Мифы и легенды древней игры. Часть I

история

"Бильярд Спорт", Сентябрь-Октябрь (2008)

Мифы и легенды древней игры. Часть I


Николай Ратозий (Капитан первого ранга, кандидат исторических наук)

История бильярда, одного из замечательных явлений культурного наследия древнейших цивилизаций, который всегда являлся кладезем премудрости и таинств, была богата легендами и просто интересными фактами. Поклонники этой прекрасной спортивно-развлекательной игры наверняка знают о том, как зарождался бильярд в странах Западной Европы, и как появилась эта игра в России. Но самым интересным является то, что в истории бильярда, как ни странно, больше мифов и легенд, нежели фактов.

О родине бильярда: Китай или Египет?

Известно, что с середины XIX в. и вплоть до конца XX в. все бильярдные просветители России упорно утверждали, что древнейшая «игра богов», то есть бильярд, своим появлением обязана Поднебесной империи. Такая историческая трактовка была изложена практически во всех отечественных энциклопедиях и словарях, в том числе и в весьма авторитетном «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона под редакцией профессора И.Е. Андреевского (Санкт-Петербург, 1891 г.). На странице 865 этого издания мы можем прочесть: «Родина бильярда — Китай». В книге главного классика русского бильярдного искусства А.И Лемана «Теория бильярдной игры» (1906 г.) утверждается, что «Родина бильярда — Китай и вообще Азия». С этой версией мы прожили более 100 лет. За это время в нашей стране было издано несколько десятков самых разных книг о бильярде и все их почтенные авторы, ссылаясь на трактовку указанного «Словаря» и на Лемана, тоже писали о Китае как о родине бильярда. Однако несколько лет назад в Америке вышло солидное научно-популярное издание «Энциклопедия бильярда» (Иллюстрированная история бильярдного спорта) (Нью-Йорк, 1994 г.), авторами которого являются В. Штейн и П. Рубино. Они по праву восхищаются своей историей, любовью к играм на бильярде всех своих монархов, царей и королей, священников и представителей интеллигенции — всех тех, кто смог внести свой вклад в развитие бильярдного искусства в странах Западной Европы и Америки.

Ссылаясь на многочисленные архивные документальные источники, многолетние специальные археологические исследования, а также на последние открытия ученых в области истории и культуры, этнографии и этимологии, авторы американской «Энциклопедии» выдвинули новую версию происхождения бильярда, считая его родиной Средиземноморье, точнее Древний Египет. И что эта «игра богов» с шарами существовала там еще задолго до новой (нашей) эры. Ученые отмечают, что в те далекие времена бильярд был своего рода религиозным таинством, в него играли только избранные люди. В качестве подтверждения своей версии ученые-энциклопедисты ссылаются на древнейшую фреску, на которой изображен египетский фараон Тутмос III за игрой, очень похожей на бильярд (около 1500 г. до н.э.). Кроме того, в «Энциклопедии» также можно прочесть следующее: «Археология свидетельствует о древнейшем происхождении игр с шарами на основании массы находок: на разных плитах, памятниках и храмах обнаружены изображения людей, играющих с шарами». И далее объясняется, что «Только в последние сто лет удалось обнаружить эти произведения искусства и расшифровать их смысл», который «имеет прямое отношение к бильярду». Такова точка зрения американских ученых на историю возникновения бильярда.

Интересно, что похожую версию происхождения бильярдных игр в Древнем Египте еще 400 лет назад выдвинул великий английский драматург Уильям Шекспир (1564—1616 гг.). Он первым из классиков мировой художественной литературы в своей трагедии «Антоний и Клеопатра» (1607 г.) рассказал об увлечении бильярдом египетской царицы Клеопатры, жившей в начале I в. До н.э., страстно желавшей «покатать шары» со своим евнухом Мардианом… «Разумеется, это анахронизм», — так разъяснял это уже упоминаемый «Словарь» Брокгауза и Ефрона. Но дело в том, что Шекспир дал повод некоторым историкам говорить о первенстве изображения бильярдных игр в Средневековье на территории Англии. Тем более что в ряде других пьес Шекспира тоже есть много ссылок на бильярд, например: «Мой кий злодейский» (из трагедии «Король Лир») или: «Я действительно подарил ему эти шары из Парижа» (из пьесы «Генрих V») и т.д. Из этого следует, что гениальный Шекспир и современники елизаветинской эпохи были близко знакомы с таким развлечением, как бильярд. Поэтому становится смешно и немного грустно, ведь именно ссылаясь на эти шекспировские сочинения, наш русский классик бильярда А.И. Леман, говоря о происхождении бильярда в Европе, пишет: «Теперь почти несомненно, что бильярд изобретен в Англии, усовершенствован во Франции и доведен до высокого совершенства в России».

