В течение недели на «Бильярд Спорт» публиковалась первая часть работы Виталия Архипова «История бильярда. Кто виноват?». Будем считать, что с первым вечным вопросом нашей жизни, по крайней мере применительно к бильярду и в трактовке автора разобрались, и переходим ко второму, не менее интригующему но, по идее, более конструктивному.
Итак, встречайте:
«Немного полемики, или что делать?». Автор прежний – Виталий Архипов, он же «Хабиб».
1. По вопросу создания стандарта технических требований на инвентарь cпортивного русского бильярда, учитывающего его идеологию и столетние традиции.
Действующие технические требования http://www.billiard-online.com/ecpsport/tech.html, мало того, что не выдерживают пристрастной критики, так ещё и зачастую не соблюдаются при проведении международных соревнований. Менять (дополнять) необходимо многое
В первую очередь требования к резине: её профиль, угол и высоту установки, её эластичность и твёрдость. Традиционным, фрейберговским стандартам строгого русского бильярда соответствует менее упругий и более твёрдый профиль, со значительно более тупым углом рабочей кромки. Более того, для формирования «непробиваемых» губ луз считаю необходимым формировать створ луз листовой твёрдой и малоупругой резиной толщиной не менее 8мм. Помимо обеспечения истинной строгости луз это обеспечит лучшую приёмистость луз для бортовых шаров (как того требовал А.И.Леман), а также облегчит ремонт и настройку столов и перетяжку сукна.
Необходимо будет тщательнейшим образом исследовать и определить геометрические параметры луз с новой резиной, такие как длина устья (коридора), углы зарезов щёк луз, радиусы скруглений остриев губ луз, и, разумеется, их строгость (величины створа луз).
Во-вторых, необходимо определить требования к установке дужек луз и их кожаных отбойников, исключающих «выплёвывание» сыгранных шаров.
Также считаю необходимым унифицировать плотность (массу) бортов и способов их крепления к плитам столешницы, так как это (помимо резинового профиля) влияет на характеристику отскока шара от борта.
Необходимо стандартизировать чистоту обработки плит столешниц, их материал, а также требования к качеству и натяжению сукна, что совместно определяет раскат (скорость) стола.
В перспективе, считаю необходимым переход на стандарт шаров диаметром 70мм, с возможно меньшей плотностью материала. Для определения оптимальной плотности 70 мм шаров для русского бильярда необходимо провести комплексные исследования с участием игроков владеющих широким диапазоном технических приёмов, исполнителей трикшотов, учёных.
2. По вопросу создания спортивной игры на русском бильярде, которая бы вынуждала, стимулировала и давала возможность высокопрофессиональным игрокам демонстрировать весь свой технический арсенал, была бы зрелищна и динамична, то есть была бы ориентирована на зрителя.
Бильярдный спорт, как и любой другой игровой вид спорта, обязан быть ориентирован на зрителя. В отличие от спорта высших достижений, где целью является установление рекордов и выяснение предельных возможностей человека, в игровом виде спорта целью является непосредственная борьба соперников, выяснение кто из них лучше здесь и сейчас. И смысл это имеет только в глазах зрителей. Учитывая, что бильярд не для просмотра на стадионе, спортивную игру на русском бильярде необходимо создавать, ориентируясь на телезрителя, Интернет-пользователя. Подача спортивной игры на РБ на телевидении должна быть конкурентоспособна с трансляциями снукера, пула, трехбортного карамболя. Разумеется, для создания такого медиапродукта необходима слаженная работа профессионалов разных специальностей (режиссёра, операторов, комментатора, игроков, судей и пр.), но главное – сама игра на бильярде должна быть зрелищной. Так из чего же складывается зрелищность бильярдной игры?
На примере эволюции карамболя мы видим, что многосотенные серии простых карамболей незрелищны в глазах современного зрителя, в то время как серии в пределах десятка, и даже одиночные трёхбортовые карамболи, - зрелищны. Смысл игры на безлузном карамбольном столе в демонстрации умения контролировать движение одного шара – битка. То есть зрелищность трехбортного карамболя - в предельном воплощении идеи инвентаря, для чего необходимо высочайшее мастерство игрока. На столе для русского бильярда сыгрывание шара в строгую лузу также есть демонстрация умения контролировать движение одного шара (сыгрываемого). Однако, чем меньше расстояния между шарами и до лузы, тем менее зрелищны такие удары, точно также как простой карамболь гораздо менее зрелищный, чем трёхбортный. Таким образом, зрелищность кладки шаров на русском бильярде - в ударах через весь стол, ударах от борта, ударах с экстремальными свойствами движения (массе, перескоки, «французы» и пр.), которые в полной мере демонстрируют высокое мастерство игрока в точном контроле движения сыгрываемого шара. Отсюда становится понятна незрелищность американки, так как в ней нет игрового смысла выполнять перечисленные удары, потому что достигнуть цели игры (сыграть 8 шаров из 16) можно более простыми (незрелищными) ударами. Проводя аналогию можно сказать, что американка это простой карамболь русского бильярда. Эта игра вполне подходит для начинающих, как тренировочная для отработки кладки, однако она совсем не подходит для игры профессионалов на публику. Это же объясняет и сравнительно несколько большую зрелищность новомодной длинной американки, где игра ведётся до предпоследнего шара, а значит, в игре есть окончания с малым количеством шаров, сложными, длинными ударами.
Однако, в отличие от безлузного карамболя, смысл игры на лузном бильярде в демонстрации умения контролировать движение не одного шара, а обоих шаров при ударе – и прицельного шара, и битка. В английском снукере, американском пуле-девятке, русской «Пирамиде-71очко» демонстрация эта осуществляется путём выхода битка под следующий удар при кладке прицельного шара в лузу или путём отыгрыша битка за маску с наигрышем прицельного шара к лузе. Разумеется, осуществить это можно только при игре одним шаром – битком, при условии, что сыгрывание самого битка – недопустимо. Проблема зрелищности игр современного Русского Бильярда как раз в нерешённой задаче совмещения прогрессивной идеи сыгрывания своего шара и идеи контроля обоих шаров при ударе. Суть проблемы в том, что сыгрывание битка в лузу свояком на тихом (нищенском) ударе одновременно является и ударом по отыгрышу, так как в случае промаха биток у лузы затрудняет игру сопернику. При этом нет необходимости в чётком контроле прицельного шара…
Продолжение следует...