Джон Хиггинс: «Победу посвящаю своей дочери!»

турниры

"Бильярд Спорт", Ноябрь-Декабрь (2008)

гран-при

Джон Хиггинс: «Победу посвящаю своей дочери!»


Руслан Кориненко

До сезона 1982/1983 гг. единственным рейтинговым турниром был Чемпионат мира. Рейтинг обсчитывался с сезона 1977/1978 гг. и вполне логично, что за годы существования рейтинговой системы Международная ассоциация профессионального бильярда и снукера (WPBSA) приняла решение проводить еще один рейтинговый турнир.

Мероприятие, открытое для всех профессионалов и название получило вполне соответствующее — Турнир профессиональных игроков. Впервые его провели осенью 1982 г. в Бирмингеме. Пока еще без спонсоров, телевидения и £5 тыс. за победу. История сохранила состав участников первого турнира, ставшего прародителем знаменитого Гран-при. В соревнованиях тогда приняли участие 60 игроков, не было еще привычного нам рассеивания сильнейших, в результате чего уже во втором круге сошлись финалисты последнего Чемпионата мира: североирландский «ураган» Алекс Хиггинс и валлиец Рэй Риардон, который сумел взять реванш за поражение в Шеффилде. Не смог пробиться в 1/8 финала и чемпион мира 1981 г. Стив Дэвис. В финале же сражались 50-летний Риардон и новая восходящая звезда мирового снукера Джимми Уайт. Выиграв со счетом 10:5, шестикратный чемпион мира одержал последнюю крупную победу в своей карьере. 135 очков Вилли Торна в матче с шотландцем Мурдо Маклаудом стали лучшим брейком нового турнира.
Массовый вылет фаворитов во втором турнире, проходившем на этот раз в Бристоле, привел к тому, что в финале встретились четвертый номер мирового рейтинга Тони Ноулз и 23-й, будущий чемпион мира, Джо Джонсон. Победив в очень непростом матче (вел по ходу встречи 6:1, доигрался до контровой партии, в которой решающим шаром оказался только последний, розовый), Тони Ноулз одержал свою вторую, после Jameson International, и последнюю в карьере рейтинговую победу и заработал £12,5 тыс.
Стартовые два турнира оказались настолько успешными, что на них обратили внимание спонсоры и телевидение. На протяжении следующих 10 лет турнир, получивший современное название Гран-при, проходил в театре Гексагон г. Ридинга, 9 лет подряд спонсировался компанией Rothmans и, начиная с 1984 г., стал транслироваться по BBC.
Произошедшие изменения положительно сказались как на размере призового фонда (первый приз в период с 1984 по 1992 г. увеличился с £45 тыс. до £80 тыс.), так и на популярности турнира, который в наши дни является третьим по значению рейтинговым турниром после Чемпионата мира и Чемпионата Великобритании.
Первые два финала Гран-при в театре Гексагон тесно связаны с именем Дэнниса Тэйлора. В 1984 г. он выиграл в финале у Клиффа Торбурна со счетом 10:2, хотя незадолго до того, в связи со смертью матери, был близок к завершению карьеры. Финал же Гран-при 1985 г. стал повторением состоявшегося за несколько месяцев до того финала Чемпионата мира (Дэннис Тэйлор — Стив Дэвис), в котором в решающем фрейме победил Тэйлор. На этот раз вновь в контровой партии удача улыбнулась Стиву Дэвису — 10:9. «Самородок» выиграл свой первый из трех титулов победителя Гран-при.
Если первый финал Гран-при вошел в историю тем, что выигравший у Джимми Уайта Рэй Риардон стал самым возрастным победителем турнира, то в финале 1986 г. с Джимми Уайтом играл 56-летний Рекс Уильямс, ставший самым пожилым финалистом турнира. Победа на этот раз досталась Уайту — 10:6.
В течение следующих пяти лет победа в Гран-при стала личным делом Стива Дэвиса (две победы) и Стивена Хендри (три). Всего же Хендри четырежды побеждал на Гран-при, по этому показателю на этом турнире, как и на абсолютном большинстве других, ему принадлежит рекорд.
Два поражения в финалах Кена Доэрти (9:10 от Джимми Уайта в 1992 г. — последний турнир при спонсорстве Rothmans, и 6:9 от Питера Эбдона в 1993 г. — генеральным спонсором выступила чешская Scoda) завершили эру Гран-при в театре Гексагон. Для Гран-при началась пора разъездов.