Ученые отмечают, что в те далекие времена бильярд был своего рода религиозным таинством, в него играли только избранные люди.

Жаль, что история не имеет сослагательного наклонения, иначе с утверждением Лемана относительно первенства происхождения бильярда на Европейском континенте сегодня можно было бы поспорить, поскольку теперь на этот счет есть такое вот энциклопедическое заключение, которое в переводе с английского звучит так: «Вопрос о том, кто в Европе первым изобрел бильярд, однако лишен смысла, поскольку бильярд вообще не был изобретен в Европе, а был только назван бильярдом. Большинство рыцарей первого крестового похода были французами. Именно они дали игре ее нынешнее название еще в XII в.

По их возвращении в Европу из Святой Земли они принесли с собой это свое любимое развлечение, которое было у них в моде вплоть до их свержения». И далее объясняется, что игры с битами и шарами обозначались словом Billa (что означает шар или мяч), а происходило оно из раннего латинского языка еще со II в. до н.э., который затем получил статус государственного языка Римской империи, а затем и Франции. Здесь же «Энциклопедия» дополняет, что описания таких игр были взяты европейцами из рукописей, когда-то принадлежавших сэру Реджинальду Мортимеру, рыцарю, возвратившемуся из первого крестового похода (1096—1099 гг.), где упоминалось об игре бильярд и ее популярности среди тамплиеров.

Таким образом, после возвращения из Палестины игра, называемая бильярд, стала известна европейцам благодаря рыцарям и в то время считалась не только развлечением, но и средством укрепления здоровья.


Все могут короли в бильярде и в любви…

Теперь, когда есть все-таки более веские аргументы из научных источников о зарождении бильярдных игр в Европе и доли в этом открытии французов, о первенстве, пожалуй, можно было бы не спорить. Тем более, что опять-таки Шекспир в своей пьесе «Генрих V» соглашается со своим героем, который дарил ему бильярдные шары не откуда-нибудь, а «из Парижа». Но у английских историков пока что нет единого мнения на этот счет, поскольку существует немало других версий. Например, англичане до сих пор помнят и любят рассказывать захватывающую легенду о страстной любви и преданности к бильярду шотландской королевы Марии Стюарт, которой до сих пор восхищается вся Великобритания. Известно, что еще в 1587 г. приговоренная к смертной казни королева Шотландии Мария жаловалась в письме к своему другу и исповеднику глазговскому архиепископу на то, что «ее похитили и не позволяли ей использовать ее бильярдный стол». Она умоляла священника не о том, чтобы спасти свою жизнь, а только дать ей последнюю возможность поиграть перед назначенной на 17 февраля 1587 г. казнью и сохранить ее любимый бильярд.

Интересно, что финал этой легенды описан в американской «Энциклопедии»: «Как только ее обезглавили, ее доктор взял ткань от бильярдного стола и завернул в эту ткань ее тело». Не правда ли трагический, но очень впечатляющий сюжет о бильярде, взятый уже из мировой истории.

Все энциклопедические трактаты, да и наши литературные источники говорят о том, что именно во Франции бильярд получил свое основное развитие.

Но вернемся к королевской Франции XV в. Все энциклопедические трактаты, да и наши литературные источники говорят о том, что именно во Франции бильярд получил свое основное развитие. Американская «Энциклопедия» утверждает, что по-настоящему бильярд возродился только в царствование Людовика XI (1461—1483 гг.). Этой же версии придерживается и наша отечественная «Энциклопедия азартных игр» (Москва, 2001 г.), которая дополняет некоторые сведения о бильярдных играх французской знати во времена Людовика XI (так, в центре одного из дворцовых залов стоял специально сделанный для короля бильярдный стол). Позже, как утверждают американские энциклопедисты, в царствование одного из преемников Людовика, при Генрихе III, бильярд во Франции получил название «благородная игра бильярд». И что «этой игрой так увлеклись люди того времени, что за очень короткий период она распространилась по Германии, Испании, Италии и Англии». Ну а теперь хочется привести несколько забавных сюжетов о всемогуществе французских королей и их любви к бильярдным развлечениям, о чем так любят писать во всех энциклопедиях стран мира, да и России. Например, хорошо известна легенда о знаменитом короле Карле IX (1560—1574 гг.), чьей главной страстью была бильярдная игра и днем, и ночью во дворце. Один из его современников, описывая такое азартное увлечение короля бильярдом, назвал это «сумасшествием». Когда в знаменитую Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 г.) Карл IX, играя в бильярд, услышал выстрелы восставших гугенотов, то отложил свой кий, взялся за аркебузу и стал стрелять из окон королевского дворца, не прерывая партии в бильярд. Вообще, французы с гордостью рассказывают бильярдные истории и приписывают заслуги в этом всем своим монархам. Особенно красочно описаны сцены царствования Людовика XIII (1610—1643 гг.), который сделал свой бильярд целым «придворным сумасшествием», где им наслаждались игроки не только мужского пола, но и женщины, и даже дети… Теперь в память об этом бильярдном буме во времена правления Людовика XIII создан целый исторический бильярдный зал во дворце Ронтенбло, где бережно хранится и знаменитый королевский десятилузный стол.

