Мерцание сути
крупным планом
Мерцание сути
Александр Романов, Дмитрий Ляховский
Антон Мерцалов известен массовой бильярдной аудитории прежде всего по «Урокам игры на бильярде», которые он выпустил в содружестве с Юрием Пантелеевым и Асланом Бузоевым. Кассету эту наверняка купили и посмотрели многие. Более того, ее давным-давно растиражировали для «Горбушки». Однако об этом опыте Мерцалов жалеет. Съемочная группа была ангажирована всего на два дня, никто не был в этом особо заинтересован, сделали все тяп-ляп, получили свои деньги и разошлись.
«До сих пор у меня спрашивают, где взять эту кассету, а я, честно говоря, так ее ни разу и не посмотрел!» — вспоминает Антон. Похоже, в бильярдной жизни, как и вообще в этом лучшем из миров, делать все надо так, как если бы жил последний день. Иначе… иначе сожаление о бесцельно прожитом дне еще долго будет бередить душу.
Турнирная эпопея
В 1994 г. Анатолий Басов, разработавший конструкцию столов с плитой из алюминиевого сплава, построил на территории АЗЛК бильярдный клуб, который сразу же стал популярным, привлек много интересных людей, старых игроков с историями и легендами. Посетители частенько сиживали в баре и почти каждый что-то рассказывал: одни травили байки, другие читали стихи, иногда даже свои. Антон с упоением слушал истории о том, как проиграв солидный куш, незадачливый катала восклицал: «Ну наконец-то я избавился от этого груза!» Или о том, как некие директора каких-то баз давали в 2 раза больше проигрыша со словами: «Только никому не говори, что выиграл у меня такие деньги!» Имея баснословные деньги, мало кто мог ими воспользоваться. Квартиру или машину не купишь, за границу не поедешь — тоска… И разгонялась эта тоска в ресторанах. В общем, «Ковбою Мальборо» и «Харлею Девидсону» из одноименного американского фильма такое и не снилось! Чего стоил один только «Леня рыжий» — в свои 70 лет в каракулевой шапке он сводил с ума юных особ!
При сыгрывании чужого шара можно выработать алгоритм. Самое главное — научиться попадать в биток. Чужой всегда летит туда, куда его направил биток. Поэтому важно научиться управлять битком.
До поры до времени Антон наблюдал за развитием спортивного бильярдного движения со стороны, со стула барной стойки в клубе АЗЛК, где в конце 1990-х годов его и заметил Юрий Пантелеев. В глубине души Мерцалов был готов включиться в соревновательную гонку: теннис, которым он занимался с семи лет до института, заложил-таки спортивный дух. Но нужен был толчок. Предложение выступать за Сургут, полученное от Юрия Пантелеева, который с 1995 г. играл за сургутскую команду, как раз и стало отправным моментом. До тех пор во всех этих действиях Антон не видел толку. Ну съездил, ну сыграл…
На этот же раз условия были идеальными: все поездки оплачивались, обеспечивалось самое лучшее проживание, проценты от выигрышей никто, естественно, не забирал. Ларчик просто открывался: вице-мэр Сургута Владислав Степанович Нестеров был большим поклонником русского бильярда. Сам играл хорошо, с удовольствием участвовал в турнирах, часто побеждал. Он и решил все финансовые стороны вопроса.
Выступая за команду Сургута, Мерцалов познакомился со многими игроками, интересными людьми. Он четко осознал, что спортивный бильярд и коммерческий — две абсолютно разные вещи.
Впрочем, о теории удара и прочих разных вещах, без которых, в общем, не мыслим спортивный бильярд, Антон начал задумываться гораздо позже, лет эдак пять назад, когда он отошел от спортивного турнирного движения. В 2002 г. он в последний раз стал чемпионом России, выиграв у Юрия Пащинского, в 2003 г.
съездил на Чемпионат мира в Вильнюс в качестве зрителя, посмотрел на все со стороны и понял окончательно, что при таком формализме (по отношению к делу, по организации мероприятия), ждать нечего. Вот после этого интерес к турнирному бильярду пропал у него сам собой.
