Голубоглазый ловкач

история

"Бильярд Спорт", Январь-Февраль (2009)

Голубоглазый ловкач


Борис Куприянов

С детства я увлекался кинематографом, пропадая целыми днями в филиале кинотеатра «Иллюзион», где среди лент классического почти трофейного репертуара иногда попадались свежие шедевры Годара и Пазолини, или отчаянно пытаясь найти какое-нибудь более или менее достойное произведение кинематографического искусства среди монголо-афганской серости международных московских кинофестивалей. Сохранив беззаветную любовь к «великому немому» и по сей день, я уже давно хотел написать очерк о «бильярдном» кино – о фильмах, где эта игра является основным смыслом экранного повествования, но все как-то руки не доходили. Как это, к сожалению, часто бывает в нашей жизни, собраться с мыслями удалось, узнав печальную весть, – умер знаменитый американский актер Пол Ньюман, исполнитель харизматических ролей в легендарных фильмах «Хастлер» и «Цвет денег».

Пол Ньюман не просто великий актер и звезда Голливуда, он настоящая легенда мирового кино — обладатель самых знаменитых голубых глаз в истории кинематографа. Пол родился в семье преуспевающего совладельца магазина спортивных товаров. После окончания школы он записался в ВМС на программу подготовки пилотов, однако врачи определили у новобранца цветовую слепоту, и Ньюман прошел военную службу радистом на торпедоносце. После демобилизации в 1946 г. Пол поступил в Кеньон-колледж, где изучал экономику и играл в футбол. Однако из футбольной команды ему пришлось уйти из-за драки в баре, и ищущий себя молодой человек смело поменял футбольное поле на театральную сцену. Но жизнь опять поставила перед Ньюманом сложную задачу. Он был вынужден уйти из чикагского театра, в труппу которого был принят по окончании театрального колледжа, для того, чтобы помочь матери в семейном бизнесе после смерти отца. Но актерский дух не давал Полу покоя, и в 1951 г. он поступил в Йельскую драматическую школу, где учился на курсе известного режиссера театра и кино Элии Казана.
В начале кинематографической карьеры Ньюмана часто сравнивали с более известными и успешными в то время Джеймсом Дином и Марлоном Брандо, но волею судеб Пол пре-одолел эту зависимость и стал не только звездой Голливуда, но и вполне успешным бизнесменом и общественным деятелем. После крайне неудачного дебюта в исторической эпопее «Серебряная чаша», Ньюман реабилитировал себя в роли супербоксера Рокки Грациано («Кто-то там наверху любит меня»), которую, кстати, должен был играть трагически погибший в автокатастрофе Дин. Затем последовали психологические драмы по пьесам Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» и «Сладкоголосая птица юности», а также прекрасные актерские работы-дуэты с Робертом Редфордом в самом кассовом вестерне в истории кино — «Бутч Кэссиди и Сандерс Кид» и неподражаемой авантюрной «Афере». Вместе с тем Ньюман овладел профессией автогонщика. На своем любимом «Порше-935» в ноябре 1976 г. на турнире в Атланте Пол завоевал Президентский кубок, в июне 1979 г. вошел в состав команды, занявшей 2-е место в знаменитой гонке «24 часа Ле Манна», являясь совладельцем гоночной команды «Ньюман-Хаас» в классе Инди-кар. В 1982 г. Ньюман организовал производство разнообразных продуктов с маркой Newman’s Own (приправы для салатов, соус для макарон, безалкогольные напитки, воздушная кукуруза). Большую часть прибыли от их реализации (свыше $6 млн в 1994 г., к примеру) Пол отдавал в благотворительные фонды и на содержание лагеря для детей и подростков, больных раком, открытого летом 1988 г. на северо-востоке Коннектикута. Центр по лечению наркоманов он назвал в честь своего сына Скотта (от первого брака), умершего в 1978 г. от передозировки спиртным и снотворными. Пол никогда не стеснялся высказывать во время публичных выступлений свои либеральные политические и гражданские взгляды. Президент США Ричард Никсон включил Пола, единственного из всех кинематографистов, в свой знаменитый список «20 личных врагов». В 1990 г. актер был признан журналом People одним из 50 самых красивых людей мира. В 1995 г. под №12 он был включен журналом Empire в число 100 самых сексапильных звезд в истории кино.
Ньюман овладел профессией автогонщика. На своем любимом «Порше-935» в ноябре 1976 г. на турнире в Атланте Пол завоевал Президентский кубок, в июне 1979 г. вошел в состав команды, занявшей 2-е место в знаменитой гонке «24 часа Ле Манна», являясь совладельцем гоночной команды «Ньюман-Хаас» в классе Инди-кар. За свою многолетнюю карьеру актера, режиссера и продюсера Ньюман создал много запоминающихся образов, сыграв десятки разно-образных ролей в фильмах известных режиссеров. Но тем не менее славу актеру принесли две картины, в которых ему довелось сыграть бильярдного игрока, которые стали классикой мирового кинематографа и могучим катализатором в пропаганде бильярдной игры. Несколько раз Пол Ньюман номинировался на премию «Оскар», и только 1986 г. принес ему премию за лучшую мужскую роль в фильме Мартина Скорцезе «Цвет денег». Именно «Цвет денег», ставший сиквелом фильма «Хастлер» (в переводе с английского — «Ловкач» или «Мошенник»), сделал Ньюмана самым известным кинобильярдистом мира. «Хастлер», снятый по роману Уолтера Тевиса, рассказывает о талантливом бильярдисте-профессионале, который, несмотря на все свои очевидные способности, не обладает твердым характером, необходимым для достижения чемпионских высот. Сценарист и режиссер фильма Роберт Россен перенес на киноэкран живые картинки из мира бильярдных заведений, точно передав их неповторимый дух, а Ньюман великолепно исполнил роль бильярдного игрока Эдди Фелсона по кличке «Быстрый». Вместе с Ньюманом в фильме прекрасно смотрится актриса Пайпер Лори в роли Сары — его любовницы-алкоголички, а также Джордж С. Скотт, играющий менеджера, и, конечно же, Джеки Глисон, воплощающий на экране образ легенды бильярда Миннесоты Фэтс (Миннесотского Жирдяя). Кстати, техническим консультантом по бильярду в «Хастлере» выступил великий Вили Москони, который несколько раз даже снялся в небольших эпизодах. Для большей зрелищности в фильм включено исполнение нескольких трюковых ударов, которые пулу совершенно не свойственны.
Вне сомнения, вершиной творчества Пола Ньюмана стал фильм «Цвет денег» Мартина Скорцезе, за который он, наконец, получил своего «Оскара».
Хорошо знакомый зрителям по «Хастлеру» Эдди Фелсон, в роли которого, конечно же, опять снялся Ньюман, практически забыл про свое славное бильярдное прошлое, к тому же из-за какой-то неприятной истории ему вообще было запрещено участвовать в соревнованиях. Вместо игры на бильярде Эдди занимается мелким бизнесом по перепродаже спиртного и пытается выступать в роли менеджера одного местного игрока по имени Джулиан (Джон Туртурро). Фелсон ссужает Джулиану деньги на игру, получая проценты с его выигрышей. К сожалению, Джулиан далеко не самый сильный бильярдист, чья игра ко всему прочему страдает от регулярного потребления им кокаина.
Досье «Бильярд Спорт»
Пол Леонард Ньюман (Paul Leonard Newman)
актер, режиссер, продюсер
Годы жизни: 26 января 1925 г. — 26 сентября 2008 г. Родился в Кливленде (штат Огайо, США).
Увлечения: известен как спортсмен-автогонщик (выиграл несколько национальных чемпионатов США по автогонкам как водитель), а также как глава и владелец лучшей команды в чемпионатах серии Champ Car.
Краткая фильмография: 2006 г. — «Тачки». 2005 г. — «Падение империи» (ТВ). 1986 г. — «Цвет денег». 1982 г. — «Вердикт». 1973 г. — «Афера». 1969 г. — «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». 1963 г. — «Хад». 1962 г. — «Сладкоголосая птица юности». 1961 г. — «Мошенник». 1958 г. — «Кошка на раскаленной крыше». 1954 г. — «Серебряная чаша».
Премии и награды: 2006 г. — Премия Гильдии киноактеров США. 2005 г. — Премия «Эмми». 1987 г. — Премия «Оскар» за лучшую мужскую роль. 1982 г. — Премия «Давид» за лучшую мужскую роль в зарубежном кинематографе (Италия). 1962 г. — Приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль. 1958 г. — Приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. 1957 г. — Премия «Золотой глобус» за самый многообещающий дебют.
Но все-таки судьба благосклонна к Эдди и посылает ему молодого талантливого игрока Винсента (Том Круз), которого он однажды заприметил в баре, и он решает научить не нюхавшего пороха юнца зарабатывать хорошие деньги на зеленом сукне бильярдного стола. Винсент не знает всех тонкостей игры и, самое главное, ее психологии. Для него подчас важнее победить, а не заработать. Ему неплохо жилось до знакомства с Эдди. Работа в магазине игрушек, любовная интрижка с красавицей Кармен (Элизабет Мастрантонио) и небольшие выигрыши на бильярде вполне удовлетворяли все его амбиции. Эдди никак не может перевоспитать Винсента, втолковать ему, что иногда ради большого куша завтра, необходимо проиграть сегодня. В итоге с помощью амбициозной Кармен Винсента довольно быстро удается научить премудрому искусству «развода лохов», которое и начинает приносить ему очень неплохой заработок. Вскоре Фелсон осознает, что его время безвозвратно ушло, а на арену бильярдного театра вышли более молодые, злые, ушлые и беспринципные игроки, для которых не существует святых для него моральных правил и этических норм. Пути Эдди и Винсента расходятся, чтобы снова сойтись на чемпионате по пулу, и если Винсент становится настоящим ловкачом от бильярда, то Эдди сохраняет верность ее величеству игре. Фильм «Цвет денег» является не только настоящей классикой кино, но и классикой бильярдного искусства. Кинозрители видят, что большинство ударов актеры исполняют самостоятельно, показывая, что кроме актерского мастерства они также прекрасно владеют и бильярдным, и именно это заставляет многих людей, полюбивших картину, пойти в бильярдную и сыграть так, как на экране играют их кумиры. Одним словом кинолента «Цвет денег» стала самой успешной работой Пола Ньюмана, в которой он навсегда остался не только голливудской звездой, но и знаменитым бильярдистом по кличке «Быстрый».


В печатной версии страница №42  | Количество просмотров: 3522  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №1  uadesign пишет 23 Апрель, 2010 21:01

    Но все-таки судьба благосклонна к Эдди и посылает ему молодого талантливого игрока Винсента