История бильярда от «Хабиба». Кто виноват и что делать? Часть 7

  •  
  • 23 марта 2012 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss

Новейшая история русского бильярда берёт отсчёт с конца 1980-х годов, когда в связи с изменением политического курса в СССР (перестройка, ускорение) и разрешением кооперативной (по сути предпринимательской) деятельности стало возрождаться бильярдное производство.

Сначала будущие бильярдные фабрики специализировались на переделке в русские столы бывших в употреблении снукерных столов из Европы, затем стали изготавливать столы собственных конструкций, применяя знания полученные при разборке снукерных столов, используя импортные комплектующие и материалы : бельгийское сукно, итальянские плиты столешниц, немецкий резиновый профиль бортов. Так возникли известные фабрики «Bilijardai» в Каунасе, «МБС- Бильярд» в Москве, «РуптуР» в Минске, «Динарис» в Днепропетровске, «Старт» в Новосибирске, и другие. А также компания «Dynamic Billard» в Киркеле (Германия), основанная киевским эмигрантом Григорием Кобленцем.

Отсутствие преемственности в производстве и в технологической документации новых фабрик с дореволюционными производствами привело к тому, что «фрейберговский» стандарт инвентаря Русского Бильярда был искажён. При изготовлении столов стал использоваться высокоупругий и мягкий карамбольный профиль U-118, формирующий острые, легкопроминаемые губы луз. Применяемые бельгийские высококачественные 68-мм шары несколько меньше «фрейберговского» стандарта в 70мм. Претерпели некоторые изменения и формы луз.

Рост производства бильярдных столов сопровождался ростом бильярдных клубов, заведений с бильярдами типа кафе, кинотеатров, по всему постсоветскому пространству. Русский бильярд получил второе дыхание, в него хлынули новые потоки любителей. На этой волне, владельцами бильярдных производств, учредителями бильярдных клубов стали создаваться спортивные общественные организации, результатом чего стало появление федераций бильярдного спорта (ФБС) республик СССР (России в 1989г, Украины в 1990г., Казахстана в 1992г.).

Рост бильярдных заведений в стране сопровождался изменением отношения к бильярду со стороны общества, в нём стали видеть достойный отдых для обеспеченных людей. Среди появившейся в обществе прослойки «новых русских» стало модно иметь бильярдный стол в частном пользовании, что подогревало спрос и способствовало развитию бильярдных производств.

К концу 1990-х годов федерациями бильярдного спорта стран бывшего СССР (ставшими национальными после его распада), были созданы международные спортивные организации по русскому бильярду МКП (январь 1999г.) и ЕКП (ноябрь 2000г.). Для проведения международных соревнований руководство МКП утвердило существовавший де-факто на новых фабриках стандарт на инвентарь, с отклонениями от «фрейберговских» параметров .

Первое десятилетие 2000-х годов характеризовалось стремительным увеличением популярности игры на русском бильярде на постсоветском пространстве, увеличением количества клубов, появлением в них услуг по обучению бильярду детей и взрослых, чему в немалой степени способствовала деятельность спортивных бильярдных федераций, проведение международных соревнований (чемпионатов мира, чемпионатов Европы и др.), показы их по телевидению, другие телевизионные проекты, связанные с бильярдом.

Трансформировалось общественное мнение по отношению к Русскому Бильярду, в нём стали видеть достойный вид активного отдыха, гармонично и разносторонне развивающий человека. В Спортивный Русский Бильярд начали приводить детей школьного возраста. Это привело к тому, что в настоящий момент средний возраст высококлассных игроков значительно помолодел. Как подтверждение этому - случаи выигрыша титулов Чемпиона мира 14-15 летними спортсменами.

Однако над этим стоит задуматься. На мой взгляд, это свидетельствует о кризисе Спортивного русского бильярда в настоящее время, и тому есть несколько причин.

Во-первых, отклонение современных стандартов инвентаря от фрейберговских канонов привело к псевдо-строгости луз, створ которых, при формально строгих размерах, легко увеличивается на 10-15 мм на сильных ударах. Это не только упрощает кладку шаров, но и стимулирует сыгрывание шаров не столько точными, сколько сильными ударами, что противоречит идеологии традиционного русского бильярда.