В 1994 г. Джон Хиггинс выиграл у Дэйва Харольда в Дерби, на следующий год он же уступил в чисто шотландском финале Стивену Хендри в Сандерленде. Здесь стоит отметить одну особенность, «фишку» турниров Гран-при. Дело в том, что для очень большого количества игроков победа в Гран-при становилась первой в профессиональной карьере, а для некоторых — вообще единственной. Именно на Гран-при одержали свои первые победы Питер Эбдон и Джон Хиггинс.
В 1996—1997 гг. кочевой турнир принимал Борнмут. Начиналась серия из пяти турниров подряд без спонсорской поддержки, что, однако, не сказалось на размере призового фонда: первый приз держался на уровне £60 тыс. Победили же в Борнмуте Марк Уильямс (в 1996 г.) и, продолжая традицию одерживать первую победу в карьере именно на Гран-при, Доминик Дэйл (в 1997 г.). Следующую победу «космонавту» придется ждать целых 10 лет.
В 1998 г. в Зале гильдии Престона свою первую победу в карьере одержал Стивен Ли. Там же в 1999 г., в самый разгар противостояния «большой четверки», Джон Хиггинс и Марк Уильямс продемонстрировали классический финал. По ходу встречи валлиец вел со счетом 6:2, но судьба турнира решилась в контровой партии, выигранной «Волшебником из Вишоу». В 1/16 финала в матче с Грэмом Доттом, Ронни О’Салливан сделал первый в истории этого турнира максимальный брейк. Остановил же «ракету» в четвертьфинале будущий победитель турнира, Джон Хиггинс — 5:3.
Уступив право проведения турнира на один год Тэлфорду, зрители которого увидели еще один классический финал (на этот раз в исполнении Марка Уильямса и Ронни О’Салливана — счет встречи 9:5 в пользу Марка), Престон в течение пяти следующих сезонов принимал у себя Гран-при.
В нынешнем сезоне турнир вновь переехал — на этот раз в крупнейший город Шотландии Глазго. Вновь поменялась система проведения турнира, больше нет групповых турниров и турнирной сетки, а после каждого раунда проводилась новая жеребьевка.
Впрочем, турнир получил к этому времени нового генерального спонсора, которым стала корпорация LG Electronics, и сменил название на LG Cup.
Турниры 2001—2003 гг. запомнились наибольшими призовыми за всю историю — победитель получил по £82,5 тыс.
На турнире 2001 г., отмеченном вторым максимальным брейком в исполнении О’Салливана, свою вторую победу на Гран-при одержал Стивен Ли, в 2002 г., победив Алана Макмануса, единственную рейтинговую победу в карьере одержал Крис Смолл, а Джону Хиггинсу в 2003 г. не хватило для победы максимального брейка, сделанного в финале с Марком Уильямсом. Уильямс выиграл со счетом 9:5, завоевав свой третий титул на Гран-при.
На этом сотрудничество с LG Electronics завершилось, турниру вернули его привычное название, а букмекеры из Totesport в 2004 г. предложили первый приз на £22,5 тыс. меньше. Его выиграл Ронни О’Салливан, хотя в финале, в кои-то веки, зал болел за его соперника — своего земляка Иана Маккалоха, проигравшего со счетом 5:9. Джон Хиггинс второй год подряд сделал на Гран-при максимум, на этот раз в проигранном матче 1/32 финала с Рикки Уолденом.
У читателей может возникнуть вопрос: а почему Хиггинс, на протяжении полутора десятков лет входящий в топ-16, начинал турнир уже с 1/32 финала? Все дело в том, что Гран-при часто выступал в роли испытательного полигона для отработки различных систем проведения турниров. В 2004 г., например, вместо привычных четырех кругов квалификации, проводился только один, в формате 32 на 32, а затем к 32 победителям добавлялись игроки из топ-32, и играли по «олимпийке». В 2006—2007 гг. предварительные матчи играли по вызвавшей много споров круговой системе, новинкой того сезона стала жеребьевка игроков после каждого раунда. Возможно, все эти не очень значительные, но вместе с тем интересные детали, добавляют определенный шарм турниру.