Не менее забавные истории из жизни французских королей можно прочесть в американской «Энциклопедии бильярда», когда речь заходит об игровых увлечениях Людовиков XIV и XV. Известно, что, став королем, Людовик XIV (1638—1715 гг.) (которого французы называют «король-солнце»), как и его отец Людовик XIII, сделал все возможное для того, чтобы главным развлечением во всех французских дворцах была бильярдная игра, для чего «не жалел никаких расходов, когда речь шла о его любимом времяпрепровождении». Это ему принадлежит знаменитое изречение: «Государство — это я!». Американская «Энциклопедия» его заслуги отмечает так: «В молодости Людовик XIV был энергичным бильярдистом, а, став королем, сыграл важную роль в популяризации бильярда, поскольку был покровителем этого вида спорта». В хронике жизни французских королей есть и легенда о том, что именно в царствование этого монарха за умение лучше всех играть и вовремя проигрывать королю в бильярд, можно было не только получить доступ к королевскому двору, но и стать советником в Парижском парламенте, финансовым контролером и даже военным министром. Таким высоким титулом и был награжден в 1707 г. действительно бывший писарь, известный «горе-полководец» Шамильяр.

А «горе-полководец» потому, что в одной из битв французов с англичанами, когда фортуна им изменила и войска под руководством Шамильяра стали отступать, то про него солдаты сочинили вот такую песенку, напоминающую эпитафию: «Здесь похоронен Шамильяр, был царским контролером он, на биллiарде был герой, а в министерстве — ноль». Между прочим, французские историки и искусствоведы отдают должное этому действительно «ловкому» бильярдисту того времени и с гордостью помещают изображение партии игры на бильярде между Людовиком XIV и Шамильяром в своих изданиях.

Что касается фантастической любви к бильярду и красивым женщинам, то 7-летний наследник престола Людовик XV (1715—1774 гг.) немногим отличался от своих любвеобильных королей-предшественников. Первое, что удивляет, это описание страданий этого малолетнего мальчика, который, как утверждает американская «Энциклопедия», будучи наделенным королевской властью и страдая от ревности, «утешал себя игрой в бильярд в связи с отъездом его любимой гувернантки». Впоследствии, как пишет историк М.С. Пазин в своей книге «Романы Романовых» (Санкт-Петербург, 2007 г.): «Людовик XV занялся тем, чем не занимался никто ни до него, ни после — он создал гарем, называемый Олений парк, в котором содержал десятки своих наложниц». И умер он на 64-м году жизни, как говорят легенды, возможно от большой любви и страсти к бильярду…

В молодости Людовик XIV был энергичным бильярдистом, а, став королем, сыграл важную роль в популяризации бильярда, поскольку был покровителем этого вида спорта.

А ведь это его когда-то в малолетстве вносил на руках во французский дворец русский царь Петр Первый, пребывавший в апреле—мае 1717 г. с визитом в Париже! И именно о нем, как сообщает нам историк Н.И. Костомаров, после знакомства с маленьким тогда еще королем Людовиком XV Петр написал в письме своей царице: «Здешний король, пальца на два выше нашего карлика Луки, но дитя изрядное образом и станом и по возрасту своему довольно разумное».

Такая превосходная оценка хотя и малолетнего, но «довольно разумного» французского короля, к тому же умевшего блестяще играть и на бильярде, тогда была дана Петром не случайно. Он очень хотел выдать за него замуж свою любимую 8-летнюю дочь Елизавету. Об этом свидетельствует летопись о Петре Великом. Оценивая тот несостоявшийся брак двух малолетних царственных особ, историк Пазин заключает: «Знал бы Петр, за кого он хотел выдать свою ненаглядную Лизетту! Натерпелась бы она с ним, подлым изменщиком…» и заядлым бильярдистом…

Уместно здесь привести и еще одну занятную историю, связанную с королевской игрой в бильярд и женщинами. Историки приводят трагический пример умершего на эшафоте Людовика XVI (1774—1793 гг.), «страстно» проигравшего последнюю партию королеве Марии Антуанетте в канун французской революции… Что касается королевы, то, как ее восхваляет «Энциклопедия», она «выигрывала чаще, чем король», имея при себе «секретное оружие» — бильярдный кий из цельного бивня слона, украшенный чистым золотом и стоящий целого состояния!».

