Разговор ведущего с Русланом стал одним из самых продолжительных и содержательных среди состоявшихся блиц-интервью. Поэтому предлагаем перевод вашему вниманию.
(Видеозапись оригинала - на видеоканале World Pool Series)
— Мы беседуем с победителем предыдущего, первого из этапов "Мировой серии" (World Pool Series), Русланом Чинаховым. Он только что прилетел из Москвы, а накануне добился очень важного достижения в своей карьере - стал чемпионом Европы по "девятке". Насколько мне известно, выиграть ЧЕ по "девятке" было одной из главных целей в твоей карьере?
— Не обязательно по "девятке", была цель выиграть титул чемпиона Европы - в любой из дисциплин. Поставил я ее перед собой прошлым летом, и последние 8-9 месяцев готовился, работал над достижением этой цели. Наконец-то она достигнута, и я крайне доволен этим.
— Какой вклад в эту подготовку внесло сотрудничество с Йоханом Рюйсинком (голландский наставник, в данный момент главный тренер МСБС по пулу)?
— Мы с Йоханом уже неоднократно обсуждали это - конкретно то, каким образом сказывается его работа. Для меня важно его участие прежде всего как психолога. Иногда я могу обсуждать с ним какие-либо моменты, напрямую не связанные с пулом, какие-то психологические особенности и так далее. Скажем, иногда бывало так, что в игре я либо слишком сильно волнуюсь, либо наоборот, чувствую абсолютное безразличие к ситуации.
В результате же всей совместной работы ты проводишь в бильярдной больше времени, потому чувствуешь большую ответственность перед своим тренером. Он не может находиться с нами постоянно, и, бывает, новые упражнения и прочие материалы мы получаем от него по электронной почте. И я понимаю, что если я не выполню его установки и требования, это не останется незамеченным. А я не хочу оказаться обманщиком. И потому, как я сказал, в результате ты проводишь больше времени в тренировках, и это становится частью прогресса игрока.
— Многие желают знать, что же такое конкретно говорит вам Йохан. Не секрет, что он проявил себя очень успешно, работая с европейской сборной на Кубке Москони - и дело тут прежде всего в умении психологически настроить подопечных.
— Ничего особенного, что можно было бы выделить, на самом деле нет. Всё сугубо личное, зависит от конкретного игрока. Кому-то нужен даже не столько тренер, сколько возможность "поплакаться в жилетку", другим же требуется хороший "пинок" за ошибку...
— Так... и что же нужно тебе?
— Мне нужна возможность поговорить, обсудить какие-либо возникшие проблемы, поделиться своими чувствами о моем настрое или об игре. Иногда мне надо получить ответ, а иногда - просто быть выслушанным. Бывает так, что, если чувствуешь нечто и нет возможности поделиться этим переживанием, ты оказываешься в трудном положении. А когда у тебя есть такой собеседник, который способен услышать твои мысли и понять, о чем ты говоришь, разобраться в происходящем, - проблемы легко решаются.
— Находился ли Йохан рядом с вами во время ЧЕ в Португалии?
— Да. Однако в последний день турнира было так: я играл очень стабильно и хорошо, сосредоточившись на том, чтобы показать свой оптимальный уровень. И я посчитал, что если я позволю себе слишком много думать о завоевании титула, если заговорю об с кем-нибудь о том, что это реально - моя цель может оказаться недостижимой. Поэтому я предпочел отстраниться, не стремился особо ни с кем общаться.
— Первым тебя поздравил с чемпионством как будто именно Рюйсинк?
— Этот финал смотрела с трибун вся наша сборная команда. Как правило, я не помню, кто первым поздравляет меня в случае побед. Лучшие эмоции были, когда я поздравил себя сам (улыбается).
— Можешь сравнить чувство победы на ЧЕ с тем, которое ты испытал здесь в январе, когда стал победителем 1-го этапа WPS?
