В свое время с большим огорчением «Бильярд Спорт» был вынужден отказаться от подробного освещения пула. Но мимо ряда событий и материалов пройти, все равно, не представляется возможным.
Интервью с Эфреном Рейесом – из этого ряда. Мало того, что сама беседа с «Волшебником» вышла очень интересной, так еще и предыстория у нее очень необычная.
Слово Владимиру Завьялову (сайт ProBilliard.Info):
«Интервью с Эфреном Рейесом - это самый необычный опыт в моей практике. У меня есть знакомая Ишии Капаррас (Ishii Caparras), которая в свое время работала пресс-секретарем филиппинской федерации бильярда и по совместительству опекала легенду пула (билеты, бронь отелей и т.п.). Так вот, я уговорил ее задать вопросы, которые мы общими усилиями собрали с миру по нитке (Probilliard.info, AzBilliards.com). Эфрен умело притворяется, что говорит по-английски, но на деле он оперирует, может быть,сотней дежурных фраз. Поэтому беседа велась на его родном тагальском. Затем все перевели на английский, а уж потом на русский. В результате всех этих манипуляций получилось самое длинное интервью с величайшим пулистом современности».
От себя добавлю, не столько интервью, сколько история пула, рассказанная одним из ее ключевых персонажей. Но, пора уже заканчивать изрядно затянувшееся вступление. Встречайте, Эфрен «Волшебник» Рейес.
- Могли ли вы на заре своей карьеры игрока представить себе, что когда-нибудь будете одним из величайших, если не самым великим игроком в истории?
- Разумеется, нет. Тогда я просто хотел зарабатывать игрой, как те каталы, которых я видел в бильярдных. Бильярдисты в ту пору не были знаменитостями, ведь по ТВ их не показывали.
Эфрен Рейес, Accu-stats 8-Ball Invitational 2001
- Каково это — выиграть едва ли не всё, что только возможно?
- Конечно же, мне нравится побеждать. Но, по-моему, секрет в том, чтобы никогда не думать, будто выиграл достаточно. Моя жажда победы столь же сильна, как и в тот раз, когда я одержал её впервые.
- Какой из ваших титулов вы считаете самым значимым?
- Конечно же, звание чемпиона мира по «девятке».
- Почему на больших турнирах с хорошими призовыми побеждает всегда Эфрен Рейес?
- Потому что я опытнее остальных. Чувство ответственности давит на меня гораздо меньше,чем на других. в условиях борьбы за весомый титул или большой куш.
- Вы действительно получаете от игры такое удовольствие, как кажется?
- Да, конечно, особенно когда я выигрываю :) В такие минуты я могу и пошутить, и посмеяться, но вот если проигрываю — тут уж не до смеха.
- Кто был или является сейчас лучшим игроком среди филиппинцев? Можете ли назвать кого-либо своим преемником?
- Из прежних — Антонио Лининг, Уоррен Кьямко, Франциско Бустаманте, Леонардо Андам. Сейчас же у нас подросло новое поколение бильярдных монстров — таких, как Роберто Гомес, Карло Бьядо, Ронни Алькано, Деннис Оркульо, Ли Ван Кортеза и Джундел Масон.
- У вас когда-нибудь был ученик? Вы пробовали передать кому-нибудь свои знания?
- Нет, я не обладаю достаточным для этого терпением.
- Кто был вашим бильярдным кумиром в юности?
- Тогда пул еще не показывали по ТВ, поэтому никаких бильярдных звезд — да что уж там, даже просто популярных игроков — в те времена не было.
- Кого вы считаете своим учителем, наставником в бильярде?
- Не было такого.
- Кто из профи оказал наибольшее влияние на вас, когда вы делали первые шаги в бильярде?
- Как я уже упоминал, тогда не было доминирующих и знаменитых игроков. Наверное, в Америке дела обстояли иначе, там были свои звезды, но в наших краях о них никто не ведал. Я узнал об их существовании, только когда сам стал профессиональным игроком, поэтому тут вряд ли можно говорить о каком-либо влиянии с их стороны на мое становление.