Не ускользнуло от внимания историков американского издания и описание приверженности к играм на бильярде уже поверженного французского императора Наполеона. Авторы отзываются о нем как о величайшем бильярдном «короле-стратеге», до последних дней своей жизни на острове Святой Елены утешавшемся игрой с шарами на столе фирмы Престон в вариант, известный под названием «пальцевый бильярд». При этом «император «заново» проводил некие имитации своих прежних сражений на этом столе», у него был изящный кий, инкрустированный слоновой костью, украшенный изображением имперской короны, меча, золотой рукоятки, тиары и имперской эмблемы…

Чтобы подвести некоторые итоги популяризации французского бильярда на примере «героической» истории из жизни королей и их увлечении этой игрой, хочется процитировать еще один отрывок из «Энциклопедии»: «Следуя примеру Наполеона, французский король Карл X (1757—1836 гг.) имел стол (биль-ярдный), который по некоторым оценкам стоил большой городской резиденции».


Бильярд в Америке, Вене и Ватикане

Что касается изложения истории бильярда и его почтенных знаменитостей в США, то в этом уникальном научно-популярном сочинении все эти стороны описаны скромнее, без пафоса и множества легенд. Авторы американской «Энциклопедии» подчеркивают, что поскольку в стране имеется ограниченное количество информации о ранней стадии развития американского бильярда, то они вынуждены согласиться с тем, что «Бильярд развивался в Америке во многом так же, как это происходило в Европе». И здесь же заключают, что, как и в Европе, «Аристократы, купцы, землевладельцы, уже знакомые с игрой, были ее первыми поклонниками…», а уже потом бильярд стал достоянием других слоев общества. Важно заметить, что американские ученые-бильярдисты с большой гордостью прослеживают историю бильярда в своей стране от его законодательного запрета в 1600-х годах до установки бильярдного стола в Белом Доме после завоевания Соединенными Штатами независимости. Хотелось бы процитировать еще одно очень важное замечание авторов об истории развития бильярда в Америке. Они утверждают, что «популярность бильярда то росла, то уменьшалась на протяжении многих лет, но эта игра и обеспечивающая ее промышленность всегда были частью американской культуры». Таким образом, бильярд в Америке по праву признан великим достоянием культурного наследия своих предшественников из Западной Европы…

«Энциклопедия» с энтузиазмом восхваляет столицу Австрии Вену и ее граждан, которые «прямо-таки упивались бильярдной игрой». Особенно подчеркивается увлечение многих великих людей этого города игрой на бильярде, например, Вольфганга Амадея Моцарта, который «сознательно отказывался от занятий музыкой ради того, чтобы поиграть в бильярд». Неужели это правда? И здесь же, на удивление читателей, подчеркивается воздействие бильярда на сердца и умы многих исторических деятелей, таких, например, как римский папа Пий IX, который распорядился установить бильярдный стол в Ватикане. И объясняется это тем, что «бильярд всегда имел связи с церковью и духовенством…» Никто с этим не спорит.


Продолжение следует.


В печатной версии страница №70  | Количество просмотров: 7340  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №1  Владимир Генералов пишет 25 Сентябрь, 2008 20:43 КМС фараон Тутмос III, МСМК Людовик XIV и ВАРФАЛАМЕЙ-ОПЕН НАЙТС

    "В молодости Людовик XIV был энергичным бильярдистом, а, став королем, сыграл важную роль в популяризации бильярда, поскольку был покровителем этого вида спорта." Эта фраза не выдерживает ни какой критики, как и тенденциозное облачение досуговой деятельности в спортивные одежды. "Ученые отмечают, что в те далекие времена бильярд был своего рода религиозным таинством, в него играли только избранные люди."------------ ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЕЙ! ... ИГРЫ С МЯЧОМ,а не бильярд, которого еще и в помине не было! ХОРОШИ УЧЕНЫЕ!!!! "И объясняется это тем, что «бильярд всегда имел связи с церковью и духовенством…» Никто с этим не спорит."-- ----- АЛКОГОЛЬ, ТОЖЕ!всегда имел связи с церковью и духовенством…» Никто с этим не спорит. А когда был указ Ватикана О БЛАГОСЛАВЛЕНИИ спиртосодержащиХ, ДО БИЛЬЯРДА ИЛИ ПОСЛЕ? Что, рЕДАКТУРА В ОТПУСКЕ или это корректное изложение?