Харьковская школа бильярда – Паламарь и другие

легенды бильярда

"Бильярд Спорт", Май-Июнь (2009)

Харьковская школа бильярда – Паламарь и другие


Руслан Кориненко

В первой части интервью Владимира Пивоварова, опубликованной в прошлом номере журнала (подробнее см. статью «Крестный отец» украинского бильярда» – журнал «Бильярд Спорт», №2’2009 г., стр. 28), известный харьковский тренер рассказывал о становлении бильярда и открытии своего первого бильярдного клуба. Вторая часть практически полностью посвящена рассказу об учениках Владимира Пивоварова. Как распалась бильярдная «семья» клуба «Мастер», почему Александр Паламарь так до сих пор и не стал чемпионом мира – обо всем читайте ниже.

Как вы начали тренировать детей, и был ли какой-то переход от карьеры игрока к карьере тренера, или эти два статуса можно совмещать?

Полностью завершить карьеру игрока и переключиться на тренерскую работу я решил после одного эпизода. Играли мы как-то спарринг-матч с Женей Паламарем, ему тогда было лет 15-16. В то время он играл уже практически на моем уровне, только у меня, естественно, было больше опыта. Когда Евгений готовился к удару, я увидел, что он взял не тот винт, но промолчал — не подсказал. Женька ударил и не забил. В тот момент я подумал — что я делаю, ведь я же тренер, а получилось, что игрок взял во мне верх. После этого случая я уже больше серьезно не играл.

Есть много хороших игроков, которые со временем становятся неплохими тренерами, но как только ученик приближается к их уровню игры — они обрезают ему рост, потому что боятся, что он начнет их обыгрывать. Получается, что они хоть и продолжают тренировать и брать за обучение деньги, но новому уже ничему не учат. Поэтому нужно выбирать — или быть тренером, или игроком. И уж если бильярдист решил стать тренером, то должен убить в себе игрока. Я через это уже прошел, и поэтому сейчас радуюсь, когда мои ученики начинают меня обыгрывать. Но когда я только начинал тренировать, ко мне приходили игроки с претензиями — мол, что ты делаешь, ты же «лохов» учишь играть, хлеб у нас забираешь. Было время, я даже боялся, что мне кирпичом голову проломят…


Существует такое понятие — харьковская школа бильярда. Считается, что основной чертой представителей этой школы является исключительно атакующая игра, практически без отыгрышей. Вы согласны с этим определением?

Русский бильярд — это игра на забивание шаров. В такие игры, как Американка, Московская пирамида, «Невка», нужно с разбоя забивать восемь шаров и не подпускать соперника к столу. Этого можно добиться, и именно этому я и учил своих ребят. К сожалению, мне не удалось сделать все, что я хотел, и мои лучшие ученики (Саша и Женя Паламари, Алёна Русакова, Жанна Шматченко) так и остались «недоучками».

Ведь не только братьев Паламарей у меня переманили, то же самое произошло и с Алёной, и, хотя и в меньшей степени, с Жанной. То, что я хотел сделать из Саши, Жени, Алёны, Жанны — мне не дали. У меня их забрали и, образно говоря, «надругались» над ними.

Несколько лет я вообще не тренировал — физически не мог, после того как меня втоптали в грязь мои же ученики. Увели Паламаря, Алёну, осталась одна Жанна, но нас с ней два года не приглашали ни на один турнир. Сашка Паламарь, когда был маленьким, часто сидел у меня на коленях, многие думали, что это мой сын. Все дни его рождения мы отмечали в клубе, летом отправляли его в пионерский лагерь, естественно, за наш счет — он ведь из многодетной семьи, кроме него и Жени, есть еще два брата и три сестры, Саша — младший.

Приведу один пример: мы на четырех столах расставляли пирамиду, и Саша делал разбой. Следом за ним шел маркер и расставлял шары заново. Четыре пирамиды разбито, и уже опять все готово. Так Паламарь тренировал разбой, так же и другие удары. Скажите, кто еще тренировался на четырех столах?

Евгений Паламарь начинал у меня тренироваться еще в кинотеатре «Россия». Туда же чуть позже пришел и Саша — он у меня с восьми лет занимался. Можно сказать, практически жил в клубе, спал на пуловском столе. Бильярд для него был единственной радостью в жизни. В школу Саша практически не ходил, так мы договорились с директором школы, что он будет приходить хотя бы 2 раза в неделю. Спустя какое-то время нас с Сашкой вызвали к директору, где состоялся такой разговор:

— Мы же с тобой договорились, что ты будешь ходить в школу 2 раза в неделю, но ты даже этот договор не выполняешь.

