Бильярд в искусстве. Часть первая

история

"Бильярд Спорт", Март-Апрель (2008)

Бильярд в искусстве. Часть первая


Николай Ратозий (Капитан первого ранга, кандидат исторических наук)

На страницах нашего журнала в течение минувшего года публиковались очерки с иллюстрациями об истории зарождения и развития бильярда в России на протяжении трех столетий. В данной статье предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее интересными произведениями художников, прославивших бильярд средствами изобразительного искусства. Одновременно мы попытаемся показать на отдельных примерах, как эта волнующая творческую интеллигенцию тема отражалась в декоративно-прикладном искусстве, в других жанрах народного творчества и в музееведении. При этом сразу же заметим, что освещение указанной темы не носит искусствоведческий характер, а отражает в основном историко-культурный аспект.

От древних фресок до моделизма в золоте

Тема игры людей с шарами находила свое отражение в народном творчестве еще задолго до нашей эры. Об этом может свидетельствовать, например, сохранившаяся до наших дней историческая фреска, на которой египетский фараон Тутмос III изображен за игрой, похожей на бильярд. В истории мирового искусства есть немало и других примеров, когда средневековые ремесленники изображали на гобеленах игры в наземный бильярд, а позже уже расписывались дворцовые бильярдные комнаты и инвентарь. Особо ярко прославлялось бильярдное искусство в творчестве западноевропейских художников XVII—XVIII вв. Прежде всего это относится к мастерам живописи, ваяния, моделирования и т.п. — выходцам из Франции, Англии, Германии. В середине XVIII — начале XIX в. здесь появились уже целые художественные произведения на бильярдную тематику, в которых красочно изображались не только бильярд как средство развлечения или признак богатства господствующего слоя населения, но и различные картинные сцены бильярдных баталий с участием широкой публики, куда входили и мужчины, и женщины. Лучшим подтверждением этого является, например, прекрасно созданная в 1807 г.

художником Л.Л. Буланьи картина «Бильярд». Уже тогда западные искусствоведы отмечали, что это было одно из наиболее ярких и реалистических произведений живописи времен правления Наполеона, посвященных бильярду. Впрочем, как известно, этот классический шедевр изобразительного искусства начала XIX в., прославивший игру на бильярде во Франции, и теперь волнует воображение всех тех, кто не равнодушен к бильярдному искусству. Такие картины теперь можно увидеть на страницах американской иллюстрированной «Бильярдной энциклопедии», вышедшей в свет в 1994 г. Именно там наглядно популяризируются достижения мастеров изобразительного искусства Запада на тему бильярда, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней.

Увидеть некоторые произведения западноевропейских деятелей искусства на бильярдную тему в художественных собраниях нашей страны, в общем-то, вполне возможно. Например, в Государственном историческом музее, в коллекции особого фонда, хранится очень оригинально изготовленный в 1809—1819 гг. французскими художниками-ювелирами по драгоценным металлам несессер (золотой ларец), в виде бильярдного стола (размером 9х21, 6х12,8 см). Это удивительно красивое изделие в золоте, серебре, бронзе, перламутре, эмали, меди, стали, дереве, стекле и бархате лучше всего характеризует уровень изобразительного искусства Франции начала XIX в. и отношение к бильярду в целом.

Еще одним наглядным примером популяризации бильярдной темы мастерами французской школы живописи в конце этого же века может служить и известная картина художника Поля Гогена «Ночное кафе в Арле» (1888 г.), на которой, хотя и на втором плане, но яркими красками изображен в интерьере кафе бильярдный стол с тремя шарами на нем. Кстати, это произведение находится сейчас в собрании зарубежного искусства при Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, и доступно для экскурсионного обозрения.