- А кто такой легендарный Парнишка Бикол (Boy Bicol)? Какую фору он давал юному Эфрену?
- Его звали Мануэль Флорес. Эдакая смесь Родольфо Луата и Кита Маккриди. У них одинаковый темперамент и отношение к игре. Мы с Биколом играли на равных. Но в последней нашей битве, в «Ротацию», я давал ему 20 очков (50 на 70).
Слева направо: Дэнни Тамайо, Эфрен Рейес, Рудольфо Луат, Джорж Дейсер, Луис Табуена, Хосе Парика, Мануэль Флорес, Март Сепеда; филиппинская команда на R.P. — Japan Pocket Billiard Friendship Tournament, 1978 год
- Как часто вы тренировались, пока не достигли уровня игрока топ-класса?
- Я проводил в бильярдной дни напролет, и год за годом не отходил от стола весь день. И я до сих пор уделяю внимание тренировкам.
- Когда вы в последний раз целенаправленно тренировались?
- В составе сборной команды Филиппин мы тренируемся порядка трех раз в неделю. Кроме того, я серьезно упражняюсь в преддверии парных турниров, например с сильнейшей из филиппинок Рубилен Амит. Дело в том, что парная игра сильно отличается от одиночной, и необходимо знать стиль игры партнера.
- Сколько часов в неделю вы в среднем проводите у стола, играя или тренируясь? С возрастом их число стало меньше, или наоборот, больше — для поддержания уровня?
- Я по-прежнему стараюсь подходить к столу по возможности каждый день. У меня либо назначены сводки, либо я тренируюсь с лучшими филиппинскими игроками.
- Каков, по-вашему, лучший метод тренировки?
- Играть «в одно лицо», чтобы вы могли тщательно проштудировать каждый элемент игры, ну и на денежку катать иногда.
- Память или воображение?
- Память. Гораздо лучше иметь способность не забывать прошлый опыт и учиться на его основе.
- Какой элемент вашей игры является самым слабым? И какой — самым сильным?
- Самый слабый — это разбой, не важно, будь то «8», «9» или «10». Моя сильная сторона — это игра «В одну лузу». Когда-то прежде это была еще и «Ротация», но теперь среди молодежи выросло немало сильных игроков с хорошей кладкой.
- Играли ли вы «В одну лузу» до того, как приехали в США? Как вы получали знания об этой игре? Чьи игры смотрели?
- Первое знакомство с One Pocket состоялось только в Штатах, когда я впервые оказался там в 1985 году. Я смотрел за тем, как играют другие, и узнал много нюансов от Фредди «Бороды» Бентивенья.
Первая победа в США, Эфрен играл тогда под псевдонимом Цезарь Моралес — Red's 9-Ball Open, 1984 год
- Назовите своего самого неуступчивого соперника за карьеру, с кем вам приходилось нелегко.
- Да многих можно вспомнить, особенно теперь, когда по всему миру есть множество хороших игроков. В былые времена я бы назвал Стриклэнда, Арчера и Сигела.
- Кого из американских пулистов, с кем вам доводилось встречаться, вы считаете лучшим?
- Трое вышеупомянутых.
- Если не ошибаюсь, перед третьим, заключительным днем знаменитого матча The Color of Money в Гонконге против Стриклэнда Эфрен отставал примерно на 20 партий (в игре до 100 побед). В чем была причина уверенности, что он все равно победит? Лучшее, чем в предыдущие два дня, самочувствие, или, может быть, он подметил в Эрле что-то, что вселило уверенность, что тот сломается? Или такая уверенность в своих силах присуща ему всегда, невзирая на счет?
- В том матче у меня поначалу не ладился разбой. Стоило его нащупать, всё пошло хорошо, ведь по регламенту разбой был серийным.
- Играя длинный сет, как вы боретесь с накопившейся усталостью?
- Стоит представить себе за финишной чертой золотой отблеск призовых, и усталости как не бывало!
- Прибегали ли вы к помощи книг или иных источников, которые помогли бы вам в плане психологии пула и состязания?
- Нет, ведь как я уже говорил, когда я начинал, никаких методик не было. И до поры я просто не задумывался, что в пуле могут быть какие-то психологические особенности.