В 2005 г. Гран-при прощался с Престоном, и Джон Хиггинс в финале сыграл, возможно, лучший матч в своей карьере. Блестящие 9:2 с Ронни О’Салливаном, включившие в себя уникальные 494 очка, набранных подряд, и четыре подряд же, сенчури-брейка наверняка останутся одним из самых приятных воспоминаний для Джона. Вот полная статистика этого матча между Хиггинсом и О’Салливаном: 9:2 (76:0 (68), 76:16 (67), 31:69 (69), 28:90 (62), 88:4, 70:60 (64), 103:5 (103), 104:0 (104), 138:0 (138), 128:0 (128), 67-49).
В 2006 г. турнир, сменив спонсора, которым стала часовая компания Royal London Watches, переехал в Шотландию. Гран-при, проходивший в Абердинском Exhibition and Conference Centre, запомнился сенсационным составом участников финала. Главный приз разыграли впервые вышедшие в финал рейтингового турнира 13-й номер мирового рейтинга Нил Робертсон и 47-й номер Джейми Коуп. Победу со счетом 9:5 одержал австралиец Робертсон.
Перед турниром 2007 г. произошли изменения. Было принято решение выделить Гран-при из массы других турниров путем начисления большего количества рейтинговых очков. Вновь начали расти призовые, и первый приз составил уже £75 тыс. В очередной раз победа на Гран-при стала первой в карьере игрока, на этот раз Марко Фу. В финале бильярдист из Гонконга переиграл Ронни О’Салливана со счетом 9:6. В групповом турнире Том Форд стал третьим после О’Салливана и Хиггинса игроком, которому покорился максимальный брейк — 147 очков. Как выяснилось потом, с утра Форд попал в больницу с обострением гастрита, и лишь уважение к сопернику, Стиву Дэвису, заставило его все-таки выйти на матч, в котором Том не только сделал максимум, но и одержал победу со счетом 4:0.
В нынешнем сезоне турнир вновь переехал — на этот раз в крупнейший город Шотландии Глазго. Вновь поменялась система проведения турнира, больше нет групповых турниров и турнирной сетки, а после каждого раунда проводилась новая жеребьевка.
Как всегда, очень тяжело было предсказать победителя, можно было предполагать, что кто-то из игроков пойдет по стопам Питера Эбдона и Джона Хиггинса, Доминика Дэйла и Стивена Ли, Криса Смолла, Нила Робертсона и Марко Фу и одержит на Гран-при свою первую победу в профессиональной карьере. И это предположение практически подтвердилось, ведь сразу три игрока, не имевшие ранее на своем счету ни одного рейтингового титула, вышли в полуфинал.
Шотландские болельщики, конечно, в первую очередь ждали успеха от своих игроков, которых в основной сетке первоначально было пятеро. К большой четверке (Хиггинс, Магвайр, Хендри и Дотт) добавился прошедший квалификацию Джейми Бёрнетт. Но перед началом турнира стало известно, что Грэм Дотт, сломавший руку еще перед турниром Shanghai Masters не успел восстановиться и пропустит домашний турнир. Следующим разочарованием для шотландских болельщиков стал вылет уже в первом круге Стивена Магвайра. Разгромное поражение (1:5) от Джейми Коупа при откровенно слабой, даже просто непонятной игре, которая, к сожалению, время от времени случается у Стивена — и второй номер мирового рейтинга выбыл уже на старте турнира, проходившего в нескольких километрах от его дома. После матча Стивена Хендри («вымученная» победа со счетом 5:4 над Дэвидом Гилбертом) стало ясно, что шотландцам остается надеяться только на Джона Хиггинса. Благо, начал Джон очень уверенно, всухую разгромив Энтони Хэмилтона.
Третий раз в сезоне проиграл в первом круге озабоченный семейными проблемами Шон Мёрфи. В решающем фрейме матча с Райаном Дэем был вынужден сложить оружие победитель Shanghai Masters Рикки Уолден. Уверенно обыграли своих соперников Ронни O’Caлливан и Марк Селби. В очередной раз показал силу характера Стив Дэвис, в контровой партии вырвавший победу у Нила Робертсона. Нил продолжает свободное падение…
Жеребьевка матчей 1/8 финала подарила несколько интереснейших встреч, продолживших исторические противостояния. В очередном шотландском дерби Джон Хиггинс переиграл Стивена Хендри — 5:2, Ронни О’Салливан в матче — повторении прошлогоднего финала Гран-при с Марко Фу — разгромил своего соперника со счетом 5:1 и всего лишь сравнял счет личных встреч за всю историю — 7:7 при двух ничьих. В невероятных по напряжению матчах в решающих фреймах Джейми Коуп обыграл Питера Эбдона, сделавшего по ходу матча заход на максимальный брейк, но остановившегося на 122 очках; Райан Дэй выиграл у Марка Селби, а Стив Дэвис — у Эдриана Ганнелла. Кроме Джадда Трампа, об игре которого в этом турнире мы расскажем в №1 за 2009 г., в четвертьфинал также пробились Дин Цзюньху и Али Картер.