Граф Растопчин и «бильярд» в фарфоре

История появления бильярда на Руси насчитывает уже более трех столетий. За это время русский бильярд, можно сказать, коснулся жизни и деятельности мужчин и женщин, детей и пожилых людей, ученых и изобретателей, военных и политиков, историков и журналистов, а также деятелей литературы и искусства. При этом следует отметить, что во все периоды нашей истории воздействие бильярда на культурное и спортивное развитие общества было значительно и даже полезно. И хотя нельзя однозначно утверждать, что тема бильярда была постоянно популярной во всех слоях общества, но в творчестве художников она всегда находила свое место.

Особо ярко прославлялось бильярдное искусство в творчестве западноевропейских художников XVII—XVIII вв. Прежде всего это относится к мастерам живописи, ваяния, моделирования и т.п. — выходцам из Франции, Англии, Германии.

Что касается отражения темы бильярда в изобразительном искусстве России XIX в. и особенно в первой его половине, то следует заметить, что в отличие от писателей и поэтов, живописцы этого периода не очень-то баловали общество своими художественными произведениями на эту совершенно неизведанную, новую тему. В то время, как известно, в русской живописи довольно долго господствовал классицизм, правила которого требовали подражать античным образцам. А бильярд, как совершенно новое явление в культуре, не сразу стал объектом вдохновения в творчестве мастеров живописи, графики и других реалистических направлений. И все-таки нам удалось найти один действительно реалистический образец художественного изображения темы бильярда начала XIX в., олицетворяющий в живописном, красочном портрете живого человека с бильярдным кием в руке. Это произведение художника С. Тончи (выполнено в 1812 г.), посвященное Ф.В. Ростопчину, знаменитому графу Российской империи, генерал-губернатору и московскому главнокомандующему 1812 г., прославившемуся в борьбе с Наполеоном и не менее известному в бильярдном мире России поклоннику этой игры. Надо отдать должное художнику: нарисовать на полотне масляными красками портрет Ф.В. Ростопчина — любимца императора Павла I, его азартнейшего партнера по игре на бильярде, бывшего действительного тайного советника, президента Коллегии иностранных дел, члена Госсовета, да еще с кием в руке, — это было поистине знаковым явлением популяризации бильярда в изобразительном искусстве начала XIX в. И совсем не важно, что начавшиеся в 1812 г. военные действия не позволили художнику С. Тончи, также отлично «сражавшемуся» на губернаторском бильярдном столе, окончить портрет Ф.В. Ростопчина (дорисовать графа в домашнем белом халате, держащего в руке кий).

Важно другое — мы имеем сегодня это историческое живописное произведение и можем с него начать рассказ о дальнейшей судьбе бильярда в отечественном изобразительном искусстве.

Все больше углубляясь в заданную тему, нам удалось все же найти не менее значительный шедевр изобразительного искусства, оригинально сотворенный трудом российских художников-ювелиров. На этот раз в фарфоре. Попрубуем описать его подробнее. В золотом фонде ГИМ хранится произведение санкт-петербургского заводчика купца Батенина — фарфоровая чашка с блюдцем (высота — 9 см, диаметр блюдца — 17,7 см), с изображением жанровой сценки в интерьере «Игра на бильярде» с условными (типажными) мужским и женским портретами. На картине очень правдиво изображены позы нарядно одетых людей (применительно к моде начала XIX в.), играющих на лузном бильярде. Вызывает восхищение изящно выполненная художественная роспись, надглазурное крытье, позолочение и тонировка этого уникального произведения на лицевой стороне чашки. Этот шедевр датирован 1830 г., но вместе с тем сохраняется интрига в надписях под каждым из играющих на бильярде — «МЯ» и «МА». То ли это инициалы заказчиков изделия, то ли авторов-изготовителей. Но нам важен сам факт достижения такого уровня изображения бильярдной темы в русском искусстве первой половины XIX в., который не намного уступал произведениям западного искусства того же времени. Особенно это проявилось в творчестве русских умельцев, которые применяли к тому же драгоценные металлы, в том числе и золото.


