Кий рождается как ребенок
бильярдное оборудование
Кий рождается как ребенок
Екатерина Дедюшко
Сергей, в этом году с киями марки «Каюков» были достигнуты, пожалуй, самые большие результаты в спорте. Думаю, что многое еще впереди, будут и громкие победы, и просто приятные моменты. Интересно, киёвному мастеру лестно, когда его киями сборная выигрывает Командный кубок мира?
Естественно! Я же не зря работаю. Но, по большому счету, я спокойно к этому отношусь. Кий сам за себя все «скажет» и спортсмену, и любителю. А так — приятно, конечно, когда Елена Бунос звонит и говорит: «Спасибо вам, мастер Каюков». И я отвечаю: «Спасибо». Любому мастеру будет приятно услышать благодарность от игрока.
Вы знаете всех спортсменов, которые играют вашими киями?
Да, конечно. В Беларуси знаю не только всех спортсменов, но и многих любителей. Люди играют, делятся впечатлениями. Не буду скрывать: есть и положительные отзывы, есть и не очень. Кого-то кий может устраивать, а кого-то нет. Это вполне нормально. Каждый игрок индивидуален. Бывает, что приходится менять кий, искать компромиссы, оптимальные решения. Стараемся работать продуктивно.
А будут ли в следующем году проходить любительские турниры РуптуРа на призы Каюкова?
Обязательно. Это же продвижение бильярда, а не только реклама. Это большое общее дело. В этом году, проведя турниры в Воронеже, Тюмени, Москве, Ростове-на-Дону и Новороссийске, мы поняли, насколько это востребовано и необходимо. Но, поймите правильно, мы попросту не можем ездить больше и устраивать турниры чаще. У нас в Беларуси проводится по два турнира в месяц, добавим сюда по одному соревнованию в России. Три турнира в месяц — это достаточно много. А когда же работать? Я уже не говорю о том, что отдохнуть совсем не получается — все выходные проходят в разъездах. Но все равно турниры будут. Да, они проводятся среди любителей, но ведь этих любителей надо воспитывать и поддерживать. Необходимо развивать бильярдный спорт. Помню, как спустя два года после турнира в Уфе нам позвонил один человек оттуда и заказал кий. На такие турниры люди приезжают за 500 км, чтобы лично познакомиться, посмотреть на кии. Это же замечательно! Таких любителей нельзя оставлять без поддержки. Бывает, что в Минск приезжают поклонники бильярда из Москвы и Санкт-Петербурга. Это истинные фанаты игры, в хорошем смысле этого слова. Для них, возвращаясь к теме спортсменов, очень важным критерием при выборе кия выступают именно соревнования. Если вспомнить, к примеру, финал Евротура, там было 18 участников с киями марки «Каюков». Наверняка же не зря. И это не говоря о женских соревнованиях. Очень многие девушки-бильярдистки играют «Каюковым» и в России, и в Беларуси.
Расскажите, пожалуйста, о технологии изготовления киёв. Сейчас, например, появилось очень много кустарных производств, где кии изготавливаются чуть ли не за два-три дня. Такое возможно?
Лично мне этот секрет производства неизвестен (смеется). На самом деле кий рождается почти как ребенок, пусть не за девять месяцев, но полгода для его изготовления потребуется. Впрочем, есть заготовки, которые отлеживаются и целый год. Стандартная процедура изготовления кия такова: кий склеивается, проходит определенное время вылежки (отлежка будущего кия), потом он обрабатывается, ведь начинается все с квадратной заготовки. Обработка осуществляется на фугане. Снимается определенный слой древесины и ее напряжение, после чего кий снова отлеживается от месяца до полугода. Потом кий проходит еще два этапа обработки: первая токарная обработка, после которой кий снова лежит как минимум месяц, и вторая токарная обработка.
В чем состоит разница между кием, изготовленным за неделю, и тем, что вылеживался полгода?
Склеив кий и тут же его обработав, нельзя избежать напряжения, оно останется в любом случае. Такой кий поведет, скрутит, и он будет непригодным для игры. Кии с маркой «Каюков» изготавливаются в несколько этапов, на каждом из которых снимается напряжение древесины. После первой обработки кий может покоробить и покрутить, поэтому я снова немного протачиваю кий, выравнивая его. Пусть его повело, но он обработан и выровнен, после чего вновь отлеживается. Через какое-то время его вновь чуть-чуть повело, и процесс выравнивания повторяется снова. Обычно приходится проводить три-четыре обработки. И раз за разом кий ведет все меньше. Это нормальный процесс высыхания дерева. Кий словно привыкает к температурным режимам. Могу сказать, что именно из-за тщательного и бережного отношения к нашим киям, почти нет нареканий по поводке. Впрочем, бывает всякое…
Насколько я понимаю, важно бережное хранение кия?
Конечно. Надо учитывать, в каких условиях хранится кий. Мы стараемся свести риск к минимуму, а вот как бывает у вышеупомянутых кустарных производителей — догадаться несложно. Кий может не только изогнуться, дерево может просто лопнуть — его рвет изнутри. Но и тут нельзя говорить наверняка. На десять штук может приходиться два-три кия, которые будут ровными в течение всего срока их эксплуатации.
Зависит ли время вылежки кия от сорта древесины?