- Как вы справляетесь с волнением?
- Стоит хорошенько сосредоточиться, как всякий мандраж пропадает. Меня гораздо больше трясет, когда мне предстоит выступать с речью перед аудиторией, чем во время игры.
- Расскажите о самой продолжительной своей игре «на интерес».
- Это, конечно, матч с Эрлом Стриклэндом. Но то было по большей части шоу, вроде показательного выступления. Знаете, для нас, филиппинцев, процесс денежной игры почти непрерывен, и порой трудно сказать, когда началась или закончилась та или иная «коммерция».
- Можете припомнить, какой была самая большая фора, что вы давали в достаточно серьезной игре, и какую самую большую получали сами?
- За эти годы я провел столько игр, что такое и не вспомнишь. Сам я последний раз получал фору лет 30 назад... С тех пор это стало невозможным, теперь каждый хочет получить у меня как можно больший гандикап.
- Ходят слухи, что в Маниле живет какой-то пьянчужка, который время от времени наживает против Эфрена? Причем играет, только чтобы заработать на очередную бутылку. Правда?
- О чем вы? Есть немало ребят, которые могут похвастать, что побеждали меня, но, как правило, я всегда даю фору. Со мной давно никто не встает на равных, кроме зарубежных игроков.
- Как-то раз в Маниле я наблюдал такую картину: рядовые игроки один за другим играли с вами «по мелочи». Можете ли сказать, сколько заработали таким образом — играя с людьми, которые счастливы одним только фактом игры с самим Эфреном?
- Когда в Маниле проходят большие турниры, в которых участвуют приезжие иностранцы, мне удается кое-что поднять. На самом деле не так много, как вы можете подумать. Я всегда отдаю долю человеку у стола, что ставит шары и следит за игрой, а также молодым игрокам. Добавить моего водителя, и в итоге выходит, что мне достается процентов 30 от общего выигрыша.
Эфрен Рейес в клубе «One Side». Подтягиваются клиенты — начался чемпионат мира по «Девятке», 2007 год
- В котором часу вы обычно ложитесь спать и просыпаетесь?
- По-разному выходит. Иногда приходится шпилить допоздна. Но при этом мне не составляет труда встать спозаранку. Я частенько в разъездах, так что привык.
- Предлагали ли вам написать книгу?
- Да, много раз. Но я и мой спонсор единодушны во мнении, что пока еще не пришло время сделать это.
- Знаменитый боксер Мэнни Пакьяо ведет собственное ТВ-шоу, а где же программа имени Эфрена? Такая обязательно должна быть!
- Да предлагали мне такое, предполагались эфиры в течение месяца. Я слишком скромен для этого... Но про меня сняли фильм!
- Когда же вы выпустите обучающее видео? Многие уверены, что оно будет пользоваться большим спросом. Может, вы ждете, когда покинете большой спорт, чтобы раскрытые секреты мастерства не обернулись против вас?
- Не исключено, что я сделаю такой DVD — но только после того, как «повешу коньки на гвоздь».
- Есть ли у вас точное представление, когда вы завершите карьеру игрока, или вы собираетесь играть, пока чувствуете себя конкурентоспособным?
- Покуда я побеждаю — я буду играть. Я пытался выступать в туре для ветеранов, но меня оттуда вытурили. Не захотели, чтоб я играл, побоялись, что заберу все деньги, ха-ха!
- Вопрос по технике удара: вы всегда делаете шесть предварительных взмахов рукой. Похоже, первые три исключительно разминочные (кий ходит не по прямой), тогда как три следующих — прямые как стрела. Какого ощущения вы стремитесь достичь в ходе этих шести движений? Вы сами придумали такой способ подготовки или у кого-то подглядели? Кроме того, на чем сконцентрирован ваш взгляд во время каждого из взмахов, и направлены ли какие-то из движений на подготовку к удару каких-то определенных мышц? Связано ли это с подгонкой хвата кия? Прошу ответить как можно более подробно.
