В материале «Русский бильярд - не спорт! И слава богу!» Виталий «Хабиб» Архипов предложил систему для определения «короля русского бильярда». Теперь же «Хабиб» излагает свое видение игры, в которую будут определять «Короля».
«В предыдущей части я размышлял над тем, что «короля русского бильярда» выбирает его королевство – ЗРИТЕЛИ (ой, как спорно – нигде зрители никого не выбирают – прим. ред.), и чтобы отнять титул короля РБ в честном поединке, необходимо его победить, показав более зрелищную и изобретательную игру. Это значит, что матч-вызов за титул короля РБ должен проходить в игру, специально заточенную под зрителя, раскрывающую всё многообразие зрелищных элементов бильярдной игры, гармонично и концентрированно демонстрирующую все достижения бильярда, не только русского, но и мирового.
Я немало размышлял над составляющими зрелищности игры на бильярде, сравнивал игры разных типов бильярда в мире, изучал историю развития правил игр и их неразрывной связи с развитием бильярдного инвентаря.
Изложу здесь краткие выводы моих изысканий.
1. Основной элемент зрелищности противоборства, в том числе и игры на бильярде, это динамичная борьба. Отсюда два следствия. Первое: борьба должна быть, то есть в зрелищном поединке обязательно должна быть демонстрация способностей обоих соперников, недопустима возможность победы в поединке без борьбы, то есть партии с кия (очень спорно: партия с кия (неважно, в снукере, в русском) – демонстрация мастерства, наиболее любимая и ценимая зрителями. Чем больше партий с кия, тем выше качество и зрелищность матча. А когда в ответ на партию с кия, соперник отвечает своей партией с кия – вот это и есть борьба в бильярде, наиболее интересная для зрителя. И чем длиннее играемая серия, тем лучше – в том числе и поэтому снукер, где максимальная серия состоит из 36 шаров, зрелищнее русского бильярда – прим. ред.). Второе: борьба должна быть динамичной, то есть укладываться в комфортный для зрителя промежуток времени.
2. Одним из элементов зрелищности бильярдной игры является проявление (демонстрация) высшего мастерства управления движением шаров. Лузы в лузном бильярде и прицельный шар в безлузном лишь средство для визуализации проявления этого мастерства. Само по себе сыгрывание шара в мишень (в лузу или в прицельный шар) не является достаточно зрелищным независимо от его частоты. Для зрелищности необходимо, чтобы эти игровые действия были не примитивными, а были сопряжены с проявлением высшего мастерства. Примитивизм незрелищен.
3. Основой зрелищности лузного бильярда является демонстрация серийной игры с обязательным осмысленным контролем обоих шаров при ударе, при которой каждый последующий удар взаимосвязан с предыдущим, подготовлен им. Это возможно только в том случае, если один из шаров предыдущего удара задействован в последующем.
4. Зрелищности способствует простота основной концепции правил игры, лёгкость визуального её отслеживания зрителем. Этому немало способствуют различные цвета шаров, и в особенности выделение одного шара с уникальным цветом, которым и строится вся серийная игра, описанная в п.3.
5. Борьба подразумевает не только атакующие, но и оборонительные действия. Поэтому нерезультативные, тактические удары также могут являться проявлением (демонстрацией) высшего мастерства управления движением шаров. Однако, необходимость определить победителя в ограниченный период времени поединка, обусловливает то, что атакующие действия более зрелищны, чем оборонительные, тактические. Поэтому зрелищности способствует стимулирование правилами игры атакующих действий, с одновременным созданием затруднений тактическим действиям.
