В последнее время Константин Сердюк стал одной из ключевых фигур, развивающих юношеский бильярд в Харькове. Его «Школа чемпионов» насчитывает уже несколько десятков учеников, занятия проходят сразу в нескольких клубах города. Когда в Харькове создавалась юношеская лига, Костя первым поддержал совместное начинание клуба «Калифорния» и журнала «Бильярд Спорт». И вот теперь Сердюк привез сразу семь своих учеников на сборы в Антрацит. Среди них как начинающие бильярдисты, взявшие кий в руки в этом году, так и те, с кем связывают будущее харьковского бильярда. В клубе «Летучая мышь» журнал «Бильярд Спорт» задал несколько вопросов Константину.
- Костя, ты сегодня один из немногих в Харькове, кто действительно занимается развитием юношеского бильярда, работает с детьми. При этом, насколько я знаю, ты сам не из нашего города. Расскажи, как попал в Харьков, почему выбрал непростую профессию детского бильярдного тренера?
- Жизнь – такая штука, ее словами не передашь (смеется). В Харьков приехал в 2003 году, можно сказать, сбежал из дома.
- А где дом?
- Дом в Луганской области. Были проблемы в семье, потом, правда, они решились. Искал работу, нашел ее в бильярдном клубе. До этого играл в бильярд, но даже не на уровне любителя. Просто ходил, играл. И уже только в 2003 году познакомился с техникой игры, появилась идея создать школу. В начале 2006-го эта идея начала понемногу реализовываться, и 13 сентября в клубе «Олимп» открылась детская школа.
- Где берешь учеников? Во всем Харькове, наверное, раза в четыре меньше детей занимаются бильярдом, чем у тебя одного. Поделись секретом.
- Да нет никакого секрета. Еще до того момента, как приехать в Харьков, я уже работал с детьми. Когда мне было 13-14 лет, мой старший брат играл в «Заре» (луганский футбольный клуб), а я тренировал шести-семилетних детей. Главное – найти общий язык с детьми. Первые пять лет я, вообще, не давал никакой рекламы, никого не искал, дети сами приходили.
- Сколько сейчас у тебя детей занимается?
- Восемьдесят восемь.
- Сколько???
- Восемьдесят восемь. Вернее, это всех учеников столько, детей около пятидесяти пяти.
- Сейчас многие ругают положение дел в харьковском бильярде и, в принципе, по делу. Фактом является то, что после Паламарей, Крылова, Юрусова, Данченко никто так и не заиграл на серьезном уровне. Как ты считаешь, кто из сегодняшнего молодого поколения сможет в течение двух-трех лет заявить о себе, есть ли, вообще, перспективные ребята?
- Я постоянно слежу за юными игроками и каждый год на день рождения школы награждаю самого перспективного игрока. Первым, еще три года назад я наградил Богдана Шугалея. У него этот год выдался сложным, Богдан закончил девять классов, поступил в техникум, но сейчас возвращается к тренировкам, и с ним у меня связаны главные надежды. В 2011 году самым перспективным игроком я назвал Андрея Родионова. Сейчас ему 11 лет, у него есть все для того, чтобы к 15-16 годам стать по-настоящему сильным игроком.
Андрей Родионов
И в прошлом году самым перспективным игроком школы стал Кирилл Крупка. Ему идет седьмой год, а тренируется он с трех лет. Конечно, я знаю, что детям может разонравиться бильярд, но похоже на то, что Кирилл будет скоро сильнее Шугалея и Родионова вместе взятых.
- Есть, вообще, перспективы у харьковского бильярда? Сейчас не самое простое время, закрываются клубы, многим стало не до этого.
- Я не знаю, что будет дальше. Просто работаю, не думаю об этом. Я приехал в Харьков из города, где бильярд был намного хуже развит. Тогда мне казалось, что здесь все отлично.
А, вообще, есть перспективы, вопрос времени и того, кто будет заниматься развитием.
- В этом году в Харькове стали проводить юношеские турниры. Как ты считаешь, помогают они твоим ученикам расти, развиваться.
- Да, конечно. На данный момент даже и придумывать что-то лучшее не стоит. Еще годик надо прокатать эту серию турниров, чтобы определить костяк юношеской команды города.
- Как тебе сборы в Антраците?
- Да сборы это, вообще, очень интересное дело. Я занимался раньше вольной борьбой, был кандидатом в мастера спорта. И в том виде спорта сборы много давали. Чем тяжелее было на сборах, тем сильнее поднимался уровень мастерства в течение сезона. Сборы закладывают фундамент, создают необходимые условия для рывка вперед.
Так что, как только я узнал о том, что Александр Чумак будет проводить сборы, у меня не было сомнений. Конечно же, на такое мероприятие надо вывозить учеников. Вот такого нам как раз и не хватало.
- Знаю, что ты уделяешь большое внимание общефизической подготовке своих учеников?
- Да, конечно. Молодые игроки должны понимать, что для достижения успеха мало просто уметь играть в бильярд. Нужно устойчиво стоять на ногах, обладать сконцентрированным дыханием. Саша Муравьев занимается йогой, я его в этом поддерживаю. Йога, гимнастика, бег – все это необходимо спортсменам.
Нынешнее молодое поколение очень интересное, но с ним надо работать. Легче ж ведь посадить ребенка перед компьютером, чем заниматься с ним спортом. Но все надо прививать, и судьба молодого поколения зависит только от нас.