Бильярд в искусстве. Часть вторая

история

"Бильярд Спорт", Май-Июнь (2008)

Бильярд в искусстве. Часть вторая


Николай Ратозий (Капитан первого ранга, кандидат исторических наук)

В 70–80-е годы XIX в. бильярд стал модным развлечением самых различных слоев общества, своеобразным почетным атрибутом почти каждого зажиточного семейного дома. Когда эта игра развивалась по уже устоявшимся правилам, она становилась все более привлекательной для художников реалистического направления. Особенно часто на картинах изображали красиво обустроенные бильярдные залы, где главным предметом был бильярдный стол с игровыми аксессуарами к нему.

Роскошь царедворцев…

Как оценивают искусствоведы Русского музея, наиболее выразительной в этом плане считается картина художника А.И. Морозова «В бильярдной», написанная им в 1876 г. При этом важно подчеркнуть, что это редчайшее в русской живописи произведение на бильярдную тему, выполненное на холсте (размером 44,5х60,7), впервые отражает не просто страсти игроков, а скорее реалистично воспевает бильярд как культурное явление в обществе этого периода. На картине изображены: пространство бильярдного зала, залитого «верхним светом», большая коллекция тщательно подобранных живописных полотен; в центре красуется бильярдный стол с лежащими на нем киями и шарами. Сидящий на диване старик и лежащая у его ног охотничья собака передают атмосферу уюта и комфорта, в которой пребывает хозяина дома — владелец весьма привлекательной бильярдной. Здесь надо подчеркнуть, что столь великолепно изображенная Морозовым бильярдная не была придумана художником. К концу XIX в. подобные игровые залы уже реально существовали, и их можно было увидеть во многих городах России. Более того, нередко бильярдные во дворцах и имениях сами становились своеобразными картинными галереями, центрами культуры и искусства. Многие из них, к счастью, сохранились и по сей день, являясь частью музейной коллекции.

Есть и такие бильярдные залы, оформление которых вызывает восхищение даже сегодня, в наш космический и атомный век. Причем это не только знаменитые царские бильярдные образца XVIII в., как например, в «Китайском дворце» Ораниенбаума, где в центре зала стоит украшенный инкрустацией по дереву бильярдный стол в окружении творений крупнейших венецианских художников: Д.Б. Питони, Я. Гуарана, Г. Дициани, Ф. Цуньо, Д. Маджотто; портретов Г. Грота, П. Ротари, Ж. де Сампсуа и других, но и, например, изящно оформленные и разукрашенные по эскизам придворного художника О. Мельцера бильярдные аксессуары в императорских кабинетах-бильярдных Зимнего дворца, Царского села, а также знаменитого Павловского дворца, которые изготавливались под личным контролем и при участии самих владельцев царского двора.

Что касается императорской бильярдной Павловского дворца, то созданная по указанию Екатерины II и оформленная еще в 1887 г. скульптором М. Александровым, она до сих пор сохранила свое убранство. Комнату, например, украшают барельефы на античные сюжеты. Мебель из красного дерева с бронзовыми украшениями искусно изготовлена российскими мастерами-краснодеревщиками в конце XVIII в. На стенах — живописные виды Венеции работы итальянских мастеров М. Мариески и Ф. Гварди. Люстра, подсвечники, расписные фарфоровые изделия, картинные рамы украшены золоченым покрытием… Все это наглядно свидетельствует об отношении представителей царского двора того времени к бильярду, которое, вполне естественно, способствовало развитию и почитанию этого культурного явления в других слоях русского общества.

Одним словом, искусство художественного оформления бильярдных на Руси в целом не намного отставало от Запада. Это подтверждает и тот факт, что не менее красивыми сохранились до сих пор подлинные «бильярдные храмы» во дворце графов Шереметьевых (Музей-усадьба Кусково), в знаменитом доме Морозовых-Рябушинских (владения МИДа в Москве), в Московском доме-музее Ф.И. Шаляпина. В бильярдной 70-х годов XVIII в. графов Шереметьевых, например, один только живописный десюдепорт, изображающий царицу Клеопатру, ожидающую смерти от жала змеи, чего стоит! Этот сюжет не кажется случайным для бильярдной залы эпохи Екатерины II, учитывая, что бильярдная всегда была полна азартных игроков самого высокого ранга.

До сих пор одной из лучших бильярдных, с точки зрения художественного оформления, считается бильярдная, находящаяся в Крыму — в Воронцовском дворце в Алупке. Ее отделка отличается изяществом и в то же время лаконизмом.

