Развитие бильярда в России нисколько не отставало от Европы. Также как и в Европе, в начале 19-го века в России, наряду с лузным, был популярен и безлузный карамбольный бильярд. Более того, новые игровые идеи, ставшие возможными с появлением кожаной наклейки и как следствие с возможностью управлять битком, в русских играх появились раньше чем в европейских и были заимствованы Европой.
К примеру, русская «Пятишаровая» с двумя белыми битками и тремя «ничейными» разноцветными шарами, устанавливаемыми на центральные точки стола и возвращаемыми на свои места после их сыгрывания, описана в книгах европейских авторов за пару десятилетий до упоминания «Blackpool». Несомненно, она может претендовать на лавры предтечи Снукера в большей мере, чем блэкпул.
В отличие от блэкпула, в этой русской игре помимо сыгрывания шаров засчитывались и карамболи. Но, так как при нескольких шарах доступных в качестве мишени для карамболяжа, задача делания карамболя упрощена по сравнению с кладкой, в игре было ограничение, выражавшееся в переходе очереди хода после выполнения двух карамболей подряд. Уже в этом прослеживается предрасположенность русских игроков к кладке, а не карамболяжу. В дальнейшем эта русская игра трансформировалась в «5 шаров с карамболями», в которой карамболи засчитываются только при условии сыгрывания прицельного шара.
Доподлинно известно, что ещё в правление Екатерины II (конец 18 века) на русском бильярде существовала также игра с большим количеством пронумерованных шаров, которая, вероятно, была заимствована Европой в виде игры «Piramida», первые упоминания о которой в зарубежных источниках встречаются только в начале 19-го века.
В 1830-х годах в русских источниках описана как популярная игра «Пирамидка» с одним битком и 15-ю пронумерованными шарами, в которой засчитывалось не количество сыгранных шаров, а очки соответствующие их номерам. Это сделало сыгрывание разных шаров неравноценным, а следовательно значительно усложнило выход, так как выход стал целесообразен не под любой шар, а только под шары с крупными номерами. К тому же, было применено правило начисления дополнительно 10 очков за последний сыгранный шар, что значительно обогатило тактику игры при малом количестве оставшихся на столе шаров. Так возникла игра «Малая русская пирамида 71 очко».
В то время единых стандартов на игровое оборудование в России не было, и зачастую шары для «пирамидки» были меньше в диаметре, чем шары для «пятишаровой». Соответственно, строгость луз для разных игр была разной. В такой игре с разнообразным инвентарём постепенно определились предпочтения ведущих русских игроков, их увлечение точной кладкой. Демонстрации высокой точности кладки соответствовали столы больших размеров и строгие лузы, а для нанесения точных ударов кием лучше подходили крупные шары. Это привело к тому, что в 1850г. русский бильярдный фабрикант и сильный игрок А. Фрейберг разработал стандарт на инвентарь «Русского лузного бильярда» с более крупными чем в Европе шарами и строгими лузами, створ которых лишь на 5-7 % больше диаметра шара. Чтобы шары меньше застревали в строгих лузах при неверных ударах, устья луз он стал делать более короткими, а радиусы закругления губ луз значительно меньшими, чем на европейских лузных столах. Этот стандарт был поддержан и другими российскими производителями бильярдов.
Выдающаяся роль в популяризации строгого Русского бильярда принадлежит разносторонне талантливому человеку, писателю и сильному бильярдному игроку А.И. Леману, в 1885г. написавшему книгу «Теория бильярдной игры», несомненно лучшей из всех, что были написаны о Русском Бильярде по настоящее время.
На больших строгих столах нового стандарта игра «5 шаров с карамболями» стала затруднительной и постепенно вышла из употребления, так как была вытеснена набравшей популярность «Малой русской пирамидой». Это объясняется тем, что сыгрывание шара в строгую лузу не предоставляло той свободы карамболяжа, которая была на столах и шарах европейского образца, где лузы были почти вдвое шире шаров. Однако игра «5 шаров с карамболями» на малых, 10-футовых столах со строгими лузами нового образца была не так трудна, и наряду с «Малой русской пирамидой» сохранилась в Финляндии, некогда входившей в состав Российской империи.
Там она была несколько усовершенствована в подсчёте очков и переименована в национальное название «Кайза». Игра также известна по русскому названию «Каролина», одноимённому с названием жёлтого шара, устанавливаемого на центральную точку стола. Игра же «Малая русская пирамида» на малых 10-футовых столах становится излишне простой, почему и не так популярна в Финляндии как «Кайза». Это лишний раз подчёркивает неразрывную взаимосвязь параметров инвентаря и сложности (привлекательности) игры (правил).
Виталий Архипов
Продолжение следует.