— Почему? Я прихожу два дня в неделю, как и обещал.

— Когда ты приходишь? Тебя на уроках никогда нет.

— Два дня — в субботу и воскресенье, а школа закрыта.

Так Саша и учился.


Скажите, а у Александра Паламаря действительно такой редкий бильярдный талант?

Да я бы не сказал. Понимаете, в тех условиях, в которых он находился, у Саши не было другого выхода. Приведу один пример: мы на четырех столах расставляли пирамиду, и Саша делал разбой. Следом за ним шел маркер и расставлял шары заново. Четыре пирамиды разбито, и уже опять все готово. Так Паламарь тренировал разбой, так же и другие удары. Скажите, кто еще тренировался на четырех столах?

Младшего Паламаря я довел до мастера спорта, а потом началось… К нему стали «подкатывать» ребята из областной федерации — то на джипе отвезут на турнир, то деньги какие-то дадут.

А после чемпионата мира в Харькове произошла следующая история. Саша и Женя попали там в число шестнадцати сильнейших игроков, получили по $200 призовых. В бильярдном клубе «Аргус» на следующий день начинался коммерческий турнир с участием многих игроков, которые приехали на Чемпионат мира. Взнос — $100. Я сказал Паламарям:

— Дайте мне по $100, я заплачу за вас взнос.

— Да мы сами заплатим.

— Хорошо, сами так сами.

Утром мне рассказали, что оба брата всю ночь играли в «коммерцию» и проиграли все деньги. Я взял свои $200 и поехал в «Аргус». Паламари появились минут за 10 до окончания регистрации. Я подошел к ним и спросил:

— Почему не регистрируетесь?

— У нас денег нет.

— А где деньги, у вас же вчера было $400?

— Мы за квартиру заплатили, за свет.

— Кого вы хотите обмануть? Я что, не знаю, где и с кем вы всю ночь играли и кому проиграли все деньги?

Еще через пять минут я снова подошел к ним:

— Идите, регистрируйтесь…

Вдруг слышу, кто-то Жене говорит:

— Что там Пивоваров на вас «накатил»?

— Да не знаю, Борисыч «на морозе», пристал почему-то.

Меня резанула эта фраза — «Борисыч на морозе», и я вместе с деньгами, которые хотел за Паламарей заплатить, развернулся и уехал из клуба.

Эта история послужила поводом для окончательного разрыва между мной и братьями Паламарями. После этого случая ни Александр, ни Евгений у меня уже практически не тренировались. Саша за все эти годы приезжал несколько раз, а Женя — ни разу. Ему вообще сейчас очень трудно — он в свое время очень много пропустил, почти два года не тренировался, сейчас пытается «удержаться в седле», но это очень сложно.

А Сашку Паламаря взяла под свое покровительство областная федерация. Леонид Рединский стал возить его по турнирам, оплачивать питание и проживание. Саша поначалу радовался, но все это продолжалось до первых серьезных призовых. Потом все потраченное на него вычли, из оставшихся денег забрали еще половину. Забегая вперед, скажу, что точно также поступили и с Алёной Русаковой. Когда она первый раз выиграла чемпионат Европы, то после того, как рассчиталась с «благодетелями», у нее осталось $70.

Затем областная федерация вошла в ФБСУ, и Сашу начали «щипать» с двух сторон. Вот тут-то он и задумался. А поскольку титулы и звания для него никогда ничего не значили (я его силой заставлял выиграть чемпионат мира: ругал, просил, требовал, но ничего не помогало — «не надо мне это», — отвечал Паламарь), а интересовали и интересуют только деньги, то вывод напрашивался сам собой. Выгоднее проигрывать и получать деньги, чем выигрывать — и не получать. Сашку, грубо говоря, пытались «поставить в стойло», но это не тот случай — он очень любит деньги. После того, как он первый раз выиграл чемпионат Европы, то в документах написал, что его тренером является его брат Женя (потому что тренеру полагались деньги от федерации). Деньги, правда, Женя, в качестве «тренера» Саши так и не получил. В областной федерации, прежде чем выдать причитающееся, попросили показать документ, подтверждающий, что Женя является тренером по бильярду…

В какой-то момент Саша запутался окончательно. Бесконечная «коммерция» на всю ночь, игровые автоматы, казино. Игровые автоматы — это, вообще, ужас. Я однажды в клуб даже специально приглашал настройщика автоматов. Он моим ребятам рассказывал о том, что выиграть невозможно, объяснял устройство этих автоматов — ничего не помогло… Когда Саша занимался у меня, то часть его призовых я забирал и клал в сейф. Он приходил и просил выдать ему эти деньги, объясняя тем, что нужно купить продукты домой, заплатить за свет. Но все эти деньги, как оказывалось позже, он тратил на игру в автоматы.

