У этого интервью достаточно непростая судьба. Записывалось оно почти три месяца. Первая часть была готова уже 14-го января, на следующий день «знакового» для Харькова события – чемпионата клуба «Калифорния», собравшего игроков из четырех стран. Но в свет так и не вышла, и на то были свои причины. За прошедшее время произошло много разных событий, как мирового, так и харьковского масштаба, и накануне стартующей в Харькове серии турниров на кубок «Калифорния – Бильярд Спорт» мы снова встретились с героем этого интервью, и теперь представляем на ваш суд несколько измененный и существенно расширенный текст.
Харьков и Кизляр, Антрацит и Грозный, спорт и коммерция - все это будет темой материала, который растянется на четыре части.
Александр Чумак известен в бильярдном мире далеко за пределами Украины. Настоящий фанат бильярда, владелец нескольких клубов, организатор бильярдного движения, коммерческий игрок, объехавший чуть ли не все места, где играют в русский бильярд. Взрослые бильярдисты обычно называют его «Хохлом», для юных игроков он просто «Дядя Саня». Не успев появиться в Харькове, Александр практически тут же организовал турнир, равного которому в этом бильярдном городе не было уже несколько лет. С итогов только что завершившегося открытого чемпионата клуба «Калифорния» мы начали разговор с Александром Чумаком.
«Я страшно хотел открыть клуб именно здесь».
14 января 2013 года.
- Как вы, не харьковчанин, решили открыть клуб в этом городе?
- Решился, потому что сын у меня учится в Харькове, захотел заниматься бильярдом, помог ему открыть клуб. Все сделали свои руками, отремонтировали помещение, купили столы «Динарис», посмотрим, как пойдут дела.
- Как вам Харьков, который считается специфическим бильярдным городом? Какие впечатления от первого опыта общения с харьковскими бильярдистами?
- Если честно, недоволен. Думал, что в Харькове более оживленная бильярдная атмосфера. Возможно, мы организовали этот турнир на скорую руку, не провели достаточную подготовительную работу, и поэтому было недостаточно местных игроков. Мне кажется, что это не совсем получилось. Хотя, спортсмены довольны турниром. Я слышал, что Харьков – бильярдный город, но на соревнования, кроме Паламаря, никто не выезжает. Возможно, я сейчас просто очень уставший (разговор состоялся наутро после финала), но есть недовольство, прежде всего собой. Я не смог провести турнир хотя бы на том уровне, на котором организую турниры у себя в Антраците. Хотелось бы, чтобы на таком турнире в таком городе участвовало 100-120 человек.
- Есть желание продолжать проводить турниры в Харькове, «мутить» харьковскую «воду»?
- Не могу пока сказать. Пока даже планов никаких строить не хочу. В принципе, есть идеи, есть мысли, хочется, чтобы здесь оживилась бильярдная жизнь. В Харькове ведь, и кроме Паламаря полно сильных игроков. Но с экономической точки зрения проведения таких турниров – абсолютно убыточное дело. На чью-то спонсорскую помощь я никогда не надеялся, спонсоры часто оказываются в последний момент, так произошло и в этот раз. И, все-таки, турнир получился, люди заинтересовались, буквально сегодня утром подходили, спрашивали, когда будет следующий турнир. Но все будет зависеть только от харьковчан, от того, как они проявят свою активность.
Прошло два с половиной месяца…
29 марта 2013 года.
- Подведу итоги предыдущего турнира – чемпионата «Калифорнии». Вероятно, что-то я не понял в харьковском бильярде, что-то харьковские игроки не поняли во мне. К тому же, накопилась усталость, и я не понимал, стоит ли продолжать проводить турниры в Харькове. Взял трехмесячную паузу и пришел к выводу, что мне все равно, где проводить турниры – в Антраците, Ялте или Харькове. Но у меня есть клуб в Харькове, и я хочу, чтобы сюда приходили и приезжали бильярдисты. Так что турниры будут. Ко мне в Антрацит приезжают звезды мирового уровня, и не потому, что я такой богатый меценат. Я просто всегда выполняю обещанное. Я сам играю на деньги, и знаю что это такое – выиграть и получить «фуфло», как это бывает на престижных турнирах. Если я говорю, что призовой фонд будет пять тысяч долларов, то он будет.