- Откровенно говоря, я даже и не знал, что постоянно делаю именно шесть взмахов. Обладая таким опытом игры, как у меня, скорее доверяешь чувству, нежели разуму, то есть не задумываешься о том, как это делаешь. Движение руки — это мышечная память. Мои мысли же в этот момент заняты оценкой угла резки, типом вращения, а вот прицеливание и ударное движение происходят почти на автомате. Когда я начинал играть, никакого методического подхода к игре не было. Мы делали то, что инстинктивно казалось верным. Способ хвата зависит от того, с какой скоростью я хочу выполнить удар, и опять же, теперь это приходит на уровне инстинкта.
Эфрен не парится насчет техники — играет как ему удобно
- Известно, что Эфрен весьма неплохо играет в трехбортный карамболь, а также в снукер. Хотелось бы узнать его мнение о различиях между играми.
- Основной принцип един. Требуются лишь минимальные коррективы. В карамболе главным является знание траекторий битка. В снукере очень важно уметь забивать шары. Сыграть за счет ширины лузы невозможно, и это одна из причин того, почему многие снукеристы показывали хорошие результаты и в пуле. В пуле же вам требуется уметь объединить все перечисленное. Однако я не могу сказать, что какая-либо из этих игр сложнее других.
- Играя в снукер, изменяете ли вы каким-либо образом стойку по сравнению с пуловской?
- Да. Мне приходится подражать снукеристам. Я просто наблюдал за их игрой, так и учился.
- Знаете ли вы о такой игре, как русский бильярд? Ваш друг, Франциско Бустаманте, даже участвовал в чемпионате мира по пирамиде в 2000 году. Он когда-нибудь об этом рассказывал?
- Русский бильярд? Пирамида? Нет, извините, не слышал.
- Если бы нужно было выбрать только одну игру, какую бы вы выбрали и почему?
- «В одну лузу» — фактор удачи там сведен к минимуму, и нужно обладать довольно обширным объемом знаний. Нынче молодые игроки могут превзойти меня по кладке, но в способности мыслить — навряд ли.
- Какое из правил пула вы хотели бы изменить или вовсе убрать?
- Прыжковые кии — фтопку!
- Вы играли множеством киев: Meucci, Judd, Pampanga Cue , Mezz... Какой из них ваш любимый? И каким вы играете сейчас?
- Вне всяких сомнений, Pampanga Cue лучший!
- Получали ли вы спонсорские предложения от широко известных производителей?
- Да, многие игровые марки предлагали мне контракт. Я подписывал соглашения с компаниями Meucci и Mezz.
- Пробовали ли вы шафт Predator 314, и каково ваше мнение?
Я играю им сейчас. Вполне устраивает. Ему еще предстоит показать свои возможности, но теперь, с появлением шаблонов для пирамиды типа Magic Rack, шафт Предатор уже не дает такого преимущества.
- Какое ваше хобби или иное увлечение помимо бильярда?
- Шахматы. И карточные игры.
Эфрен за шахматной доской
- Как ваше здоровье, возраст напоминает о себе?
- Да уж, я не тот, что прежде, годы сказываются. Теперь мое тело не всегда слушается разума.
- Помогла ли вам операция по лазерной коррекция зрения? Сколько их всего было?
- Помогла, и существенно. Оперировался я лишь один раз, но, разумеется, с тех пор периодически проверяюсь, чтобы быть уверенным, что все в норме.
- Что приносит вам радость?
- Победы. Титулы. А еще я наслаждаюсь, играя в карты, или когда вожусь с внуками.
- Чем вы гордитесь больше всего из личной жизни?
- Своими детьми и внуками, а также тем, что смог обеспечить им достойный уровень.
- А кто ваши родители?
- Мой отец, Педро Рейес, был цирюльником, а мать, Романа Маналанг, торговала на рынке.
- Кто-нибудь из ваших детей/племянников готовится стать вашим наследником в бильярде?
- Нет. Все они хотят только одного — тратить призовые :)))
Все права на публикацию принадлежат ProBilliard.Info. Перевод с английского – Михаил Каблуков, перевод с тагальского — Кристина Капаррас. Перепечатка возможна, только с письменного согласия правообладателей.