На Рублевке, или Философия на зеленом сукне
А когда появилось предложение открыть клуб, Мерцалов, что называется, с головой ушел в этот проект. И за два месяца, буквально с чистого листа, создал известный в свое время клуб «Династия» на Рублевке. Уложившись в жесткие сроки строительства, Антон стал генеральным директором созданного клуба.
«Только здесь, когда появилось свободное время, когда начали расспрашивать люди, стало приходить осознание, сформировался некий пакет знаний, которыми я начал делиться с людьми. Причем не со всеми. Я всегда стараюсь понять, зачем это нужно человеку. Если ко мне приходили и говорили, что вот-де проигрался компаньону, хочу отыграться, я сразу отвечал, — это не ко мне. Когда же видел, что человек заинтересован, болеет за бильярд, тогда начинал тренировки. Многие до сих пор играют, периодически звонят, приходят — это нескончаемый процесс. В бильярде нет конца, тренироваться можно бесконечно…»
Тренировочный процесс сам по себе увлекает?
Конечно. Причем это тоже пришло не сразу. Когда что-то делаешь без души, то думаешь: да когда же пройдут эти два часа?!
А когда с душой, с правильным подходом — тогда два часа пролетают как один миг.
В бильярде столько много всяких нюансов, что уложить их в голове ученика получается не сразу, нужно иметь терпение, повторять. И когда все начинает получаться, то и ученик получает удовольствие, и ты как педагог. Я, с тех пор как стал тренировать, сам изменился. В свое время моя жена, когда я пытался научить ее водить машину, говорила, что мне это не дано. А сейчас ее мнение кардинально изменилось.
Досье «Бильярд Спорт»
Антон Мерцалов
Мастер спорта
Родился в 1970 г. в Москве.
Двукратный чемпион России (2000 и 2002 гг.), призер Чемпионата мира, победитель и призер многих коммерческих турниров.
Окончил Московский энергетический институт. Женат. Ценит семью. Сыну 12 лет, дочке — 2 года.
Антон, давно мучит вопрос. Разрешите, а?! Вот бильярд — начертательная геометрия, теория удара, квантовая механика, сопромат, словом. И с другой стороны — Евгений Сталев, о котором принято говорить «окончил школу». Где та тонкая грань наложения точных наук и интуиции, мышечной памяти?
Думаю, законы геометрии тут ни при чем. И то, что говорят о Сталеве — умеет только шары забивать — ерунда. Есть люди инертные, а есть стремящиеся к развитию. Евгений Сталев прекрасно во всем разбирается, постоянно занимается саморазвитием.
Нельзя сказать, что знание законов физики является залогом успеха. Хотя, конечно, движение тел на плоскости — чистая физика. И когда ты понимаешь, что нужно этим телам, чтобы они двигались в правильном направлении, тогда все удается. Я сам представляю, что должно произойти с этими ровными телами, как одна сфера должна подойти к другой, с каким вращением или вообще без вращения, чтобы прицельный шар полетел по заданной траектории. И когда эта картинка укладывается в голове, придается нужное движение битку, он правильно подлетает к прицельному шару, выверено отдает ему свою энергию и прицельный шар катится, куда надо.
Это раньше бильярд был под замком: никто никому ничего не рассказывал.
А сейчас есть книжки, пособия. Можно все объяснить, понять, но воспользоваться этим не так-то просто — необходимо много тренироваться. И наоборот: есть люди, которые неправильно стоят, неправильно бьют, но выполняют такие качественные удары! Такому игроку надо сломать стойку, да всего его надо «переломать» и выстроить заново. И тогда я говорю: вы потратите три года жизни, время, деньги… Зачем вам это надо?! Играйте в свое удовольствие, у вас и так хорошо получается!