Известный случай произошел с Паламарем на чемпионате мира в Финляндии. Он вышел в финал, и всю ночь перед матчем играл в «коммерцию». Проиграл около $2 тыс. Затем Сашка договорился с соперником — за вознаграждение в размере первого приза «слил» финальный матч, получил деньги и за 1-е (от соперника), и за 2-е (от организаторов) место, расплатился с долгами, а оставшиеся проиграл в Харькове в казино…


Скажите, а какое будущее, на ваш взгляд, ждет Сашу? Приходилось слышать высказывание, что он уже «отработанный» материал. Но ведь ему только 21 год.

С этим высказыванием я согласен. Более того, еще лет пять назад я сказал Паламарю о том, что если он не изменит свое отношение к бильярду и к жизни в целом, ничего хорошего его не ждет. Александр тогда еще назвал себя «профи» и добавил, что ему тренироваться не нужно, он и так все умеет. Мы тогда из-за этого сильно поругались.

Какой «профи»? С таким образом жизни, какой он ведет? С таким отношением к игре? С полным отсутствием даже намеков на спортивный режим? Александр сам не знает, чего хочет. Такой человек, как он, не может сам играть в турнирах — у него для этого нет ни знаний, ни интеллекта, одни «понты». Года через три, если ничего не изменится, он будет уже никто, лет через пять о нем вообще забудут. Я оставляю надежду, процентов 20, на то, что Александр сможет измениться, взяться за ум, но это, скорее, только потому, что мне небезразлична его судьба.


А как от вас ушли Алёна Русакова и Жанна Шматченко?

Когда в Харькове открывалось казино «Сплит», меня наняли, чтобы я подготовил персонал маркеров. Два месяца я с ними работал. За это время Александр Александрович Бакланов из «Сплита» у меня за спиной и увел Алёну. Предложил ей бесплатно тренироваться у них в клубе, там богатая публика — депутаты и прочие, всегда есть с кем сыграть, кого обыграть. Алёна тогда как раз поступила в институт и под предлогом, что ей туда удобнее ездить, перешла в «Сплит». А там ее уже подхватили ребята из областной федерации.

Жанна Шматченко в это время продолжала тренироваться у меня, а я был тогда в ФСБУ. Ее один раз не пригласили на турнир, второй, третий. В общем, проводили турниры, а мы о них ничего не знали. Я позвонил Ляшенко и попросил разъяснить ситуацию. Он объяснил все тем, что Жанну не включает в заявку областная федерация. Затем, правда, ситуация изменилась, Шматченко стала играть в турнирах ФБСУ, но при этом они стали звонить ей домой и уговаривать перейти в их федерацию. В конце концов Жанна не выдержала давления и ушла к ним. Именно с тех пор между Алёной и Жанной очень плохие отношения, причем больше со стороны Жанны, которая в сильной обиде на Алёну за то время, когда та уже ушла от меня и везде играла, а Жанну никуда не приглашали. Я несколько раз делал попытки их помирить, объяснял, что они из одного города, из одного клуба, должны поддерживать друг друга, но все зря.

Есть много хороших игроков, которые со временем становятся неплохими тренерами, но как только ученик приближается к их уровню игры — они обрезают ему рост, потому что боятся, что он начнет их обыгрывать. Получается, что они хоть и продолжают тренировать и брать за обучение деньги, но новому уже ничему не учат. Поэтому нужно выбирать — или быть тренером, или игроком.

Потом вернулась Алёна, год работала со мной, тренировала детей в клубе, во второй раз выиграла Чемпионат Европы и вновь ушла. Жанна сейчас иногда приходит в клуб, немного тренируется.

Нужен ли русский бильярд в Европе?


В первом Чемпионате мира, проводимом МКП (Германия, 2000 г.), принимали участие многие известные пулисты из Филиппин, Италии, Германии. Как вы считаете, почему этот опыт участия в турнирах по русскому бильярду сильных игроков из других стран так и остался единственным?

В 1989 г. в Москве на АЗЛК проходил турнир по Русской пирамиде (71 очко). Покойный Иван Дзюба его судил, а я ему помогал. В финале играли Ашот Потикян и Анти Саари. И вот, в матче до трех побед, при счете 2:0 и 57:0 (по-моему) в третьей партии (все — в пользу Саари) объявили, что матч остановлен из-за того, что финский игрок… опаздывает на поезд. Как вам объяснение? И это притом, что призовой фонд составлял $200 тыс. Призовые решили поделить поровну. Через пару лет я встретил Ашота и спросил: «Тебе выплатили призовые за тот турнир?». «Нет», — ответил он.

