В четвертом матче турнира «Бильярдные звезды Петербурга» сегодня сошлись представители «старой школы»: Александр Тёркин и Михаил Аншелиевич.
Именно этот матч, как никакой другой, олицетворял привязку турнира к 25-летию Федерации бильярдного спорта Санкт-Петербурга, ведь оба сегодняшних соперника стояли у истоков зарождения федерации, учреждали ее и входили в руководство. Александр Иванович занимал пост Президента с 1992 по 2005 годы. Михаил Львович был вице-президентом. Друг друга они знают больше 30 лет, а за бильярдным столом встретились только второй раз.
Михаил Львович, а проще «Чаплин» (это прозвище он получил за невысокий рост и добродушный нрав), очень точно угадал с раскатом, приведя шар на самый борт, чем заслужил право разбоя. Первый удар в матче «Чаплин» также выполнил мастерски — шар затрепыхался в лузе. Казалось, что с чувством стола и кия, который он впервые взял в руки непосредственно перед этим матчем (Александр Николаевич Пухленко вручил ему кий Longoni-Russa), все в полном порядке. Однако серии не получилось, да и дальнейшая игра показала, что ощущение было обманчивым. Начали, кстати, без разведки. Вопреки ожиданиям. Само словосочетание «старая школа» вроде бы не предполагает высокого темпа, бросковых атак, но оба игрока как раз-таки славятся атакующей манерой игры.
Привыкать пришлось долго. К раскату, к самой атмосфере телевизионного турнира. У Александра Ивановича получилось лучше и быстрее. Особенно со «свояками». И вскоре он уже повел со счетом 5:1. Правда, комментатору матча Александру Ляпустину, генеральному директору компании «Арт-Бильярд», показалось, что Мария Хомина пропустила штраф Тёркина, причем дважды. Однако претензий со стороны Михаила Львовича не последовало. «Чаплин, в свойственной ему манере играл на публику, выполнив фехтовальный удар, держа кий одной рукой. Неудачно. Зато не промахнулся дуплет по заказу. А затем «Чаплину» наконец-то удался и красивый «свояк» — в отскок через всю поляну. И все-таки Александр Иванович по-прежнему лучше выглядит на «свояках». После одного из них, играя из «дома», он даже пробует выполнить «сухой лист». Нерезультативно, но с технической точки зрения удар был выполнен классно — биток остался в зоне лузы. При счете 4:8 Аншелиевич не забивает явную подставку.
Первые 12 шаров забиты буквально за 10-15 минут, то есть темп взят сумасшедший. Еще раз вспоминаем про «старую школу». Парадокс, однако. Быстро начав, соперники долго заканчивают партию. Не от того, что уходят в отыгрыш или начинают стратегическую борьбу. Просто ошибаются и начинают играть в минус, выставляя шары. Сначала Тёркин не доводит «свояка», играя в угол. «Чаплин» не наказал, после чего получил «чужого» по резке. А затем дважды штрафанулся. В исполнении Михаила Львовича в эти моменты приходилось видеть много дуплетов и экспериментальных ударов, назовем их так. Лишь в концовке партии, проигрывая уже 3:10, ему удалось сначала забить подставку и красивым «чужим» закончить партию на дистанции в пять шаров от Тёркина.
В перерыве Виктор Пшеничников взял интервью у Михаила Львовича, из которого мы узнали, что в целом все великолепно: и организация, и стол, и атмосфера, и кий. А свой любимый, как выяснилось, недавно сломался. «Чаплин» также поведал, что начинал играть в бильярд в Калининграде 42 года назад. И сразу пошло. Но, пожалуй, даже больше, чем лузный бильярд, он любит русские фишки, в которые, знаю это со слов других игроков, ему нет равных.
Переговорив, приступили ко второй партии. Напомню, при счете 10:5 в пользу Тёркина. «Чаплин» разбивает — и снова результативно! Правда, не без доли везения. Получился этакий «свояк» к себе, однако при разбое такой шар не считается случайным, а потому засчитывается. Мелочь, но приятно. Вот только «свояков» из «дома» Михаил Львович по-прежнему не чувствует. Зато «чужих» забивает на любой вкус. Шаром, например. Уже 8:10. И тут впервые в матче один из игроков выходит на серию. Это Александр Иванович после забитого «свояка» прицепляет три вдогонку, особенно ошеломив последним. «Чаплин» пытается обрести себя. Бьет «штаны» и забивает «чужого», но шар не зачитан, потому что не был заказан. Удивительная ошибка для игроков «старой школы». Через несколько мгновений счет становится угрожающим для Аншелиевича — 9:17. К тому же, он продолжает штрафоваться. Серийности в его исполнении нет совсем. Забивает десятого шара, но тут же выполняет странный «свояк» и подставляется. Тем не менее, последнее слов во второй партии снова остается за «Чаплиным». Да какое! «Чужой» в середину, «свояк» в угол. Штаны, господа! На перерыв соперники уходят при счете 18:12 в пользу Тёркина. За час с копейками забито 30 шаров и еще 5-6 выставлено. Дистанция, однако, сохраняется.
Во втором перерыве Виктор подходит с микрофоном к Александру Ивановичу. Тот первым делом хвалит крайний удар «Чаплина», а затем также вспоминает, когда и при каких обстоятельствах познакомился с бильярдом. Оказывается, в армии. А через два года вернулся к этому увлечению уже в Ленинграде и больше с ним не расставался. При создании федерации именно на него легли все организационные вопросы. «Бильярдисты в большинстве своем ленивы, а я прошел армию, был организованным»,— объяснил Александр Иванович. Заодно высказался за общую дисциплину, которой явно не хватает в современном бильярде. В заключении рассказал, что всю жизнь играл голубевскими киями, один из которых потерял, а затем получил его в подарок. Кстати, именно ему мастер сделал первый кий из карельской березы.
Разговор закончен и пора переходить от слов к делу. Аншелиевич совершает первый за три партии нерезультативный разбой. Плохой симптом? А вот и нет. Именно в этой партии «Чаплин» наконец поймал игру и заиграл в свой фирменный бильярд, благодаря которому стал грозой всех коммерческих игроков. Отставание в шесть шаров отыграно за считанные мгновения. Ход матча переломлен. «Чаплин» на коне. Он уже ведет в счете. Остается лишь ковать железо, пока оно горячо. И тут следует «исполнение». Собственным телефоном. Только было обретенная нить игры теряется на глазах, «Чаплин» нервничает. Это чувствует еще несколько минут назад деморализованный соперник и начинает обретать второе дыхание. Александр Иванович делает серию «с руки», останавливаясь в одном шаре от победы. У «Чаплина» еще остается шанс, но использовать его ему было не суждено. Вскоре Тёркин ставит жирную точку в матче потрясающим «чужим» через всю поляну. Окончательный счет — 25:20.
Возможно, не все получилось, не было каких-то впечатляющих серий, абсолютного контроля битка, аккуратных скаток. Зато мы, можно сказать, наблюдали в действии за частью истории петербургского бильярда, к коей безусловно относятся два этих выдающихся игрока: Александр Иванович Тёркин и Михаил Львович Аншелиевич. Таких матчей на этом турнире больше не будет. Все-таки балом нынче правят молодые, поэтому ветеранов в следующем круге будет немного.
Вадим Аданин, ЛЛБ