У каждого есть какие-то домашние заготовки, начиная от разбоя и заканчивая какими-то трафаретными игровыми ситуациями… Их можно так натренировать, чтобы они, как говорится, от зубов отскакивали. Как вы считаете, эти домашние заготовки, применимы всегда, или все зависит от спарринг-партнера, и где-то с кем-то это может не сработать?
Если это знакомая для вас позиция, конечно, грешно ей не воспользоваться. Более того, существуют позиции, где игра просматривается на три, четыре, пять ходов вперед. При этом многое зависит не только от партнера, но и от стола, и от сукна. На чужом столе сложнее реализовать домашнюю заготовку: одна погрешность накладывается на другую. И все. Именно поэтому нельзя сыграть партию по одной формуле. Вот почему на турнирах должны быть идеальные столы одного стандарта. Только тогда спортсмен сможет показать наивысшие результаты. Даже футболисты на чужом поле показывают другую игру. Это все равно что стрелку вместо пистолета дать лук и приказать столь же результативно попадать в мишень. А бильярдисты зачастую играют в жутких условиях, когда столы устанавливаются за два часа.
Но это же нереально — ввести единый стандарт на столы, борта, сукно, шары. Это все равно, что русскую колею железной дороги заточить под европейский стандарт!
Для Федерации это очень реально! Просто нужно иметь свои столы, доставлять их заранее в те города, где проходят турниры. Сейчас есть столы, которые без проблем можно собирать и разбирать десятки раз. Именно так обстояло дело в Профессиональной лиге Локтева, и игроки чувствовали себя более или менее комфортно. А сейчас все зависит от клуба. Вплоть до того, что никто не знает, какие шары будут — «Супер-Арамит» или «Арамит-премьер».
А от шаров, вообще-то, очень многое зависит. Хорошо хоть кии еще свои.
Так по вашей логике получается, что и кии у всех должны быть одинаковыми?
Ну уж нет! У каждого свой вес, рост, индивидуальное телосложение. Ведь гребцы на байдарках со своими веслами в гонках участвуют! Хотя, казалось бы — у весел тоже существует свой стандарт, определенный материал… Ничего подобного! Конечно, ко всему можно привыкнуть. Но нужно время. И не предоставляя этого времени, нельзя требовать от спортсмена результат. Это все равно, что поставить гонщика на незнакомую трассу, легенды которой он в глаза не видел. Бильярдист тоже должен понять, что можно «выдавить» из этого стола.
Насколько важна в бильярде психологическая подготовка?
Психологическая подготовка является первичной. Бильярд — игра умов. Самообладание, выдержка, умение адекватно увидеть позицию и правильно оценить свои шансы, свое положение крайне важны. Не могу сказать, что я довел эти навыки до совершенства, но радуюсь, когда удается совладать с собой.
Бильярд, если можно так выразиться, помогает ставить мозги на место. В то же время в бильярде невозможно все привести к единой безотказной формуле. Есть у меня ученик и друг один с хорошей техникой — чистый технарь. Он всю игру хочет привести как раз к навсегда верно найденной формуле. Я в свою очередь ему постепенно объясняю, что в бильярде, наверное, как и в музыке, невозможно оперировать только формулами. Существуют еще интуиция, психология, индивидуальные черты соперника. И в итоге на тренировке он показывает и доказывает, что все возможно, а когда попадает в незнакомую стрессовую ситуацию — все разваливается.
Клубные тайны
Антон убежден, что существует два основных вида бильярдных клубов: массовый (когда поставили много бильярдных столов и пивную стойку и больше ничего не надо) и второй — собственно клуб в первоначальном смысле слова — место, куда постоянно приходят одни и те же люди, где им приятно видеть друг друга и общаться между собой. Во втором варианте должно совпасть много условий, чтобы проект оказался успешным, начиная со строительства. У нас очень много клубов создано просто не по правилам. Есть знаменитые клубы, где в пяти точках нельзя выполнить удар. Самое обидное, что нередко уже на стадии проектирования допускаются грубейшие просчеты.