Во-вторых, спортивными дисциплинами по сути остаются игры «Американка» и «Московская», хотя их переименовали (подстраиваясь под требования международных бильярдных организаций) и немного изменили традиционные правила. «Американка» непозволительно проста в тактическом плане, достаточно проста в техническом плане и имеет гигантское влияние случайности на результат игры (падение случайного шара в лузу, случайное застревание шара в губках лузы).

«Московская» создавалась под нужды коммерческой игры и не предрасполагает к зрелищности, так как допускает однообразную игру на тихих ударах с контролем битка, способную затянуться в тактических, нерезультативных «покатушках».

В современном спортивном русском бильярде нет дисциплины (игры), которая бы вынуждала, стимулировала и давала возможность игрокам демонстрировать весь свой технический арсенал, была бы зрелищна и динамична, то есть была бы ориентирована на зрителя.

В-третьих, не секрет, что развитие спортивного русского бильярда в последние два десятилетия двигали владельцы бильярдных производств и бильярдных клубов, участвовавшие в создании и вошедшие в руководство спортивных федераций, бизнес которых заинтересован в первую очередь в массовости увлечения бильярдом, а не качеством игры на нём. И это не удивительно для рыночной экономики, чему подтверждением история развития американского пула.

Очевидны также противоречия бизнес-интересов многих из руководства спортивного русского бильярда, их ангажированность, что идёт во вред развитию РБ, порождает конфликты. Как примеры: существование двух национальных федераций в Украине, отношения между Грузинской федерацией и МКП, проведение трёх из четырнадцати чемпионатов мира в Германии.

В настоящее время, на мой взгляд, количественный рост русского бильярда затормозился, и для его продолжения необходимы качественные изменения в нём. Спортивный русский бильярд необходимо развивать ,в том числе, и как медиапроект, используя опыт развития других разновидностей бильярда, в первую очередь снукера и 3-х бортного карамболя.

В заключении приведу высказывания А.И. Лемана из упомянутой книги о русском бильярде, которые и сейчас, более чем через 100 лет после их изложения, не потеряли актуальности.

Только в современном контексте развития (кризиса) русского бильярда, полагаю, собираться надо не только бильярдным фабрикантам, но и владельцам сетей бильярдных клубов, признанным мастерам игры, как старшего поколения, так и молодёжи.

И на повестке дня должны стоять злободневные вопросы :

1. Создание стандарта технических требований на инвентарь спортивного русского бильярда, учитывающего его идеологию и столетние традиции.

2. Создание спортивной игры на русском бильярде, которая бы вынуждала, стимулировала и давала возможность высокопрофессиональным игрокам демонстрировать весь свой технический арсенал, была бы зрелищна и динамична, то есть была бы ориентирована на зрителя.

3. Модернизация международных бильярдных структур спортивного русского бильярда (МКП, ЕКП) с целью устранения ангажированности их предприятиями реализующими бильярдный инвентарь, создание подразделения, развивающего медийное направление в русском бильярде.

Резюмируя этот исторический экскурс, скажу: русский бильярд никогда не был на задворках мировой истории бильярда, напротив, во многом именно русская бильярдная мысль двигала эволюцию мирового бильярда (и как инвентаря, и как игры на нём), и именно в инвентаре русского бильярда идея настольной игры с шарами, то есть идея демонстрации возможностей человека управлять движением шаров на столе, воплощена с предельной глубиной и точностью. На практике возможности русского бильярда далеко не раскрыты. Полагаю сейчас то время, когда на волне массового увлечения бильярдом появятся достойные новые игры на русском бильярде и игроки, способные демонстрировать всю его красоту и разнообразие технических и тактических приёмов своего бильярдного искусства.

Виталий Архипов

На этом первый раздел труда Виталия Архипова завершен. Во втором «Хабиб» попытается ответить на еще более интригующий вопрос. Итак, «История бильярда. Что делать?» на «Бильярд Спорт» в самое ближайшее время.

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6 

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 31 | прокомментировать
Просмотров: 535

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter