Бильярд в руках великих женщин России
история
Бильярд в руках великих женщин России
Николай Ратозий
Дальнейшее развитие бильярда в послепетровской России XVIII в., особенно в периоды царствования Екатерины I (1725—1727 гг.) и Петра II (1727—1730 гг.), мало отражено в исторических документах того времени. Известно лишь то, что эта царская забава еще долго продолжала быть азартным развлечением только в кругах великосветских господ: графов, князей, военачальников, дипломатов и иностранцев. Кое-что мы знаем о распространении этой игры при Екатерине I во дворцах и дворянских усадьбах Петербурга, и что бильярд при ней становится доступным видом развлечения для женщин. Но главное — при Екатерине I был установлен «кодекс» равноправия бильярдных состязаний на интерес, а значит и на деньги. Что касается нововведений, то при Петре II, как утверждает историк Н. Костомаров, эта игра становится не только забавой и средством развлечения царских отроков, но и частью системы физического и интеллектуального воспитания царевичей, а также всех дворянских отроков. Этим было положено начало внедрению бильярда в российскую культуру, жизнь и быт. Несмотря на то, что нашим историкам далеко не все известно о судьбе бильярда в последующие после Петра I годы, все-таки удалось найти кое-какие малоизвестные факты из частной жизни трех императриц: Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.) и Екатерины II (1762—1796 гг.), которые за 64 года поочередного правления государством внесли свой вклад в дело популяризации этой полезной для здоровья и ума игры не только среди великосветских избранных, но позже и в широких слоях общества.
Бильярд в трактире при царице Анне
Здесь важно подчеркнуть феномен именно женского начала в популяризации бильярдных игр в условиях крепостной России. Причем дело не ограничивалось повседневным бытом, императрицы популяризировали бильярд также в широких кругах разночинной интеллигенции, в среде военных, где довольно часто демонстрировали свои навыки бильярдной игры. Благодаря такой политике, создавались бильярдные клубы и собрания, совершенствовалось оборудование, предназначенное для разных видов этой игры.
Одним из важных источников, свидетельствующих о росте популярности бильярдного искусства в России в период царствования Анны Иоанновны, был и остается уже известный нам «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (1891 г.). «В царствование Анны Иоанновны, — утверждается на его страницах, — «бильярд» был весьма распространен в «астериях» (трактирах)». Для составителей истории бильярда в нашей стране эти краткие энциклопедические фразы являются вполне достоверными аргументами, подтверждающими место и роль первой и последней по крови царственной наследницы династии Романовых в развитии бильярдного дела в послепетровской России (1730—1740 гг.). В те непростые времена такие решительные волевые действия царицы Анны, направленные на более широкое развитие светского вида развлечений, каким считался «биллiардъ», могли казаться чудом. А ведь именно при ней эта игра перешагнула границы царского двора, перестала быть развлечением исключительно именитых царедворцев, став достоянием общества. Известно, что сегодня у историков много самых разных мнений относительно правительницы-«немки», эта историческая фигура в разные времена получала немало отрицательных оценок, вплоть до того, что некоторые называли ее «Иваном Грозным в юбке», развратницей и женщиной короткого ума. Возможно, в этих оценках и есть доля правды. Но мы-то говорим о ее страсти к бильярду. О том значении, которое имело ее увлечение игрой в деле развития и распространения бильярда в масштабе государства. В художественной литературе описано фанатичное увлечение игрой на бильярде Анны Иоанновны с ее слугами, шутами и клоунами. Так, лучше всех такие сцены описал В. Пикуль в хронике времен Анны Иоанновны под названием «Слово и дело» (Москва, 1992 г.). Приведем здесь несколько строчек: «Анна Иоанновна, кофе отпив на манер немецкий, проследовала в туалетную комнату… После туалета императрица проследовала в биллиардную, где ловко разыграла партию с дежурным арапом…».
Ну что ж, попробуем и мы эту литературную чудо-легенду о фантастически влюбленной в бильярд русской императрице, встающей ежедневно в Зимнем дворце «в экую рань» и с треском засаживающей шары в узкую лузу, использовать в качестве дополнительного «строительного» материала при создании истории о нашем бильярде. Ведь это же находка, не то что у французов или англичан, которые сумели разукрасить чуть ли не всю мировую бильярдную историю описанием бильярдного «сумасшествия» своих монархов, с утра до вечера игравших в королевских дворцах и гаремах, нередко теряя при этом свою честь, достоинство и даже жизнь.
В те непростые времена такие решительные волевые действия царицы Анны, направленные на более широкое развитие светского вида развлечений, каким считался «биллiардъ», могли казаться чудом. Есть и другие, не менее забавные страницы из жизни Анны Иоанновны, которые описаны в «Ледовом доме» И. Лажечникова. В частности, он описывает, как эта царица любила развлекаться на бильярде в присутствии шутов: Балакирева, Педрило и Д´Акосты, которые, ползая и барахтаясь под столом, вызывали всеобщий смех. Хотя, надо отметить, ползание под столом проигравших партию в бильярд сегодня является уже традицией. Из мемуаров очевидцев нам известно, что были случаи, когда на спор, играя в бильярд, при проигрыше соглашался ползать под столом даже И. Сталин…
Теперь мы знаем, что при составлении любой истории вполне могут быть равнозначно важны и некоторые легенды, а иногда и мифы. Ведь еще 100 лет тому назад классик русской литературы А. Куприн устами одного из своих литературных героев (рассказ «Мелюзга», 1907 г.) так сказал о роли чуда в создании истории: «Стремление к чуду, жажда чуда проходит через всю русскую историю». Насколько факты из жизни императрицы совместимы с историей развития российского бильярда, судите сами. По-моему, не будет слишком фантастично, если все то, что связано с деяниями и большинством легенд из жизни Анны, ее пристрастием к «игре богов», украсит и дополнит нашу летопись о русском «чудо-биллiарде»…
Что касается общей оценки ее десятилетнего правления Россией, то, по определению известного историка академика Н. Костомарова, «…царствование Анны Ивановны может назваться продолжением славного царствования ее великого дяди, вообще жизнь русская двигалась вперед и не была в застое». (Н. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Москва, 2006 г., с. 931).
Судьба бильярда в руках любимой дочери Петра
В царствование Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.) развитие бильярда и его постепенное внедрение в культурную жизнь страны, в том числе и в сферу экономики, впервые в истории государства Российского официально обретает законодательный характер. Прежде всего, это подтверждает Сенатский закон №9737 от 13 апреля 1750 г., подписанный императрицей Елизаветой, который гласил: «Ради приезжающих из иностранных Государств иноземцев и всякого звания персонъ и шкиперовъ и матросовъ также и для довольства россiйских всякого звания людей, кроме подлыхъ и солдатства, гербергамъ или трактирнымъ домамъ быть в Санктпетербурге — 25, в Кронштадте — 5, в которых гербергахъ содержать, кто пожелаетъ, квартиры с постелями, столы съ кушаньемъ, кофе, чай, шоколадъ, биллiардъ…». И здесь же указывалось, что герберги с содержанием вышеобъявленных услуг и имеющие «биллiарды» должны «иметь в казну акцыза в годъ въ Камеръ-Контору, а именно: …500 рублей».
Будучи высокообразованной еще в юности, Елизавета прекрасно владела французским, немецким и итальянским языками, что давало ей возможность лучше всех общаться и играть при царском дворе на бильярде с иностранными советниками и послами. Надо отдать должное Елизавете Петровне не только в объявлении всенародного правительственного акта с указанием значения бильярда для «довольства россiйских всякого звания людей», но и ее личному примеру в популяризации этой игры в общественных местах, особенно в среде военных. Будучи высокообразованной еще в юности, Елизавета прекрасно владела французским, немецким и итальянским языками, что давало ей возможность лучше всех общаться и играть при царском дворе на бильярде с иностранными советниками и послами. За отличную игру на бильярде ее по праву обожали гвардейские офицеры и солдаты, у которых эта красивая женщина, как правило, всегда выигрывала и не одну партию.
В труде историка, академика Н. Костомарова «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» есть весьма интересные страницы о том, как даже во дворцовом перевороте в ночь с 24 ноября 1741 г. и последующем восшествии Елизаветы на престол помогло ей офицерское общество любителей-бильярдистов во главе с ее личным лекарем лейб-медиком графом Иоганном Германом Лестком.
В годы своего 20-летнего царствования императрица Елизавета по-настоящему стала украшением эпохи и двора в области науки и культуры, в том числе и пропаганды бильярда. Ее соратниками в этом были известные русские писатели и поэты — Ломоносов, Сумароков, Княжнин, а также государственные деятели, графы: братья Алексей и Кирилл Разумовские, Петр и Иван Шуваловы, которые профессионально владели искусством этой полезной «чудо-игры» и всячески пропагандировали ее достоинства мужчинам и женщинам, причем не только обитателям царского двора, но и за его пределами. Однако каких-то унизительных бильярдных оргий между игроками разных полов во времена Елизаветы, по образу и подобию французских, в русской истории доселе не замечено. Зато приятно подчеркнуть, что в претендующей на мировую американской «Энциклопедии бильярда» развитию этой чудо-игры при Елизавете в России дается вот такая превосходная оценка: «К середине XVIII столетия бильярд стал истинно международным видом спорта. Он приобрел всемирную популярность, в него играли и во дворцах России, и в тавернах Америки». Других оценок нам и не надо. Более того, эта высокая оценка уважаемых ученых-энциклопедистов, отметивших достижения в развитии «чудо-бильярда» на Руси более 250 лет тому назад, дает нам право особо выделить в этом заслуги и еще одной царицы из династии Романовых, а именно Елизаветы Петровны, которой удалось по-государственному решить судьбу начатого ее отцом Петром I бильярдопросвещения и дать ему дальнейшую путевку в жизнь.
Пирог "ни с чем"...
В отделе пропаганды ЦК Комсомола... (журнал-то... молодежный... в крайнем случае, тематический... но, это ж не "Депутатский Вестник ")