Судьи... Кто они?
интервью номера
Судьи... Кто они?
Валентина Борисова, Ольга Найко
Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о судьях. О тех, без кого не может состояться ни одно соревнование, ведь именно этим людям доверено блюсти четкое исполнение участниками действа, в нашем случае бильярдного, всех правил.
Виталий Тен и Елена Игманд — судьи международной категории, в бильярдной Москве представлять их мало-мальски освоившемуся любителю не надо, ведь именно этим рефери зачастую доверяют проведение самых значимых столичных баталий. А 31 июля 2006 г. Владимир Никифоров вручил Виталию и Елене сертификат, подтверждающий присвоение им звания судей международной категории, подписанный самим Гри Линдерсом (президентом EPBF).
Рассказывать о них можно бесконечно, но на этот раз бильярдные рефери сами решили рассказать о тонкостях своей профессии в интервью журналу «Бильярд Спорт».
Виталий, Елена, скажите, пожалуйста, когда вы пришли в бильярдный спорт в качестве судей?
Е.И.: Официально с 1996 г., а фактически — с 1994 г. В судьи попала совершенно случайно. Мой муж Андрей стал участвовать в любительских турнирах по пулу, которые Лев Ярославцев устраивал через день. Меня решили назначить судьей, чтобы мое время не пропадало зря, так как обычно приходилось сидеть до конца турнира — Андрей часто доходил до финала. Потом Лев Ярославцев предложил мне заняться организацией и судейством любительских турниров. Позднее я познакомилась с владельцем клуба «Орленок», который поддерживал пул, затем попала в умелые руки профессионалов судейства Николая Сараева и Николая Кузьмичева, которые и научили всему. Я им очень благодарна за это и считаю их своими учителями. Позже познакомилась с Виталием Теном, с которым мы рука об руку продолжаем работать и по сей день. В целом за все это время было очень много знакомств на турнирах. Многие из игроков русского бильярда стали нашими друзьями: Юрий Пантелеев, Юрий Соснин, Антон Бузоев, Борис Григорьев, Антон Мерцалов, вся семья Сталевых.
В.Т.: А я стал судьей в 1998 г. Все было прозаично: было свободное время и мне, так же как и Елене, Лев Ярославцев предложил посудить любительский турнир. Согласившись, я и не думал, что попаду в водоворот бильярдных страстей. Первый турнир проходил в маленьком клубе в районе улицы 1905 года, где стояло всего два или три маленьких жетонных стола, на которых игроки состязались до самого утра. Было около 20 участников. Само спортивное действо, строгий костюм, серьезный вид и спортсмены, которые внемлют каждому твоему слову и ждут решения, верного и единственного, — все это потихоньку меня и затянуло.
Виталий Тен и Елена Игманд — судьи международной категории, в бильярдной Москве представлять их мало-мальски освоившемуся любителю не надо, ведь именно этим рефери зачастую доверяют проведение самых значимых столичных баталий.
Как вы стали судьями международной категории?
Е.И.: Это, наверное, вопрос не ко мне, а ко Льву Ярославцеву, Владимиру Никифорову, Николаю Кузнецову.
В.Т.: Чтобы получить звание судьи международной категории, пришлось много лет работать на простых любительских турнирах, проводимых нашей ассоциацией «Бильярдный конгресс», а также на множестве чемпионатов Москвы и России в качестве судьи в «поле», что мы и делаем в паре с моей коллегой Еленой Игманд. Долгое время мы работали под руководством Николая Кузмичева и Николая Сараева, больших профессионалов и энтузиастов этого дела, наших хороших друзей и главных учителей. Тогда получили первую категорию, а затем — вот и до международной доросли.
Какие турниры запомнились вам больше всего?
Е.И.: Все! Я очень ответственно отношусь ко всем турнирам, хотя, конечно, особенным для моей карьеры считаю турнир на Кубок министра обороны, когда в Москву приезжали игроки с мировым именем. Очень хотелось, чтобы все было в лучшем виде! Попасть в неудобную ситуацию было просто немыслимо! К примеру, на отборах, которые проходили в БК «Империя», были разногласия с Тони Драго (Мальта), но, к счастью, все удалось быстро уладить, затем меня даже стали называть «самым любимым рефери» турнира. На самом деле, на каждом соревновании, будь то любительский или профессиональный турниры, царит своя особенная атмосфера, поэтому могу сказать, что я люблю все турниры.
В прошлом сезоне Лев Ярославцев пригласил нас с Виталием в качестве судей на телеканал НТВ+, где каждую пятницу в течение нескольких месяцев в прямом эфире транслировался Кубок СНГ НТВ+. В рамках этого турнира проходили встречи 12 спортсменов по круговой системе. Судить этот турнир было непросто, но интересно. Конечно же, там тоже была своя особая атмосфера…
В.Т.: Для меня самыми значимыми турнирами были чемпионаты России по пулу, а также встреча сборной России и сборной мира (в которую входили Эрл Стрикленд, Ральф Суке, Франциско Бустаманте) в рамках проведения Международного турнира по пирамиде. Безусловно, очень много впечатлений осталось от турнира на Кубок министра обороны, а также от Кремлевского турнира (ноябрь 2007 г).