До сих пор одной из лучших бильярдных, с точки зрения художественного оформления, считается бильярдная, находящаяся в Крыму — в Воронцовском дворце в Алупке. Ее отделка отличается изяществом и в то же время лаконизмом. Стены окрашены в красно-коричневые тона, рисунок потолка, панелей и камина действует на игроков успокаивающе. Здесь же стоят ломберные столики, два музыкальных инструмента. В центре зала — бильярдный стол из красного дерева, а рядом с ним на столике установлен кубок из бронзы в позолоте. Характерно, что в этой бильярдной среди картин, представляющих сегодня собрание музея, много полотен фламандских, голландских и итальянских мастеров. Над диванами висят два огромных натюрморта фламандского художника Питера Снейерса (1681—1752 гг.). Написаны они с мощью и размахом и создают в бильярдной комнате атмосферу домашнего уюта.

К сожалению, не каждой из таких дворцовых или усадебных бильярдных была уготована счастливая судьба в начале XIX в. К примеру, знаменитая бильярдная одного из богатейших людей России того времени князя Н.Б. Юсупова, украшавшая своей картинной галереей дворец «Каприз» в подмосковной усадьбе Архангельское, пережила варварское нашествие наполеоновских солдат во время Отечественной войны 1812 г. и сильно пострадала. «Везде побиты зеркала, люстры, унесены со столов мраморные доски, разломаны китайские ширмы, биллиард…», — так писал управляющий Архангельского Плотников в докладной Юсупову 20 декабря 1812 г. Несмотря на эти потери, уже в 1819 г., после реставрации малого дворца «Каприз», как описал в своих трудах профессор архитектуры С.В. Бессонов: «В одной из комнат «Каприза», где стоял биллиард, было развешано 30 картин Ротари». С тех пор юсуповский дворец (а вместе с ним и его знаменитая бильярдная) стал одним из лучших и красивейших среди усадеб Подмосковья. Вскоре А.С. Пушкин посетил усадьбу Архангельское вместе с С.А. Соболевским, а позже с П.А. Вяземским и, вдоволь поиграв в бильярдной со старым князем Юсуповым, в своих воспоминаниях писал: «Ступив за твой порог, я вдруг переношусь во дни Екатерины».


… и уют провинциальных поместий

Не менее уютно были обустроены и бильярдные в так называемых простых домах провинциальных городов, расположенных на окраине России. Например, как сообщалось в журнале «Столица и усадьба» за 1915 г., в имении землевладельцев Кенигов (Шаровка, Харьковская губерния), бильярдная была искусно обустроена мастерами московской фабрики Шольц в готическом стиле. До 1917 г. она считалась одной из лучших бильярдных, находящихся в провинциальных игорных домах губернии. Ее зал украшали два русских бильярдных стола, а также живописные полотна художников Шишкина, Верещагина и др. Собственно говоря, все бильярдные помещения тех времен, независимо от их социального предназначения или уровня богатства их хозяев, как правило, отличались своим убранством и уютом, которые ощущались как играющими, так и болельщиками. Такой, к примеру, мы можем увидеть знаменитую бильярдную Санкт-Петербургского общества попечения о глухонемых, представленную на гравюре, помещенной на страницах журнала «Нива» (№7, 1892 г.). Хотя гравюра представлена в черно-белом варианте, что мешает передать всю роскошь убранства зала, зато естественно и элегантно выглядят на картине играющие на бильярде четыре игрока и окружающие их болельщики. Эта картина неизвестного художника свидетельствует о распространении реализма в искусстве того времени.


Бильярдный реализм и бильярдная фантастика

Не менее интересным для нас является обнаруженный в архивах газетного фонда начала XX в. портрет выдающегося теоретика и практика классического русского лузного бильярда А.И. Лемана, опубликованный 17 января 1909 г. в специальном приложении к газете «Новое время». Казалось бы, тут нет ничего удивительного, тем более связанного с темой «Бильярд в искусстве». Портрет как портрет. Леман, с красивой бородой, сидит в раздумье, сложа руки. И, тем не менее, вся ценность этой уникальнейшей находки состоит в том, что этот портрет с натуры и в натуральную величину в свое время нарисовал И.Е. Репин — выдающийся русский художник, принадлежавший к эпохе классического реализма в изобразительном искусстве России конца XIX — начала XX вв. Как нам известно, Леман и Репин часто встречались друг с другом, дружили с Л.Н. Толстым, были большими любителями игры на бильярде. И хотя публикация портрета Лемана была приурочена к 25-летию его работы в области скрипичного дела, в то же время Анатолий Иванович заслуженно являлся патриархом бильярдного искусства в среде передовой русской интеллигенции. И не случайно, что такой великий мастер живописного искусства, как И.Е. Репин, посвятил свой классический портрет Леману, отметив тем самым его заслуги во многих областях, в том числе и в области бильярдного искусства. Значит, не ускользнуло внимание знаменитых русских живописцев и от представителей бильярдной славы России конца XIX — начала XX вв.