Противостояние Ронни О’Салливана и Джадда Трампа затмило собой остальные три четвертьфинальных матча, но и в них произошло много интересного. После тяжелейшей победы над Марком Селби, Райан показал великолепную игру с Джейми Коупом с двумя сенчури и двумя брейками за 70 очков. По итогам турнира Дэй поднялся уже на 3-е место в предварительном рейтинге и своей игрой практически в каждом турнире доказывает неслучайность такого взлета. Понемногу начинает выходить из крутого пике Дин. В этот раз он дошел до четвертьфинала, боролся шесть фреймов на равных с Джоном Хиггинсом, но все же уступил — 3:5. С таким же счетом вице-чемпион мира Алистер Картер переиграл потрясающего Стива Дэвиса, который в свои 51 вышел во второй кряду четвертьфинал рейтингового турнира и выиграл в этом сезоне пять из пяти решающих фреймов.
Из четырех полуфиналистов до этого турнира только Джон Хиггинс имел рейтинговый титул. На остальную тройку (Дэй, Картер, Трамп) приходилось всего три рейтинговых финала. У Трампа это вообще был первый рейтинговый полуфинал (а до этого в Глазго был первый четвертьфинал, первый матч 1/8). Хиггинс в концовке дожал-таки Трампа, а Дэй с Картером сыграли, безусловно, лучший матч турнира.
На сенчури Картера в первом фрейме (107 очков), Райан ответил заходом на 147 во втором, который завершился неудачным выходом на последний желтый шар (120 очков) и брейком в 68 очков в третьем фрейме; следом за выигрышем Картером четвертого фрейма (серия из 63 очков), последовали сенчури в 104 и 115 очков Дэя в пятом и седьмом фреймах, между которыми поместился фрейм, выигранный «просто так», без блестящей серии. Но когда до победы остался один шаг, весь блеск игры Дэя куда-то пропал. Пошли ошибки, а Алистер, наоборот, воспрял духом. Картер выиграл восьмой фрейм, с брейком 84 — девятый, сделав сенчури в 107 очков — десятый. В итоге контровая партия. Описывать ее, наверное, нет смысла. Нервы, ошибки — последним ошибся Али Картер, Райан Дэй вырвал победу со счетом 6:5 в матче, в котором было сделано пять (!) сотенных брейков, и в третий раз в карьере вышел в финал рейтингового турнира.
Финальный матч Хиггинс — Дэй напоминал финал футбольного турнира, в котором командам, показавшим отличную игру на протяжении всего состязания, попросту не хватило сил на финал. Первую половину намного сильнее обычного нервничал Дэй — кий буквально валился из рук талантливого валлийца, блиставшего еще накануне. После девяти фреймов счет стал 7:2 в пользу Хиггинса, но и Джон не показывал хорошей игры, а потому его провал в течение следующих шести фреймов не стал неожиданностью. Дэй, сократил разрыв в счете до минимума — 8:7, и в зале начал витать дух непредсказуемой контровой партии. Шестнадцатый фрейм Хиггинс начал с атаки, но довести ее до победы не получилось — 53 очка, и нервная борьба продолжилась. Дэй сократил разрыв в этом фрейме до 54:36, и судьба партии и фрейма решилась на двух последних красных. Сыграв их, Джон Хиггинс одержал победу со счетом 9:7 и в четвертый раз в карьере стал победителем турнира Гран-при. Райан Дэй же проиграл в своем третьем подряд рейтинговом турнире.
Наверное, все-таки справедливо, что Джон Хиггинс, отдавший столько сил организации новой снукерной серии, получил вознаграждение, выиграв престижнейший турнир у себя дома, на глазах своей семьи и друзей. «После рождения моего первого сына, Пирса, я выиграл турнир, другую победу я посвятил второму сыну, Оливеру. Не мог же я позволить, чтобы моя дочь чувствовала себя обделенной!» — как обычно, образцовый семьянин Джон в первую очередь думает о своих детях.


В печатной версии страница №52  | Количество просмотров: 2923  |  Комментариев: 

Оставить комментарии