Исходя из этих выводов, конструировать зрелищную игру необходимо на основе набора разноцветных шаров, имеющего один шар уникального цвета. Я взял за основу набор разноцветных шаров для русского бильярда заказанных ФБСР в Бельгии для продвижения игры «звёздная пирамида», а именно: набор из 16 шаров, имеющий пять разноцветных групп по три шара одного цвета, и единственный белый шар. В игре, названной мною «Четвертак», я попытался синтезировать разные бильярдные идеи, каждая из которых закрепилась в мировой истории бильярда и используется сейчас в той или иной игре, а также некоторые свои идеи. А именно:
- разноцветные шары (кэннон, русский бильярд, карамболь, пул, снукер)
- игра одним шаром – битком, отличным по цвету от остальных шаров (русский бильярд, пул, снукер,)
- разная стоимость сыгранного шара в зависимости от его цвета (кэннон, русский бильярд, снукер)
- бонус за сыгранный шар, если он последний из прицельных шаров на столе (русский бильярд)
- легальность заказного сыгрывания битка (кэннон, пирамида)
- штраф за незаказанное сыгрывание битка (русский бильярд, пул, снукер,)
- возврат сыгранного ранее шара на стол в случае штрафа (русский-польский бильярд, ранняя пирамида)
- «джентльменский» заказ с засчитыванием необъявленных голосом прямых шаров (пул, пирамида)
- признание результативным ударом заказного трёхбортного карамболя (карамболь, кэннон )
- возможность играть не битком по прицельному шару, а прицельным шаром по битку (ярославская пирамида)
ЧЕТВЕРТАК
1. Вначале игры 15 разноцветных шаров размещаются в форме пирамиды вершиной на третьей точке стола.
Игрок, выигравший раскат, вводит белый шар в игру ударом с руки из дома. При этом достаточно выполнить правило отыгрыша (два борта, борт с перекатом). При начальном ударе случайно упавший (незаказанный) в лузу шар не засчитывается и выставляется на третью точку стола.
2. Каждый удар в игре должен начинаться с соударения белого и цветного шара. За удар цветным шаром по цветному – штраф. При этом сыгрывать в лузу можно любой шар.
3. При первом ударе в подходе игрок имеет право играть (наносить удар кием) только по белому шару. Если при этом правильным ударом был сыгран белый шар (свояком), то следующим ударом игрок должен ввести белый шар в игру ударом с руки. Если при первом ударе в подходе правильным ударом был сыгран цветной шар (чужим), то следующим ударом игрок имеет право играть не только белым шаром, но и цветным шаром по белому. Также и в последующих ударах подхода (серии).
4. Игра ведётся на очки, которые соответствуют количеству и цвету шаров на полке игрока. Жёлтый шар – 1 очко, красный – 2 очка, синий – 3 очка, зелёный – 4 очка, чёрный – 5 очков. Сумма очков всех цветных шаров равна 45. К последнему цветному шару на столе добавляется бонус 4 очка. Для победы в игре необходимо и достаточно набрать 25 очков.
5. Помимо сыгрывания в лузу цветных шаров, результативным ударом является также заказной трёхбортный карамболь белого шара от одного цветного шара по другому цветному шару. За выполненный карамболь соперник снимает со стола на полку игроку один из оставшихся на столе цветных шаров. Причём, если «карамбольные» цветные шары одного цвета, то соперник снимает один из шаров этого цвета, а если «карамбольные» цвета разные, то соперник снимает любой из оставшихся на столе шаров. Соударение белого шара с бортом(-ами) в траектории заказного трёхбортного карамболя может быть как после, так и до соударения с первым цветным шаром. Касание белым шаром двух губ средней лузы считается за один борт. В траектории результативного трёхбортного карамболя касание белым шаром других цветных шаров, кроме объявленных, недопустимо. В траектории нерезультативного трёхбортного карамболя, выполнение правила отыгрыша (два борта или борт с перекатом) обязательно, иначе штраф.
6. Ввод белого шара в игру ударом с руки (после его сыгрывания или выскакивания за борт) осуществляется с любого места игрового поля, но при этом запрещается сыгрывать прямые шары (непосредственно шар-луза), как цветные, так и белый. То есть, можно сыгрывать шары либо с соударением о борт(-ы), либо с соударением о третий шар(-ы). Можно также сыграть заказные шары в две разные лузы, либо выполнить заказной трёхбортный карамболь белого шара от одного цветного шара по другому цветному шару.