Искусство эпохи соцреализма, к сожалению, не очень-то последовательно и наглядно отражало тему бильярда в культурной и спортивной жизни нового социалистического общества.

Искусство эпохи соцреализма, к сожалению, не очень-то последовательно и наглядно отражало тему бильярда в культурной и спортивной жизни нового социалистического общества. Солидных художественных произведений на эту тему было очень мало, особенно в первой половине XX в. В лучшем случае, мы можем гордиться тем, что все ранее созданные художниками произведения на бильярдную тему предыдущих столетий бережно хранились государством и открыто популяризовались благодаря музейным экспозициям. В остальном бильярдная тематика в СССР присутствовала в произведениях советских деятелей искусства, исходя из отношения к этому виду спорта и развлечения руководителей государства, стоящих у власти в тот или иной период времени.

И все-таки у нас есть ряд примеров из творческого наследия художников-живописцев и графиков XX в., которые сохранили приверженность к бильярду в условиях соцреализма и сумели показать его с разных сторон, в основном положительно. Для начала хотелось бы рассказать о творчестве художника В.И. Козлинского, который первым изобразил в мини-гравюре «Бильярдную 1917 года». На листе размером 31,3х37,5 см он оригинально и красиво представил игорный зал для «простой» публики в каком-нибудь трактире или дешевой гостинице Петрограда. По воспоминаниям В. Шкловского, сам Козлинский любил бильярд и вместе со своим другом В. Маяковским, азартнейшим игроком, в первые послереволюционные годы ходил в отдел изобразительного искусства Наркомпроса играть на бильярде.

Очень интересно и даже захватывающе «бильярдное зрелище» в жанре фантастики сумел изобразить художник-график А.И. Кравченко в своих иллюстрациях к книге А.В. Чаянова «Юлия, или Встречи под Новодевичьем». Зарисовки талантливого художника наглядно дополнили романтическую повесть, написанную московским ботаником и рассказывающую о бильярдном мире начала XX в. Это первое советское фантастическое произведение до сих пор волнует сердца и умы поклонников русского бильярда.


Вопреки идеологическим запретам

Надо отдать должное и другим художникам 1920—1930-х годов, которые, несмотря на определенные идеологические препоны, все же продолжали популяризировать бильярд в своих работах. Например, художник Н.П. Ульянов в 1928 г. с большой любовью создал удивительно эффектный акварельный эскиз костюма «бильярдиста» Фамусова, стоящего у стола с кием в руке, для актера И. Ильинского, исполнителя роли главного героя в спектакле по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Теперь эта картина является произведением искусства и хранится в фондах Государственного центрального музея имени А.А. Бахрушина. Есть подобное художественное произведение на бильярдную тему и в фондах Государственного музея В.В. Маяковского — рисунок «Маяковский и Уткин за бильярдом», выполненный с натуры в 1930 г. художником А. Нюринбергом. Сегодня это произведение как нельзя лучше свидетельствует о большой любви великого поэта и трибуна к игре на бильрде.

К уникальным в своем роде художественным раритетам можно отнести и «Первый прижизненный скульптурный портрет вождя», выполненный скульптором Б.Ю. Сандомирской на бильярдном расколотом шаре из слоновой кости, барельеф с изображением головы В.И. Ленина. Это скульптурное произведение ныне также является частью художественной коллекции «Бильярд и Ленин в искусстве», хранящейся в Государственном историческом музее.


В печатной версии страница №72  | Количество просмотров: 4736  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №1  Linn пишет 01 Июнь, 2008 12:55

    Какая интересная статья! СПАСИБО!

  • №2  Генералов пишет 01 Июнь, 2008 23:07 Эстетику Души не спрячешь...

    Присоединяюсь! Спасибо, Вам!