Для успешного функционирования бильярдного клуба архиважен, конечно, человеческий фактор — персонал. Маркер — одно из главных действующих лиц. В любом клубе каждому его члену нравится что-то свое. «Кому-то нравится кий из колоды, кому-то — девушка на входе, кто-то приезжает скушать яблочный штрудель. У всякого посетителя обязательно есть свой пунктик. Если вы вспомните свои любимые места, то тоже с легкостью назовете причину, по которой они вам нравятся, разве не так? Вот и здесь как раз нужен человек, который со всеми общается и знает всю совокупность пунктиков большинства посетителей и предпринимает все для создания максимального комфорта. Этот человек должен быть настоящим психологом, знать, кому что нравится, тогда гости будут всем довольны, а атмосфера сложится поистине клубная. А значит, клуб будет жить, люди будут приходить, для того чтобы отдохнуть в комфортной для себя обстановке», — убежден Мерцалов.
Наверное, у многих читателей возник вопрос: «Если он так хорошо разбирается в клубном строительстве, то почему закрылся клуб «Династия»?» Как выяснилось, просто сменился владелец здания. Сломали все. Сейчас строится фитнес-центр. Для Рублевки — это привычная вещь.
Вообще, в последнее время в Москве как-то часто стали закрываться клубы. Основная причина — высокая стоимость аренды. Бильярдный стол неконкурентоспособен. Поэтому, как прогнозирует Мерцалов, коммерческих бильярдных клубов в Москве будет все меньше и меньше. Но в любом случае русский бильярд никуда не денется — люди как стучали по шарам, так и будут стучать.
На ваш взгляд, коммерческое движение и спортивная составляющая когда-нибудь выльются в полноценную индустрию?
Вы знаете, мне кажется, что та ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в русском бильярде, сохранится и в дальнейшем. Молодые ребята как приходили, так и будут приходить в спорт и играть за кубки и грамоты. Как были взрослые люди, которые наблюдают за этим со стороны и хихикают, как сейчас, так будут и в будущем. Может быть, я настроен несколько пессимистично, но я сам десять лет ждал, что ситуация изменится, что придет какой-нибудь Фишер, вложит в русский бильярд энное количество миллионов долларов и все закрутится, завертится — заживет!
Но все довольно печально. А ведь русский бильярд достоин большего, гораздо большего.
Почему, на ваш взгляд, оказались тщетными попытки создания профессиональной лиги?
Я участвовал в этих турнирах на протяжении трех лет. Было интересно. Надо сказать, что все упирается в человеческий фактор и в недостаток финансов. Игроки в какой-то момент сказали: хватит, мы уже довольно много популяризировали бильярд, на турниры уже ездим за свой счет (а это $1,5—2 тыс.), а призовыми вернуть потраченные на участие деньги нереально. Даже специально как-то посчитали: чтобы не «уйти в минус», надо каждый раз входить в призовую тройку. А это практически невозможно. Таким образом, поездив с год и посчитав, во сколько обходятся подобные соревнования, игроки прекращают принимать в них участие.
Что такое популярность того или иного вида спорта, деятельности? Вот если бы за счет них можно было бы жить, обеспечивать семью, то большинство бы занималось этим (в том же снукере ведь все по-другому). Все с удовольствием смотрят телетрансляции. Да и когда по телеканалу «Спорт» показывают русский бильярд, тоже многие звонят, тут же начинается обсуждение. Но без финансовой основы все как-то пробуксовывает. Раньше, если честно, шансов на изменение ситуации к лучшему было больше. И веры тоже. В последнее же время мне как-то не доводилось слышать ни одной более или менее путной программы по развитию бильярда. Поэтому я причисляю себя к скептикам.
Между прочим, и к русскому бильярду как таковому многие относятся скептически. Вспоминают несоответствие веса шаров и луз, ставят в противоположность хорошо организованный снукер и т.д. Как вы к этому относитесь?
Говорят, что снукер интереснее… Да это абсолютно разные игры, которые даже сложно объединить одним словом бильярд! Совершенно разная психология игры. Менталитет другой. Чем интересен русский бильярд? Это даже не борьба с соперником, а сражение с самим собой, с шарами, столом, инвентарем, со своими мыслями. При игре в снукер вы можете вообще не подойти к столу. Сели и мужественно принимаете поражение.