А в 2000 г. в Германии, на Чемпионате мира, произошла еще одна очень известная история. Организаторы турнира провели чемпионат и закрыли клуб. А наши игроки ведь как привыкли? Сыграли турнир, а после в клубе всю ночь играют в «коммерцию». А тут — такое. Так наши устроили пьянку, распугали местных обывателей (дело происходило в небольшом немецком поселке). Немцы в шоке — ничего себе, спортсмены приехали…

Вот такие у нас были попытки презентовать миру русский бильярд. Добавьте к этому нищенские призовые — и что мы получим? Не интересно никому это, не ждут нас в Европе с нашим русским бильярдом и нашим подходом к нему, который заключается в том, чтобы ничего не вкладывать, а только делить «бабки». Но так ведь не бывает…

Бильярд сегодня: федерации, правила…


В Харькове уже больше года не проводятся турниры общеукраинского масштаба (разговор состоялся еще до турнира в клубе «Ариана» в феврале 2009 г. —
Прим. ред.), в ноябре 2008 г. отменили Чемпионат Украины по Свободной пирамиде. Почему?

В Харькове некому этим заниматься. Практически не существует областной федерации. Есть президент — мой бывший ученик Анатолий Крылов, но ведь президент должен уметь общаться с людьми, открывать ногой многие двери. А здесь… Ну сделали мальчику должность, первый год он еще со мной здоровался, а потом перестал. Приехал я как-то в клуб на турнир, вижу — сидит Анатолий, пьет кофе. Меня увидел — не подошел, не поздоровался…

У федерации нет своего базового клуба. Они арендовали помещение в «Аргусе», зиму продержались, провели Кубок «Аргуса», но потом пришло лето: клиентов нет, платить за аренду нечем. Контракт с ними расторгли. А ведь в то время, когда я был вице-президентом федерации, у нас было 16 базовых клубов, которые платили взносы — по 20 гривен (примерно $4) со стола, мы на эти деньги вывозили детей на турниры.

Спорта нет — все свелось к коммерческим турнирам. Я как-то проводил турнир для юношей, ко мне подошел 12-летний мальчик, и первый его вопрос был — какой призовой фонд?


В русском бильярде очень остро стоит вопрос правил игры. Есть несколько игр, правила постоянно меняются. Как вы считаете: в какие игры и по каким правилам надо играть на русском бильярде?

Первые правила на Украине писал я, потом Теренин (президент МАЛБПиК) в Москве взял их за основу. На Украине их утвердил Госкомспорт, и они действовали до 2004 г.

Современные правила — это же маразм чистой воды. Как можно выставлять шары за штраф со стола на полку? Русский бильярд — это игра на забивание шаров, а по этим правилам можно не забить ни одного шара, и выиграть партию! А как можно штрафовать за вылетевший «чужой»? Стандартизации столов нет, они везде разные, если вылетевший «свой» — это на 90% ошибка игрока, то «чужой» — на 90% проблемы с оборудованием. За что же штрафовать игрока? А эти разбои? Два борта, три борта. Скоро будут требовать пять бортов при разбое. Буду разбивать в «лоб», и приканчивайте меня.

Есть три классических игры — Русская пирамида (71 очко), Московская пирамида и Американка. Вот в них и надо играть. И все игры — на заказ.


Ну и последний вопрос: вы были и в одной украинской федерации, и в другой. Что можете сказать о нынешнем положении дел в руководстве украинского бильярда?

Юрию Ляшенко сейчас очень тяжело. В перспективе от него мало что зависит. У ФСБУ есть право комплектовать сборные и присуждать звания. А для многих игроков это важно — быть мастером спорта, мастером спорта международного класса, выступать за свою страну на чемпионатах мира и Европы. Да, у ФБСУ есть игроки, но удержать их будет непросто. Скорее всего, сначала уйдет верхушка, которой есть смысл играть на чемпионатах мира и Европы, за ними, наверное, потянутся и остальные…

Наши игроки ничем не защищены, у них за спиной ничего и никого нет, даже тренеров практически ни у кого нет. Подавляющее большинство игроков интересует только две вещи — вступительный взнос и призовой фонд.

