Совсем недавно в украинском снукере произошло знаковое событие: Сергей Бойко сначала ушел с поста директора по развитию снукера в Федерации спортивного бильярда Украины, а вскоре после этого, буквально три дня назад, объявил о создании Федерации снукера Украины. Мы связались с Сергеем, чтобы обсудить эту новость и прояснить детали, с нею связанные.
- Для начала, разрешите поздравить с созданием ФСУ. На своей странице в Facebook вы скромно написали, мол, произошло небольшое событие в жизни снукера в Украине, но, зная вас, событие это для страны правильнее назвать грандиозным. Давайте по порядку и официально, какие цели преследовались при создании федерации?
- Спасибо за поздравление. Создание Федерации снукера Украины – это вполне логичный шаг, на мой взгляд. Прообраз ФСУ опробирован был на деятельности Всеукраинского клуба любителей бильярда «БЛЭК БОЛ». Деятельность ВКЛБ «БЛЭК БОЛ» была исключительно в области снукера. Другие виды бильярда нам не удалось охватить. Поэтому необходимо признать, что мы занимаемся только снукером. Более того у нас появились единомышленники в областях и областных центрах Украины, что фактически означало наличие уже федерации в снукере. А статус Всеукраинской мы сохранили. Таким образом ВКЛБ «БЛЭК БОЛ» абсолютно логично трансформировался в Федерацию снукера Украины.
Все задачи и функции практически остаются прежними:
- - популяризация снукера, самостоятельная идентификация снукера, как игры, среди других видов бильярда;
- - развитие академии снукера для детей и взрослых;
- - организация новых турниров, украинских и международных;
- - подготовка спортсменов; - подготовка судей;
- - выезд на турниры за пределы Украины;
- - трансляции турниров;
- - развитие информационного ресурса в области снукера;
- - развитие международных связей;
- - привлечение новых участников ФСУ, развитие организационной структуры.
Пожалуй, это самые основные направления и задачи, на которых будут сконцентрированы усилия ФСУ в ближайшее время. Главная цель – воспитание Чемпиона Мира по снукеру из числа украинских спортсменов.
- Не так давно вы покинули пост директора по развитию снукера в ФСБУ, организации, которая вхожа в разные кабинеты, в хорошем смысле слова примелькалась, имеет разные наработки в бильярдной сфере. Говоря откровенно, ведь не смогли реализоваться полностью в этой структуре? Чего хотелось больше: независимости от громоздкой махины с русским бильярдом в приоритете, самоидентификации, больше внимания и финансирования вашего юного спортсмена №1?
- С ФСБУ, когда я был директором по развитию снукера, у меня связаны самые приятные воспоминания. Андрей Заостровцев оказывал мне посильную помощь и содействие при исполнении мною обязанностей. Моей целью в ФСБУ была организация национальных турниров по снукеру на более высоком качественном уровне. Я уже нахожусь в том возрастном периоде, когда мне не надо само реализовываться, что-то доказывать, или утверждать. Мною просто выполнялись функции, предусмотренные должностными обязанностями.
Не имея опыта работы в сфере снукера, иногда мною допускались просчеты и ошибки, которые с течением времени устранялись. Как это может показаться ни странным, но противодействие новшествам в организации турниров я ощутил со стороны игроков, особенно, так называемых «ведущих» снукеристов. Для меня до сих пор остается загадкой, почему игроки возомнили о себе, что они имеют право диктовать условия проведения турнира организаторам, требовать для себя каких-либо привилегий, вмешиваться в судейскую работу, и при этом абсолютно не имея никаких обязательств перед организаторами, и, самое главное, перед болельщиками и зрителями.
Главным, для таких игроков, была не красивая зрелищная игра а победа любой ценой. Так, игроки позволяли себе употреблять спиртные напитки во время игры, а некоторые даже умудрялись в бутылочках пепси добавлять алкоголь во время игры с несовершеннолетними. У меня такое поведение человека не укладывается в голове. Это лишь один из многих эпизодов, с которыми мне приходилось сталкиваться во время проведения национальных турниров. Сейчас ситуация на турнирах совершенно иная. Пришли новые игроки, появились новые лидеры, и этот факт дает основания считать, что мы движемся в правильном направлении.