В русском бильярде такое невозможно.
У вас обязательно будет свой подход. Надо его дождаться и реализовать. Если партнер забил пять шаров, что мешает вам делать серию из шести, семи или восьми шаров?!
Лично я на подкожном уровне ощущаю разность бильярдных игр и хочу сказать, что русский бильярд не менее интересен, а может быть даже и более. Взять хотя бы сыгрывание своих шаров. Полагаю, что в этом смысле снукеристы вообще сами себя обокрали. Правильно управлять своим шаром — это не проще простого. Траектории своего шара бывают такие сумасшедшие, что ни одному другому виду бильярда и не снилось, кроме карамболя, где также играют своих.
А если взять разновидности русского бильярда, то какие дисциплины вы предпочитаете, что нравится больше всего с точки зрения популярности, зрелищности, интеллекта?
Что касается Американки, то здесь все понятно: играть любым любого — такого нет ни в одном из видов бильярда. Абсурд, который можно оставить для баров. Каждый понимающий игрок, прошедший школу, осознает, что никакого зерна в этой игре нет. Достаточно научиться трем-четырем ударам и уже можно быть неплохим игроком. Амплитуда сыгрывания шаров в Американку узкая. Когда шары катаются как горох, и оператор не понимает, что вообще нужно показывать, понятно, что это никак не будет смотреться на телеэкране. Интерес к этой игре появляется разве что тогда, когда в нее играют такие спортсмены экстра-класса, как Евгений Сталев, Алихан Каранеев, Кирилл Анищенко, Александр Паламарь (есть еще человек десять, которые творят с русскими шарами такое, что не смог бы повторить никто в мире, к сожалению, у нас это не ценят). Это игра не для профессионалов. Она не выявляет сильнейшего за пять партий, за пятнадцать — может быть, и то не всегда.
С точки зрения тренировочного процесса никаких универсальных подходов и методик не существует: осуществлять корректировку нужно, всегда учитывая индивидуальный стиль игры конкретного ученика. У всех свои ошибки, каждый играет по-своему, по-своему бьет. Одному надо одно подправить, другому — что-то поставить. На третьего посмотришь и скажешь: «Знаете, играйте лучше в свое удовольствие и не мучайте ни себя, ни других. Вообще, в последнее время я часто говорю такую фразу: «Если есть малейшая возможность не заниматься, то лучше и не начинайте. Потому что это затягивает как бездна. Если по-настоящему заболели, если без этого больше не можете — тогда, да».
Игра, конечно, должна быть одним шаром. При таком раскладе надо обладать очень широким диапазоном ударов. Это кажется, что они одинаковые. Но они разные — разный замах, разный подход. Здесь хотелось бы вспомнить одного бильярдиста с Украины, который играл одну партию тремя киями — для своих, для чужих и для отыгрышей. Уже тогда закрадывалась мысль, что удары все-таки настолько разные, что для каждого необходим свой тип кия. И чем больше ударов в арсенале игрока, тем шире и красивее он играет.
Теперь немного о Московской пирамиде: для телеэкрана она действительно немного суховата. Много отыгрышей. Хотя справедливо мнение о том, что слово «отыгрыш» следует вычеркнуть из бильярдного лексикона. Это тактический удар, к которому также надо готовиться, концентрироваться. А зрителям нравятся быстро забитые шары. И в этом смысле наиболее динамичной является Невская пирамида, в которой есть много от Американки и от Московской пирамиды.
А в целом бильярд — безумно интересный вид спорта. Я 20 лет играю и не перестаю удивляться — каждый раз узнаю для себя что-то новое! Предела совершенству нет.
