Круглый троечник
интервью номера
Круглый троечник
Борис Куприянов
Владимир Афанасьевич, вы были первым президентом Федерации бильярдного спорта России. Как это произошло, и каковы были цели вашей деятельности как президента?
Когда мы готовились к полетам на космодроме Байконур, необходимо было чем-то заниматься в свободное время, отдыхать. Для этого существовали рыбалка и бильярд. Рыбалка признавалась опасным видом развлечения, так как можно было нечаянно получить травму, именно поэтому дублирующий состав всегда вносил в воду основной на руках. Бильярд считался более безопасным видом досуга. На Байконуре было установлено три стола, и я часто играл, так как увлекся бильярдом еще в Антраците, играя в местном клубе. Известный фотокорреспондент АПН Александр Моклецов, который часто снимал на космодроме, был также заядлым бильярдистом, прекрасно знал бильярдный мир и сам часто играл в парке им. Горького. Увидев мою игру, он предложил мне стать президентом Федерации, и я согласился. Основной целью моей деятельности было возрождение бильярда как вида спорта, его популяризация в стране. Нам удалось провести чемпионат в Ташкенте. Я ездил на Чемпионат мира по снукеру в Дубай для того, чтобы изучить и этот вид бильярда. Кстати, по-моему, там мы впервые приобрели бильярдные столы и оборудование. Сейчас я являюсь почетным президентом, причем об этом узнал не так давно от Павла Романовича Поповича.
Как вы оцениваете деятельность Федерации бильярдного спорта России на сегодняшний день?
С моей точки зрения, в наше время многое делается для популяризации бильярда. По телевидению регулярно идут трансляции бильярдных турниров. Бильярд получил развитие не только в России, но и в других странах СНГ, появилось много хороших игроков. Скажу вам откровенно, что я был бы очень рад, если бы в те времена, когда я работал в Федерации, бильярд был бы в таком же состоянии, в котором он находится сейчас.
Почему бильярд был так популярен среди космонавтов, и с кем из них вы обычно играли?
Популярность бильярда среди космонавтов объясняется прежде всего тем, что эта игра развивает мышление.
Я всегда говорил, что вместо двух высших образований надо иметь хотя бы одну среднюю сообразительность. В бильярде необходимо знать, куда поставить свой шар, как забить или вывести шар из-под удара, надо все время думать головой. А играл я со многими — с Поповичем, Леоновым, Волыновым, Горбатко, Волком.
Не знаете, остались ли столы на Байконуре?
Должны были остаться, но я не знаю, так как теперь просто так на Байконур не попадешь. Нужна виза, приходится самим оплачивать проезд.
Кто из игроков вам нравится больше всех?
Я слежу в основном за старыми игроками, которых знал лично. Например, я всегда очень симпатизировал Юрию Пантелееву. Раньше я часто играл в бильярдной ЦСКА и встречался со многими звездами отечественного бильярда, а также с другими известными людьми. Однажды играл с Кашпировским, но никакой магии, якобы исходящей от него, не почувствовал.
Как вы начинали играть в бильярд?
В детстве я играл сначала в духовом, а потом в эстрадном оркестре. Музыкальная школа, где мы репетировали, находилась совсем близко от Дома культуры, в котором стояли бильярдные столы. Во время перерывов между занятиями мы бегали в ДК поиграть, так как дружили с местным маркером. Он разрешал нам бесплатно играть, когда в бильярдной никого не было. Такую привилегию мы, кстати, заслужили благодаря своей игре, так как маркер видел, что мы играем вполне прилично и не можем повредить сукна или поломать кий.
Кто-нибудь из иностранных космонавтов играл в бильярд?
Да, венгр Фаркаш и его дублер играли вполне прилично. Помимо этого, Фаркаш еще прекрасно играл в футбол. За его технику я даже прозвал его «балериной».
Досье «Бильярд Спорт»
Владимир Афанасьевич Ляхов
Летчик-космонавт России
Родился 20 июля 1941 г. в г. Антраците (Ворошиловградская обл., Украинская ССР).
Образование: учился в Харьковском высшем авиационном училище летчиков (окончил в 1964 г.); Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (окончил в 1975 г.). Полеты в космос: в 1979, 1983 и 1988 гг.
Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Герой Республики Афганистан. Награжден афганским орденом «Солнце свободы» и болгарским орденом «Народная Республика Болгария». Удостоен золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР. Во что еще играли космонавты?