Чем для вас является судейская деятельность?
Е.И.: В первую очередь работой, но любимой. Ведь это счастье — работать на турнире со своей командой: с Виталием Теном и Мариной Мочаловой, потому что я всегда знаю заранее, что все пройдет как по маслу. Вообще, считаю, что если работа не нравится, то нужно уходить. Не люблю дилетантов, считающих себя профессионалами, которым неинтересна их работа, и они делают ее только из-за того, что так надо. Люблю детские турниры, когда наблюдаешь, как эти детишки начинают громить взрослых профи.
Елена Игманд: «Я очень ответственно отношусь ко всем турнирам, хотя, конечно, особенным для моей карьеры считаю турнир на Кубок министра обороны, когда в Москву приезжали игроки с мировым именем. Очень хотелось, чтобы все было в лучшем виде! Попасть в неудобную ситуацию было просто немыслимо!»
В.Т.: В первую очередь судейская деятельность — мое любимое занятие, можно сказать, хобби. Ведь это замечательно — общаться с разными интересными людьми, которые собираются вместе ради одной и той же цели, которая их объединяет — ради бильярда. Человек, однажды попавший в бильярдный зал и проникнувшийся этим действом, никогда не променяет его на что-либо другое. Он может заниматься чем угодно, но всегда будет возвращаться к бильярду. Так и я более 11 лет занимаюсь судейством — сначала на любительском уровне, а получив профессию судьи, получаю огромное удовольствие от проведения спортивных турниров. Ну и, конечно же, это занятие, которое является дополнительным источником доходов.
А кого из спортсменов вы можете назвать своими любимыми игроками?
Е.И.: Сложно выделить кого-то одного или даже двух, ведь все они уже давно стали практически родными людьми, но все же постараюсь… Мне очень нравится привязанность, любовь и упорство в бильярде Аллы Колупаевой; верность спортивным традициям русского бильярда Юрия Пантелеева; творческий подход к игре Андрея Назарова.
В.Т.: Мне очень нравится следить за успехами Константина Степанова, ведь я знаю его уже 12 лет, с того момента, как Лев Ярославцев взял его под свое крыло. Руслан Чинахов удивляет своими достижениями и красотой игры. Анна Мажирина, разносторонняя девушка, добилась максимальных результатов в русском бильярде, пробует свои силы в пуле, а на данный момент усиленно занимается снукером, выезжая на различные соревнования по этому виду бильярда.
Как вам удается, и удается ли, сохранять нейтралитет во время проведения соревнований?
Е.И.: Удается, благодаря многолетней закалке. Хотя до сих пор бывает очень трудно. Предпочитаю заниматься аутотренингом, ведь я прекрасно понимаю, что на турнире все равны.
В.Т.: Во-первых, я спокойный и уравновешенный человек, что дает мне возможность контролировать ситуацию на игровом поле. Во-вторых, помогает огромный опыт в проведении соревнований и подготовка к ним.
Безусловно, многолетний опыт никогда не пропадает даром, но ведь вы наверняка общаетесь со многими спортсменами, и они частенько рассчитывают на вашу поддержку во время турнира. Болеете ли вы за кого-нибудь?
Е.И.: Во время турнира — нет. Хотя у меня в бильярдном мире очень много друзей, но все уже знают, что для меня работа прежде всего. В свободное время, находясь в бильярдных залах, стараюсь вообще не смотреть на стол, если играют друзья, чтобы не видеть каких-нибудь фолов, о которых не смогу промолчать. Предпочитаю просто общаться, а не оценивать их спортивные качества.
В.Т.: Конечно же, во время соревнований приходится общаться практически со всеми спортсменами, но приоритетов стараюсь не устанавливать, так как это мешает моей работе. Хотя, когда я не веду турнир, мне интересно смотреть на игру любимых спортсменов, и я могу переживать за итог встречи.
Елена, Виталий, можете ли вы вспомнить что-то особенное, что вам довелось наблюдать на турнирах?
Е.И.: Много всего было, надеюсь и будет. Один раз я рыдала на женском Чемпионате России по всем видам пула, который шел неделю. Я судила одна, вот и не выдержала, чисто психологически сорвалась. Самое смешное, что я не могла остановиться, слезы сами лились. Причина была в том, что девчонки, в зависимости от результата, выплескивали мне свои эмоции. На тот момент я была для них жилеткой и воспринимала все близко к сердцу...