7. Если игра идёт в последнем цветном шаре, то тот игрок, который ведёт в счёте, имеет право играть как белым, так и цветным шаром, в то время как отстающий в счёте соперник может играть только белым шаром. Если при игре в последнем цветном шаре счёт по очкам равный, то оба игрока имеют право играть как белым, так и цветным шаром. Примечание: это сделано для того, чтобы поднять интригу противоборства в окончаниях, когда ни у одного из соперников нет на столе партионного шара. Например, при счёте 20:20 и двух цветных шарах на столе, неизбежно предстоит игра в последнем цветном шаре, преимущество в которой будет иметь тот игрок, который заберёт предпоследний цветной шар.
8. Игрок, нарушивший правила (допустивший штраф) выставляет на третью точку стола любой из цветных шаров со своей полки. Если на полке шаров ещё нет, то на точку выставляется первый правильно сыгранный цветной шар (или снятый со стола соперником за выполненный трёхбортный карамболь).
9. Игра ведётся по правилам «джентльменского» заказа:
9.1. При кладке с игры прямого чужого или свояка объявлять заказ не требуется. Это позволяет игроку играть прямые шары на две лузы и любой из упавших шаров засчитывается. Если при игре без объявления заказа голосом белый шар падает в лузу от борта или от шара, то это приводит к штрафу, а если от борта или шара падает прицельный шар, то он не засчитывается, даже если упал прямой белый шар, который засчитывается. При ударе молча оба шара в одну лузу или просто чужого на небольшой резке накатом, сыгрывание шара контртушем (добивание битком застрявшего прицельного шара) засчитывается, если только биток до повторного соударения с застрявшим прицельным шаром не касался третьего шара или борта.
9.2. Если заказан с игры комбинированный удар с сыгрыванием цветного шара, то сыгрываемый при этом белый шар, в том числе и прямой, приводит к штрафу. Но если вместе с сыгранным заказным цветным шаром падает ещё цветной шар, то он засчитывается.
9.3. Если заказан с игры комбинированный удар с сыгрыванием белого шара и заказ выполнен, то упавший при этом цветной шар засчитывается, но если заказ не выполнен, то не засчитывается. Если белый шар сыгран не в соответствии с объявленным заказом, в том числе и напрямую, то штраф. Удар абриколем с игры заказывается.
9.4. При вводе белого шара в игру ударом с руки с любого места поля заказывать голосом цветной шар от одного борта (дуплет), белый шар от одного борта (свой к себе), третьим шаром (застрявшего шаром), карамболем (застрявшего от шара) не требуется, то есть по умолчанию составляет «джентльменский» заказ. Это позволяет играть с руки молча на две лузы, например, чужой дуплетом, а свой к себе или чужой дуплетом, а свой от шара застрявшего. Но, если при ударе с рук молча белый шар падает в лузу напрямую или от шара, то это приводит к штрафу, а если напрямую падает в лузу цветной шар, то он не засчитывается, выставляется на третью точку стола и очередь хода переходит к сопернику.
9.5. При вводе белого шара в игру ударом с руки с любого места поля с объявленным голосом заказом, падение белого шара в лузу не в соответствии с заказом приводит к штрафу. Можно заказать удар на две разные лузы («штаны»). В этом случае, при сыгрывании только цветного шара, он не засчитывается и выставляется на третью точку стола, а в случае сыгрывания только белого шара он вводится в игру соперником. Играть с руки оба шара в одну лузу, в том числе и ударом с контртушем, нельзя, так как это приводит к штрафу из-за падения в лузу прямого белого шара. При заказе удара от борта борт не должен «принадлежать» играемой лузе, то есть ударом с руки белый шар абриколем играть нельзя. При выполненном заказе упавший в лузу дополнительно цветной шар засчитывается.
9.6. При вводе белого шара в игру ударом с руки с любого места поля можно заказать трёхбортный карамболь белого шара от одного цветного шара по другому цветному шару. При заказе трёхбортного карамболя голосом объявляется цвет первого и второго «карамбольных» цветных шаров с одновременным указанием на них кием. При выполненном трёхбортном карамболе сыгранный в лузу цветной шар засчитывается, а падение в лузу белого шара приводит к штрафу.
10. Правило раската шаров перед игрой, правило отыгрыша, правило выставки шаров, правила штрафов такие же, как в спортивных правилах пирамиды.
Описание особенностей игры «Четвертак» в заключительной части моего повествования.»
Виталий (Хабиб) Архипов