Беседовал Руслан Кориненко


В печатной версии страница №50  | Количество просмотров: 17327  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №1  Артем Артемов пишет 30 Июнь, 2009 14:45

    Спасибо Руслану и Владимиру Борисовичу за интервью. Все интересно и печально, что наши ребята играют на "нашенском" уровне - думают только о выгоде и сегодняшнем дне. Репутация и ответственность им почти незнакомы...
    Думается, что русский бильярд не расцветет в Европе и мире, но этого и не надо. Пусть будет что-то наше, родное, чего нет у других. Ведь это неплохо, а?!

  • №2  Летописец пишет 30 Июнь, 2009 17:21

    Прочитав два интервью В.Б.Пивоварова-сделал вывод,что это исповедь-неудачника,который пытается вспомнить о том что он не смог..Вопрос,что ему мешало и мешает сейчас развивать бильярд(он по сей день президент ХГФСБ)и "растить" как он считает учеников?!Почему?!Ответ прост,потому что он никогда не вкладывал ни в кого средств,а всю жизнь хотел только получать(ночами ставил Сашу играть в коммерцию-и сам отвечал)..очень много лжи не совпадающей с реальной картиной в этих интервью,и очень много вещей он упустил(считаю преднамеренно,почему он упустил,что не смог дать главного-развития,ведь он ни на один нормальный турнир не смог повезти этих игроков)везде успевал требовал деньги с родителей учеников и все..?!Только лишь когда он понял,что есть люди готовые вкладывать и развивать,в том числе и Ю.В.Ляшенко-он начал "усердно поливать грязью своих же воспитанников".А успехов эти игроки добились только когда ушли от него,только тогда они стали МСМК и выиграли не один международный турнир!Может Р.Кориненко знает ответ?!

  • №3  Дармовой пишет 03 Июль, 2009 01:47

    Прикольно узнать как Меховов ЧМ стал...

  • №4  korall пишет 03 Июль, 2009 15:02

    Для летописца - да нет, не знаю я ответ.
    Безусловно, в интервью Пивоварова много очень спорных моментов, и я постараюсь дать возможность высказаться всем, кого в той или иной мере затронуло это интервью. Мнение о Пивоварове Жанны Шматченко вы можете прочитать в этом же номере, братья Паламари уже заявили о своем желании дать ответное интервью...
    Так что, ждите продолжения истории о "истории харьковского бильярда"

  • №5  Владимир Гречко пишет 24 Сентябрь, 2009 22:56

    сомневаюсь что Крылов ваш ученик, написано много лишнего, не красиво брать на себя ЧУЖИЕ заслуги!!!

  • №6  !!!!!!!! пишет 05 Январь, 2010 00:41

    просто есть такие ученики которые очень не благодарные их подняли из ничего!!! а благодарности никакой!!!!

  • №7  Андрей Гринішак пишет 12 Декабрь, 2010 17:23

    Согласен с тем, што призовие очень низкие, и многа играков может уйти даже в иной вид бильярда, например в снукер или в пул, а вот на сщет разбоя, то не соглошусь, если б не било такого разбоя по суте игра била б скучной, ведь тогда били б только отиграши, и 8 шаров с кия, ми видели б очень редко!!!

  • №8  Волат пишет 25 Март, 2011 19:26

    Согласен с видением бильярда фаната и сподвижника этой удивительной спортивной игры(или
    искусства?!)Без него Паламарь,Русакова ассоциировались бы с набором букв в определенной
    последовательностию.А так-БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

  • №9  Олег пишет 15 Декабрь, 2011 10:47

    цитата: Есть президент — мой бывший ученик Анатолий Крылов...
    Владимир Борисович не мог сказать об Анатолие Крылове такое... предполагаю - выдумка редакции...
    Руслан Кориненко - прошу высказаться по этому замечанию!

  • №10  Зомби пишет 14 Июнь, 2024 03:48

    Борисыч годы своей жизни положил на воспитание Сашки Паламаря и др. детей, но в первую Саша ... был бы он обычным салтовским сявкой вместе с Женей, если бы не "Банщик". Всё происходило на моих глазах - и в "России" , и в "Любаве". Да, многое не нравилось, но это были мелочи, обычные бытовые, которые никак не перевешивают той атмосферы целого мира, имя которому - Бильярд, и той клубной жизни всех фанатов билика, собирающихся каждый вечер у "Баньщика", словами уже не передашь.
    И вся эта чудная атмосфера создана именно Борисычем, его неповторимым личным обаянием, вниманием ко всем членам клуба.
    Кстати, да, что то не припоминаю Крылова в учениках у Борисыча, уважаемая редакция, это вы чой то попутали )