Все свои планы мною в ФСБУ были реализованы. Что будет после моего ухода – посмотрим, не знаю. Но на турнирах ФСУ между игроками будут именно эти правила снукерного этикета, а не базара, где, как принято говорить, кто кого обхитрит любым способом.
Моя деятельность с русским бильярдом не пересекалась. Я не знаю громоздкая эта махина или нет. Мои усилия направлены на идентификацию снукера как игры, а не на мою собственную. Признаю, что выполняя организационные фукции на турнирах, меньше стал уделять внимание своему сыну, но положительная сторона та, что Юлиан стал более самостоятельным, а я стал легче переносить в эмоциональном плане его проигрыши или неудачи.
Финансирование моего сына – это вопрос, который должен решаться мною самостоятельно. Мне неизвестны факты когда финансируются дети из каких-либо других источников, как кроме родительских. Хочешь чтобы твой ребенок стал чемпионом – иди работай и создавай условия своему сыну или дочери для возможности тренировок и участия в турнирах различных уровней. Рассчитывать в финансовом плане можно только на самого себя. Государство тебе тут не помощник.
- Долгое время в Украине существовало две федерации бильярда, которые попросту не могли сосуществовать бок о бок друг с другом. Вы не боитесь, что получится конфронтация с ФСБУ? Сферы влияния поделены или, более того, может вам уже официально/неофициально делегированы какие-то полномочия от Федерации спортивного бильярда Украины?
- Мне известно, что был конфликт между двумя федерациями бильярда. Кто прав, кто виноват - рассудит только время. У каждого из участников конфликта своя «правда». Я верю что ФСУ и ФСБУ удастся избежать конфронтации по нескольким причинам:
- 1. Обе федерации заинтересованы в развитии снукера.
- 2. Снукер - это лишь небольшая часть бильярда, как вы сами выразились, подавляемая громоздкой структурой русского бильярда.
- 3. Мы не выполняем функции «национальной» федерации, а соответственно у нас разное правовое поле деятельности.
- 4. Получить статус «национальной» для ФСУ невозможно по одной причине, что нет такого вида спорта как «снукер», отдельного от общего бильярда.
- 5. И самое главное, мы не претендуем на финансовые потоки, которые получает ФСБУ, имея статус «национальной», поэтому делить нечего.
- 6. Никаких полномочий никем не делегировано ФСУ.
И, тем не менее, сделаю небольшую оговорку – я не специалист по поводу различных интриг в области бильярда. Возможно, что-то мною упущено, ввиду моей необразованности или незнания в этой области, и все-таки есть причины для конфронтации, то я буду благодарен любому человеку, который их назовет. Наша цель не разрушать, или что-либо отнять – а созидать! «Воевать» мы умеем хорошо.
- А бывали случаи, когда вас отождествляли со снукером в стране, либо может вы сами себя одергивали: "Надо ценить снукер в себе, а не себя в снукере". В принципе, никто же не осудит вас, если вы напишете на странице в фейсбуке "Снукер - это я". Ведь вы поставили этот спорт на рельсы, провели первые официальные национальные турниры и так далее...
- Снукер – это игра. Мне повезло, что удалось прикоснуться к волшебству этой игры. Рад, что удалось сделать что-то полезное для развития этой игры в Украине. Мысли о каком-то отождествлении «снукер – это я» никогда и близко не было. В течении последнего года, действительно, мне приходилось слышать слова искренней благодарности за ту работу которую выполняю по развитию снукера в Украине от разных людей. Но, возможно, есть и небольшой процент людей, которые говорили эти слова из уважения к моей «должности» директора ФСБУ, а не ко мне как к человеку, ха-ха… Увидим, как будет развиваться ситуация сейчас.
