мастера в одном из цехов.

Компания РуптуР с честью выдержала экзамен. В 2004 г. стол «Монарх» был передан Несвижскому музею-заповеднику в том виде, в котором его купил Антоний Вильгельм Радзивилл в конце XIX в. у американской фирмы Brunswick. Вскоре будет окончена реставрация Несвижского замка и «Монарх» наконец-таки займет свое исконное место в одном из залов дворца.

Через несколько лет после восстановления «Монарха» мастера РуптуРа Геннадий Жебин, Сергей Бяко, Александр Кацуба и другие замахнулись и на свой собственный шедевр. Им стала бильярдная коллекция «Ричард III», которая поражает своей красотой и сложностью работы.

Неудивительно, что, вобрав в себя все самое лучшее, что было в русском и европейском бильярде за последние 200 лет, продукция компании РуптуР заслужила признание профессионалов и любителей, а ее специалисты были привлечены к разработке технических требований Международного и Европейского комитета по пирамиде!


В печатной версии страница №50  | Количество просмотров: 2621  |  Комментариев: 

Оставить комментарии