Очень запомнилась матчевая встреча Степанов — Сталев, вот напряжение было! И ребят этих знаю с детства, во встрече всегда сохранялся минимальный разрыв, тут и телевидение, и софиты над столом, думала взорвусь от напряжения. Вообще, на каждом турнире что-то происходит, боюсь журнала не хватит на все истории.
Виталий Тен: «Я спокойный и уравновешенный человек, что дает мне возможность контролировать ситуацию на игровом поле. Мне помогает огромный опыт в проведении соревнований и подготовка к ним.»
В.Т.: Да, действительно, что-то интересное происходит на каждом турнире. По этическим соображениям нужно быть серьезным и чуть ли не суровым судьей, так как на турнире для игроков главный человек — это судья, который принимает подчас самые важные решения. Но иногда случается такое, что хочется рассмеяться, и приходится сдерживать себя и судить ситуацию в пределах установленных правил. Многие игроки очень импульсивны и проявляют свои эмоции смешным образом. Кто-то радуется, кто-то плачет после проигранной встречи, кто-то ломает свои кии. Однажды произошел забавный случай, когда молодой человек после проигранной встречи разозлился так, что сломал кий о свою голову, а потом, почесав ее, произнес, что бросает бильярд, но на следующем турнире он уже выступал с новым инструментом.
В своей работе вы добились многого, у вас сохранилось огромное количество воспоминаний и эмоций. А каковы ваши дальнейшие планы в данном виде деятельности?
Е.И.: Куда Родина пошлет (смеется). Есть несколько идей по организации турниров. Мы же не только судим на соревнованиях, но и занимаемся организацией новых турниров, да и со Львом Ярославцевым особо не заскучаешь…
В.Т.: Честно говоря, планов очень много, ведь каждую неделю в Москве проходят соревнования разного уровня: от любительских до профессиональных. А специалистов нашего уровня совсем мало.
Помимо турниров и соблюдения на них правил игроками, есть у вас другие увлечения?
Е.И.: Я уже два месяца отучилась в Московской ювелирной школе. Стать ювелиром — мечта моего детства, которую я отважилась попробовать воплотить в жизнь. Вот уже сейчас изготовила и изготавливаю для родственников и друзей медальоны из серебра — кому на день рождения, кому по заказу. И знаете, что радует — мои изделия пользуются успехом! Так что, знайте, принимаю заказы!
В.Т.: Мне интересна спортивная психология, я изучаю различные материалы, касающиеся этого вопроса. А раньше занимался танцами, стал профессиональным танцором. Еще я люблю лошадей. Эта любовь вылилась в коллекционирование статуэток лошадок, их у меня уже более 200 штук из разных стран мира.
Вот так в ходе непринужденной беседы о своей судейской карьере и о жизни «без мантии» рассказали самые известные в столичном, да и не только, игровом сообществе рефери Елена Игманд и Виталий Тен.
Во время фотосессии в бильярдном клубе «Одон», где с ними и встретились сотрудники редакции журнала «Бильярд Спорт», обоих судей чуть ли не каждый посетитель приветствовал не привычными нам «Здравствуйте!», «Привет!» или «Добрый день!», а возгласом «Здесь турнир?». «Люди в полосатом» отшучивались: «А что?! Сейчас устроим!». Действительно, с таким судейским стажем, опытом организации и проведения бильярдных соревнований любого уровня, организовать турнир при наличии желающих для Елены и Виталия не проблема. Сегодня на них смотрит молодежь, и именно им выпала доля передавать полученный за долгие годы опыт подрастающему поколению судей. С тем, что бильярдный спорт развивается в нашей стране, не поспоришь, но многие составляющие все же хромают, в том числе и судейская. К примеру, неправильно произнесенная фамилия участника — не редкость. Игроку неприятно, он потом может начать искать причину своей неудачи и в этом казусе. И это самая незначительная из возможных погрешностей судейского труда. А судья должен все учитывать заранее, а не только регистрировать и следить за ходом проходящих игр. Казалось бы, мелочи, но именно из таких вот мелочей складывается целостная картина не только бильярда, но и всей нашей жизни.
Редакция журнала «Бильярд Спорт» выражает благодарность БК «Одон» за помощь в организации фотосъемки.
Фёдор Сталев . Ох...,такая тоска. "За что вам дали СМК?"-"Да мы и сами не знаем:-)" Да еще добили про Колупаеву... ну не бред?У Колупаевой уровень понятия и игры ,на твердый 1(детский) разряд(если бы она проживала где нибудь в Саратове).Москва,Москва... и Питер,... совсем вы отдалились от России.
Я участвую часто в юниорских турнирах,где судят Виталий и Елена)По моему мнению,это замечательные судьи)
скучнейшее интервью. кто брал от стыда не написали? правильно. Блин, это ж надо "разногласия с Тони Драго" - и не спросить, в чем конкретно было дело? фууу.