Иногда, правда, становится грустно, глядя на то, чем приходится заниматься игрокам, чтобы заработать. Я-то ладно, еще ничего, грех жаловаться. В свое время не поленился, не отказал тем, кто просил совета, помощи в планировке или строительстве бильярдных клубов, бильярдных комнат в частных домах, ну и конечно, при выборе самого стола или при его изготовлении с нуля под уже существующий интерьер. Это оказалось очень интересным занятием, требующим знаний, полученных за последние 20 лет. Так и потянулась череда обращений и заказов благодарных людей, ну а величина их благодарности бывает разной, вплоть до покупки автомобиля.
А вот многим молодым хорошим игрокам приходится осваивать другие виды спорта. Например такие, как покер. Турнирный адреналин там обеспечен, а величина вознаграждения несоразмерно больше, чем в бильярде. Вот и сидят хорошие игроки ночи напролет — кто на турнирах в казино, кто в интернете. Нет ни одного профессионала, кто мог бы заработать на жизнь исключительно игрой на бильярде. А этот вид спорта должен быть профессиональным.
Антон, вот вы 20 лет занимаетесь бильярдом. Такой себе умеренный скептик. Интересно, а осталась ли у вас мечта о том, что бы вы хотели еще сделать за зеленым сукном?
Это даже не мечта, а цель — исправить то, что некогда сделал. Речь идет о той кассете, о которой мы с вами говорили в начале разговора. Я хочу сделать очень качественный продукт и рассказать всем, что такое бильярд, стол, кий, их историю. Провести некий ликбез, чтобы люди не шли и не тратили деньги на какую-то бильярдную мебель, пригодную разве что для дров на дачу. И конечно, обязательно рассказать, как нужно держать кий, для чего нужна стойка, каким бывает мост, для чего необходим правильный хват, правильный разгон кия и т.д. и т.п. Это должна быть DVD-версия, чтобы можно было открыть меню и выбрать упражнения по вкусу. Упражнения, которые вырабатывались и оттачивались годами для каждого случая, для определенной игровой ситуации, которые реально помогают в игре. До сих пор этого нет.
А как вы относитесь к фильму Симонича-Левитина?
Очень положительно.
Насколько иной будет ваша работа?
Абсолютно иной. Этот легендарный фильм, на мой взгляд, рассчитан в большей степени на то, чтобы заинтересовать обывателя. Показать, какие возможности существуют в русском бильярде. Научиться там особо ничему нельзя — показан высший пилотаж. Можно было только получить удовольствие от просмотра. Я же хочу сделать некое настольное пособие, которым мог бы воспользоваться любой человек. Открыл, посмотрел, попробовал, освоил, перешел на следующий уровень. Мне бы хотелось создать некий самоучитель. Мысли в голове уже есть. Дело остается за сценарием, съемкой, монтажем. В общем, дело за малым!
За те несколько часов, что мы общались с Антоном, с его уст слетали взаимоисключающие фразы: «Да нет, не все так плохо, как кажется»… через полчаса звучало «печально все!» Вот такой вот бильярдный космос — со взлетами и падениями, радостями и озарениями и бездной отчаяния. Вот такой он — русский бильярд — как качели, как подвижная психика русского человека. Вещь, которую можно беззаветно любить и при этом люто ненавидеть. Наверное, именно в этом контрасте (скорее даже в их нагромождении) и заключается вся та мощь, притягательная сила, что вовлекла в орбиту русского бильярда 2 млн человек, сделав их рабами свободной и красивой, безумно любимой игры. Какая свобода в любви, в самом-то деле?!
С ПРИВЕТОМ! "... что вовлекла в орбиту русского бильярда 2 млн человек, сделав их рабами свободной и красивой, безумно любимой игры". - -- -- - ОШИБКА! 2 000 000 000 (ДВА МЛРД. МИЛЛИАРДА ЧЕЛОВЕК ) За некоторыми "нюансами" более-менее (более) приличный материал от "независимого", дружащего с логикой эксперта. косолидироваться здравомылию надо... если, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО... ЛЮБИШЬ (как написано)
Антон МОЛОДЕЦ.. очень рад что у тебя все сложилось хорошо!!!
Антон прости меня ....Олег