Бильярдный домик Нащокина

Рассматривая тему «Бильярд в искусстве» с исторической точки зрения, полагаю, не будет лишним еще раз обратиться к уникальным памятникам нашей отечественной истории и культуры, хранящимся в фондах самых разных музеев нашей страны. Именно там, среди миллионных коллекций, можно найти поражающие воображение материальные вещицы, малоизвестные, а порою просто забытые, не востребованные временами, как и сам бильярд, но ведь как ярко и с какой любовью они сделаны людьми, жившими в разные времена в России! Возьмем, к примеру, миниатюрную бильярдную коллекцию, состоящую из стола и аксессуаров к нему, собранную в 20-е годы XIX в. меценатом и другом А.С. Пушкина отставным поручиком А.В. Нащокиным. Все эти бильярдные вещицы поистине не имеют цены как с исторической, так и с художественной точки зрения. Они действительно искусно сделаны руками самых настоящих художников, которых в народе по праву называли Левшами-краснодеревщиками, ювелирами, бронзовых и золотых дел мастерами. Важно, что сегодня все эти творения можно увидеть в петербургском Музее А.С. Пушкина на Мойке. Здесь, в так называемом нащокинском домике, который по определению А.С. Пушкина был «доведен до совершенства — недостает только живых человечков», сегодня красуется бильярдный мини-стол на 12 ножках (высота — 19 см, длина — 74 см и ширина — 38 см), как и положено, обтянутый зеленым сукном. На столе лежат 2 лилипутских кия, 15 костяных шаров величиной с горошину и все остальные принадлежности, необходимые для игры на бильярде. Известно, что с этой коллекцией в свое время знакомились и восхищались ею друзья А.В. Нащокина, великие художники слова и искусства, поклонники бильярдной игры: Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, братья Брюлловы, Петр Соколов — весь цвет тогдашнего общества.

История появления бильярда на Руси насчитывает уже более трех столетий. За это время русский бильярд, можно сказать, коснулся жизни и деятельности мужчин и женщин, детей и пожилых людей, ученых и изобретателей, военных и политиков, историков и журналистов, а также деятелей литературы и искусства.

Любопытно, что в этом «домике» экспонируется еще одно оригинальное произведение искусства — макет «Бильярдная». Он выполнен способом лепки из пластического и гипсового материала, где изящно изображены интерьеры бильярдной с аксессуарами, тот же нащокинский миниатюрный столик, но уже со склонившимися над ним двумя игроками с киями в руках, то есть теми вылепленными «человечками», которых, по мнению Пушкина, ранее не хватало (Фототипия. Реконструкция. 1910 г.). Должен оговориться, что при дальнейшем освещении нашей темы мы будем частично использовать иллюстративный материал, недавно опубликованный в книге «Игра и страсть», изданной коллективом научных сотрудников Государственного русского музея (Санкт-Петербург, 1999 г.). Нам особенно приятно отметить, что именно этот музей, в лице его генерального директора В.А. Гусева, одного из первых крупных ученых в области искусства, кто поддержал нашу идею создания в Москве тематической экспозиции, посвященной истории русского бильярда, этого значительного явления в культуре и спорте России. Краткий анализ имеющихся в фондах этого уникального музея произведений искусства, отражающих в той или иной форме историю развития бильярдной темы в русской живописи второй половины XIX в., позволяет особо выделить работы художников, выполненные в аллегорическом жанре. Наиболее характерными являются картины, выполненные акварелью и отпечатанные в 1857 г. литографской мастерской А.П. Руднева — «Бильярдная» и мастерской П.А. Глушкова — «Два крестьянина, вошедшие в трактир…» (1878 г.). Изображая двух крестьян, зашедших в столичный трактир и заказавших пиво, художник показывает их восхищение увиденным там бильярдом. При этом из текста, который имитирует речь крестьян, следует, что один из них, более опытный, Пантюха объясняет молодому Сидорке, как надо играть на бильярде, и предостерегает его от возможных опасностей этой азартной игры.


В печатной версии страница №72  | Количество просмотров: 5525  |  Комментариев: 

Оставить комментарии