- В самом начале интервью я поспешил вас поздравить, но, наверное, надо и посочувствовать. У вас же сейчас голова кругом от фронта работ, который предстоит сделать. Чтобы раскрутить маховик, надо и набрать команду, и сформировать структуру, и проработать каждый регион, я уж не говорю о бюджете и его планировании. Что делаете в первую очередь?
- 1. Календарь турниров.
- 2. Положения турниров.
- 3. Академия снукера.
- 4. Трансляции турниров с комментаторами.
- 5. Установить 8-ой снукерный стол.
- 6. Поездки на турниры за пределы Украины.
Это текущие и первоочередные. Все остальные незначительные, будут выполняться по мере возникновения.
- А как удается совмещать свою основную работу с тренировками сына, поездками на турниры, проведением соревнований и, в целом, общественной деятельностью?
- Это происходит само собой, как-то естественно. По специальности юрист, работаю адвокатом. Даже не знаю что еще добавить....)))
- Некоторые люди учатся на своих ошибках, некоторые на чужих. Как с этим обстоит дело у вас? Можете ответить абстрактно, а может и конкретно: сколько зарубежных снукерных турниров вы посетили и что из них почерпнули, переняли, воплотили в жизнь? Есть чему поучиться там "у них"?
- Учусь на своих ошибках. Это неизбежно для каждого человека, который занимается новым делом. Важно не зацикливаться на неудачах, а уметь быстро принимать решение по нейтрализации последствий этих ошибок, понять причину возникновения её и в дальнейшем не допускать подобных случаев.
Не могу так быстро сказать сколько международных турниров посетил, но точно более 15. Больше всех мне понравилась организация турниров в Польше. Эту систему я взял за основу при проведении турниров в Украине. Практически вначале я её скопировал. Но затем усовершенствовал и добавил немного с чемпионатов Европы – это групповые турниры. В итоге получилось то, что имеем сейчас.
Задача организатора – исключить возможность договорных матчей путем проведения открытой жеребьевки, и затем все матчи и подсчет результативности игр проводится без возможности «ручного корректирования» игр. На все последующие действия при выходе из групп влияет только спортивное мастерство игрока. Необходимо сражаться за каждый фрейм, в каждом матче. И нам удалось возродить спортивный азарт и спортивных дух в каждом матче, в каждом фрейме. Сейчас на турнирах побеждают действительно сильнейшие. Мы вводим одинаковые стандарты для всех без исключения игроков.
Самая «коррумпированная» система проведения турниров, по моему мнению, – это европейская – верхняя и нижняя сетка. В снукере она нигде не применяется. Считаю эту систему как основу для проведения именно договорных матчей. Всегда буду выступать против таких турниров (кроме любительских, где большинство людей отдыхает играя в снукер).
- Юлиан занимается снукером уже 5 лет, о его профессиональном росте говорит его игра. Успеваете расти вслед за ним?
- Это самая основная проблема, которую мне приходиться решать как в снукере, так и в жизни. У ребенка идет развитие, постоянно меняются интересы, возникает множество вопросов, которые, конечно в первую очередь задаются мне, как папе. Необходимо знать на все ответы, иначе - не отвечу обоснованно, будет отвечать кто-то другой, а не я. Я должен быть постоянно в «тренде» перед своим сыном. И тем не менее, прекрасно понимаю, наступит время, и Юлиан станет полностью самостоятельным. Наша задача научить детей «ловить» рыбу, а не приносить её.
- Наше интервью прочитают любители снукера нескольких стран, не только Беларуси и Украины, хочется верить. Это ваша виртуальная трибуна, а читатели - ваша аудитория. Что вы скажете своим соотечественникам и близким по духу иностранцам, которым не безразличен снукер?
- Хочу пожелать всем людям, которые прочитают это интервью, научиться слышать и слушать своих детей. Научиться исполнять мечты своих детей. Для своих детей мы всегда есть и будем авторитетами с рождения – хочешь воспитать ребенка – воспитывай себя ежедневно. Хочу каждому пожелать научиться преодолевать трудности и верить в то, что ты делаешь.
- Благодарю за беседу, успехов вам!
- Спасибо за интересные вопросы и возможность высказать свои мысли.