— Оно, конечно, другое. Прежде всего потому, что тогда у меня не было конкретной цели стать первым. Я приехал на масштабный турнир, первый в истории этой серии... Безусловно, я очень рад, что выиграл его. Но он так сильно отличается... Другая игра, другая длина сетов. Сравнивать разные турниры друг с другом очень непросто. Например, победа на каком-нибудь скромном турнире с любительским статусом в России, на который поставил себе задачу стать победителем, вполне может принести больше эмоций, чем неожиданный выигрыш какого-нибудь большого международного турнира. Но, безусловно, победа на турнире WPS стала одной из самых значительных в моей карьере.
— Однако уровень психологического давления, наверное, сопоставим? Ты ведь упомянул о том, что иногда испытывал проблемы в этой области. Победа в Нью-Йорке наверняка придала тебе немалую долю уверенности в своих силах. Чувствовал ли ты этот новый уровень уверенности во время выступления на ЧЕ?
— Да, конечно, это так. Я много говорил о пуле со своим другом. И действительно, когда ты одерживаешь победы на таком уровне, над такими соперниками, - я не знаю, как долго может длиться такое ощущение, но тот январский успех действует на меня как минимум в течение уже трех месяцев. Выигрывая турниры такого ранга, понимаешь, что тебе по силам справиться с любым соперником. И иногда это может помочь в трудную минуту, например, в "контровой" партии или похожей ситуации.
— Ты играешь с весьма юного возраста. Можно ли назвать тебя прирожденным талантом? В отличие от тех, кому для достижения цели приходится много и упорно работать?
— Очень трудно давать подобные оценки самому себе. Это должен делать сторонний наблюдатель. Мне доводилось слышать о себе, будто у меня природный талант. Но если я при этом скажу, будто мне не требуется проводить по 10 часов в день в тренировках, - это будет неправдой. Да, вероятно, для достижения определенного уровня мне нужно работать несколько меньше, чем иным бильярдным трудягам, родившимся не столь одаренными. Но все равно мне требуется довольно большой объем тренировочной работы. Иначе недолго сгинуть в безвестности, так и оставшись просто талантливым игроком.
— В этот раз на WPS игра предстанет в новом формате. Это по-прежнему "восьмерка", но теперь победитель будет определяться короткими сетами. А зрительская аудитория по сравнению с прошлым разом станет шире.
— Это очень интересно. Формат и правила проведения турнира видоизменяются, и, я думаю, основатель серии Даррен Эплтон сумеет найти оптимальные варианты, которые будут интересны как игрокам, так и зрителям. Конечно, я не в восторге от нововведений (смеется). Ведь те условия, которые были на первом турнире, работали для меня идеально. Игры были напряженными, но все же тогда я даже не провел особо трудных матчей. Тот формат был создан для меня на 200%. Мне нравятся длинные сеты, в которых игрок всегда может получить свой шанс, также большое преимущество мне дал мой разбой, более мощный, нежели у других. Теперь же в формате коротких сетов и с поочередным разбоем мои сильные стороны нивелируются (улыбается).
Короткие сеты, даже если их несколько, не позволяют создать большой задел в счете, ведь это всего лишь игра до 6 побед. Тут ни оторваться далеко, ни наверстать отставание хорошей серией. Матч, состоящий из сетов, очень привычен для игроков в теннис - в отличие от бильярдистов. Последним, чтобы чувствовать себя нормально, важно играть длинные матчи. Известно, что в таком формате игрок более высокого уровня имеет преимущество над оппонентом. Я пока не могу абсолютно точно сформулировать отличие игры короткими сетами, потому что прежде никогда так не играл (за исключением чемпионата Европы среди команд 5 или 7 лет назад, это было один раз, и мы тогда так и не осознали, как работает этот формат, насколько он плох или хорош). Не исключено, что для зрителей такой регламент будет интересен, ведь в таком случае ход сета и матча может повернуться в любой момент. Тогда как от встречи, текущий счет в которой, например, 13-5, вряд ли кто-то будет ожидать сюрпризов.
— Спасибо за беседу, Руслан, будет интересно посмотреть, как тебе удастся выступить в этих новых условиях. Удачи!
Перевод: Михаил Каблуков