Пожалуй, самой популярной игрой был футбол. Иногда на футбольном поле разыгрывались жаркие сражения. Однажды Титову сломали ногу, и он сказал, что это сделал Ляхов. На самом деле я этого не делал, стал оправдываться, а он говорит: «Ничего страшного. Это наоборот хорошо. На парад не пойду». Часто играли в волейбол. Особенно популярными были традиционные игры с командой ЦК ВЛКСМ. Могли выйти и на баскетбольную площадку. Вообще, вид спорта, которым занимались космонавты, во многом зависел от преподавателя по физической культуре, от его специализации. Например, когда я был еще слушателем, наш преподаватель был мастером по прыжкам в воду. Таким образом я научился прыгать и с вышки, и с трамплина.
Вы летали в космос 3 раза. Какой полет оказался для вас самым памятным?
Честно говоря, у меня все три полета прошли по лезвию ножа. Но, как обычно, первый полет — самый запоминающийся. В первом полете с Рюминым к нам летели болгарин Иванов с Рукавишниковым, они не состыковались со станцией и мы все 175 дней провели на орбитальной станции без посещения экспедиций. При этом на 172 сутки пришлось выходить в открытый космос, так как зацепилась антенна космического радиотелескопа. Это был незапланированный выход, и нам пришлось сбросить антенну.
Второй полет я совершал с Сашей Александровым. К нам должны были прилететь Владимир Титов и Геннадий Стрекалов, которым мы должны были обеспечить выход в открытый космос. Их задачей была установка дополнительных солнечных батарей. При старте к станции космический корабль взорвался, но все остались живы и невредимы, так как сработала система аварийного спасения и космонавты приземлились на парашютах на землю.
Третий мой полет вместе с афганским космонавтом Ахадом Момандом был самым коротким, но и самым трагичным. После отделения возвращаемого аппарата, возникли проблемы в двигательной установке, что вынудило нас в течение суток совершать автономный полет. Мы вообще могли навсегда остаться в космосе. Мне пришлось обесточить корабль, и мы в конечном итоге сели только через сутки, проведя 29 часов в скафандрах без воды и еды.
Какие ощущения вы испытывали, выходя в открытый космос?
Выходил я 3 раза. Прямо скажу: ощущения просто жуткие. Это совсем не то, что прыжок с парашютом: можно просто закрыть глаза и выпрыгнуть из самолета. В космос необходимо выходить с открытыми глазами. Поэтому, когда ты открываешь люк, и перед тобой разверзается черная бездна, вокруг тебя полный вакуум, ты в невесомости, а в впереди полная бесконечность, то испытываешь не самые радостные чувства, а ведь еще надо работать.
Вообще-то я троечник. Судите сами: три полета на трех разных кораблях («Союз-32», «Союз-Т9», «Союз-ТМ5»), на трех станциях («Салют-6», «Салют-7», «Мир»), 333 суток в космосе, три выхода в открытый космос, три звания героя (два — СССР, один — Афганистана). Я никогда не обращал на это внимание, но на одном из конгрессов молодежного космического форума ко мне подошел мальчик лет десяти и рассказал мне об этом любопытном факте. Для установления такого своеобразного рекорда мне помогли даже те самые лишние сутки, которые я провел в космосе не по своей воле.
По космосу не скучаете?
Бывает, ведь космос затягивает. После первого полета была тяжелая реабилитация. Прошел месяц, и я снова пошел на подготовку. А после второго полета даже мысли о нежелании летать в голову не приходили. Правда, руководство полетами сказало, что меня на долгие полеты пускать не будут, так как «я никого к себе не пускаю» (ведь во время моих полетов дважды не было стыковок).
Есть ли разница между первым отрядом и современными космонавтами?
Разницы нет никакой. Правда сейчас подготовка стала сложнее, а требования к здоровью снижены. Например, если раньше мы крутили на центрифуге 12 единиц на перегрузку, то теперь — только 8, ушли с тренировок волчок, термокамеры. Зато теоретическая подготовка теперь сложнее, так как корабли более насыщены электроникой, да и сама наука стала другой. Первые космонавты определяли, сможет ли человек летать в космосе, спать, кушать и т.д. Сейчас проводятся сложнейшие физические, астрофизические, биологические, медицинские и многие другие эксперименты. Космос помогает науке, сделано много открытий, в частности в области радио, телевидения, физики. Я считаю, что и по сей день космонавт — очень престижная профессия, просто в нашей стране в последнее время было не до космонавтики. Хочу сказать огромное спасибо конструкторам, инженерам, простым рабочим, которые не бросили космонавтику. Именно благодаря им она выжила, живет и будет жить.
покажи всі як трепа грати
Владимир Афанасьевич, я земляк из Антрацита, тоже люблю бильярд. Мы вас помним и гордимся. С большим удовольствием прочел ваше интервью. Здоровья крепкого Вам, рад и горд буду если хоть раз сражусь с Вами на зеленом поле бильярда. Низкий поклон Вам с Родины!!!
1
1
1
1
1
1
1
1
[url=http://www.machoman.tw]
[url=http://www.machoman.tw]
[url=http://www.machoman.tw]