Нет. Только от влажности и условий хранения. Если дерево сырое, то ему и лежать надо будет долго. Его будет крутить и коробить. Если древесина хорошо высушенная и вылежаная, то с ней, естественно, никаких проблем не будет.
Сейчас на рынке наблюдается парадоксальная ситуация. Кий массового производства может стоить почти столько же, сколько и хороший спортивный кий. Как вы можете это прокомментировать?
Смотря что вы подразумеваете под спортивными и массовыми киями. Если говорить о китайских киях, то… Даже и не знаю, стоит ли о них вообще вести речь. Можно рассмотреть ситуацию с поточными киями известных производителей и с нашими. Это не обидное слово, хотя и звучит немного нелестно для киёв ручной работы. Существует конкретный технологический поток. Бывает, что мастер делает единичные кии и занимается одним изделием полгода или год. Берет древесину, высушивает, делает отборку, колет граб… Это все сугубо индивидуально. А у нас, в принципе, происходит все то же самое, только работа поставлена на поток — изготовление кия распределено по процессам. Каждый этап отделен от последующего. Высушка древесины, отборка, нарезка лепесточков, снова выборка древесины, склейка кия и так далее. Один работник нарезает 20 заготовок, отдает на склейку и тут же вновь берется за очередные 20 заготовок, и везде соблюдается своя технология. Причем, хочу отметить, что у нас на каждом этапе работают высококлассные специалисты, постоянно совершенствующие свои навыки. Есть мастера, которые раньше работали самостоятельно, а теперь трудятся в нашей команде. Поэтому не надо заблуждаться, считая поточную работу плохой. Это не строгание рубанком кия за полдня. Существует также понятие «общаковые» кии: у них и дерево подешевле, и количество этапов не такое большое. Но даже при изготовлении таких киёв соблюдаются определенные технологии. Конечно, есть производители, которые гонятся за количеством в ущерб качеству. На определенном этапе они просто не могут уследить за всеми тонкостями, зато наращивают объемы, используя уже готовую высушенную древесину. Я считаю, что лучше проследить за той же сушкой дерева. Например, я бы не стал гарантировать качество кия, сделанного из полуфабрикатной заготовки. Был опыт покупки граба в брусках, уже высушенного, но как его сушили — неясно. Поэтому я закупаю древесину только в доске. До этого дерево распиливали привлеченные люди, и было много отходов и прочих нюансов, а сейчас же, с запуском нового цеха, пилить и перебирать будем сами. Качество станет еще лучше.
Вы сталкивались с подделками киёв «Каюков»?
Нет, но знакомые мне рассказывали, что и такие попадались. Скрутка была похожая. Лично я предполагаю, что это недобросовестные реализаторы брали кий какого-либо производителя и для увеличения продажной стоимости наклеивали бирочку «Каюков». Бренд ведь уже раскручен и известен во всем СНГ. Это редкие случаи, поэтому о подделках серьезно мы не говорим. Самому киёвщику нет смысла работать над подделками. Мастер не станет заниматься подобными вещами. Это ведь рано или поздно вскроется, и будут проблемы.
Расскажите, пожалуйста, что нового произошло в мастерской Сергея Каюкова, о чем мы могли бы рассказать нашим читателям? Недавно, например, появились кии из лайсвуда…
Это только новый сорт древесины, кии из него принципиально ничем не отличаются. Сейчас нет достаточного времени для модернизации. Я потихоньку внедряю некоторые новшества: будет изменен угол лепестка для более дорогих моделей киёв. Закупим новое оборудование — будут прочие технологические изменения. На самом деле, наработок-то много. Очень много. Уже все не один раз продумано и на компьютере нарисовано. Было бы наивно предполагать, что киёвное производство ортодоксально и не терпит изменений. Конечно, многое зависит от возможностей используемого оборудования. А вообще, эксперименты проводятся постоянно. Кии изменяются, пусть это и не бросается в глаза. Мы не гонимся за количеством, стараясь улучшать качество. Ту же втулку за пять лет меняли 6-7 раз. Запилы меняются с каждым годом, также как и клей. Все это делается с целью достижения совершенства, а иначе — зачем работать?!
пишите про киевных дел мастеров,запилы,древесина и т.д.,понятно что не про что больше написать,как о Каюкове :-).Ничего лично против него не имею,но слова.."мы не гонимся за количеством...",это перебор,качество у этих киев совершенно приземленное,как игровое,так и сами палки,т.е.,совершенно обычное,как и у большинства ,из сотен людей,которые пытаются делать кии. Абсолютно дутая марка киев,как впрочем и столы руптур(никакие).Вы видели упаковку этих столов?Нет? Как тридцать лет назад,при Союзе,гвоздиками заколочено:-) Не относитесь к читателю,как к себе(если ты не соображаешь в предмете,о чем пишешь).Впрочем я отвлекся,я не по это. Вы пишите,"кий рождается как ребенок",да напишите лучше про то,как реальный ребенок (с кием ) рождается,как он берет кий,первый раз и как становится чемпионом чего-нибудь.И кто из него(из "древесины") делает спортсмена-человека. Не было у вас таких статей,понятно почему,никто не заплатит,да и трудно её написать,тут мозгами работать надо.