Почему Харьков? Я страшно хотел открыть клуб именно здесь, потому что считаю Харьков колыбелью русского бильярда в Украине. Помню те времена, когда я еще лично не знал никого из харьковчан, но слышал о том, что здесь есть Иван Дзюба «Полковник», есть Пивоваров, что Паламари здесь «произрастали». Я думал, что у меня всегда здесь будут «кассовые» турниры и проблем будет меньше, чем в том городе, где я живу. Но многие меня не понимают, считают деньги, думают, что я на них зарабатываю.
Я прекрасно понимаю, что это глубоко убыточное дело, но не развивать бильярд я не могу, потому что я в этой теме, меня знают, ко мне с удовольствием приезжают. Я хочу провести эту серию турниров совместно с «Бильярд Спорт», и буду это делать.
Пять тысяч долларов в качестве призового фонда финального турнира – это не такие большие деньги, это все лишь чуть больше бюджета моих антрацитовских турниров. В Антраците я уже пожинаю плоды – у меня работает детская школа, люди стали активно играть и лучше разбираться в бильярде.
Хочу я проводить турниры в Харькове и буду это делать. Здесь много колоритных игроков. К сожалению, не почтил своим вниманием чемпионат «Калифорнии» Саша Паламарь, но я очень хочу, чтобы он играл. Для меня большая честь, чтобы Саша принял участие в моих турнирах. Но говорю сразу, все будут играть только на общих основаниях. Это моя позиция. Для меня важно, чтобы все игроки имели шанс сыграть с Паламарем и другими звездами не только в финальной стадии, но и в начале турнира, в квалификации. Не у всех харьковчан есть шансы выезжать на турниры, поэтому я приглашал, и буду приглашать сюда всех сильнейших игроков – чтобы на них посмотрели, чтобы с ними поиграли, чтобы детям было с кого брать пример. Но меня удивляет позиция некоторых харьковчан, которые узнав, что приезжает, допустим, чемпион мира среди юниоров, отказываются участвовать, хотят, чтобы проводили турниры закрытые и не допускали на них иногородних игроков. Но не будет этого – харьковчане несколько лет варились в собственном соку, к чему это привело, к какому падению уровня игры, мы сейчас наблюдаем.
Для некоторых гораздо важнее купить жменю таблеток или косячок, чем поучаствовать в турнире. Мы же с вами знаем, что в бильярде много интересных людей, которые себя и бодрят, и успокаивают. А я хочу, чтобы в бильярд играли люди спортивного направления, которым будет интересно померяться силами. Почему, когда я приезжаю в Дагестан, со мной любители могут 3-4 дня играть, проигрывать, но играть. А в Харькове я, бильярдист ниже среднего, не могу найти себе игры. На меня либо Ваню Вовченко выставят, либо Паламарю позвонят: «приедь его раздолби». Эту ситуацию необходимо как-то ломать.
Бильярд – игра гусарская, в нее раньше офицеры играли. И проигрывали, и стрелялись, не имея возможности оплатить долги. У людей была честь, а сейчас о чести в бильярде и говорить не приходится. Какая может быть честь, если вице-президент МКП проводит кубок мира и не платит призовые?
А по поводу Харькова – я хочу, чтобы люди приходили и участвовали. Я готов выплачивать призовые, готов помогать молодежи. У людей есть интерес к бильярду, задача его не убивать а, наоборот, подогревать. И я это буду делать. Пусть харьковчане знают, что если сюда приезжают именитые игроки, то я у них не в доле, я просто хочу с их помощью поднимать уровень бильярда в городе.
Паламарь, в силу своей занятости, сделать этого не может. Он востребован там, где за его искусство готовы платить достойные деньги. В Харькове пока таких денег нет.
Но вся беда в том, что на уровень Паламаря никто из местных бильярдистов и не пытается выйти. Нет спортивного интереса, нет мотивации. Если мои турниры покажутся кому-то мотивацией для развития, как бильярдиста, сочту это за честь. Для умных и бухгалтерски подкованных харьковских голов, которые говорят, что Хохол все просчитал и заработал на харьковчанах на чемпионате «Калифорнии», отчитываюсь: он мне вышел в минус 14 тысяч гривен. Но я заявил о том, что есть такой клуб, кому нравится – будут приходить играть. В ближайшее время постараемся открыть детскую школу.
Раньше были преграды для россиян – руководство ФБСР и МКП не рекомендовало им ездить на мои турниры в Антрацит. Я еще удивлялся – чем заслужил такое внимание со стороны высших бильярдных чинов (смеется).
Но сейчас ситуация меняется к лучшему, так что мы еще не раз увидим сильнейших российских игроков в Харькове, поиграем с ними и обыграем.
Продолжение следует