Процесс изготовления бильярдных столов насчитывает более чем 400-летний период в истории развития нашей цивилизации. Бильярдный стол является, прежде всего, полноценным инвентарем. Наличие в нем интерьерной составляющей второстепенно и заложено условиями его нахождения в помещении. Поэтому зачастую стол становится истинным произведением высокого искусства, что не отменяет требований к главной его функции. Но это там, на Западе… В России, как всегда, немного по-другому…
Очередная деградация бильярдного инвентаря в России началась через пару лет после наступления очередной свободы. И, если первое самобытное вмешательство было обусловлено симбиозом мирового технического прогресса и традиционным великодержавным поверхностным отношением ко многим иностранным приобретениям, то вторая волна носила откровенный дилетантский подход. Эта дорога в «ад» была вымощена «благими намерениями» и, хотя мерки с английских столов снимались неоднократно, было очень много нюансов, которые не успел охватить разгоряченный коммерческими перспективами мозг начинающих не свое дело бедолаг от русской бильярдной сохи. Плоды тогдашней скороспелости попали в унавоженную алчно-спортивными иллюзиями почву и дали многочисленные всходы, тиражируя ошибки, «косяки», «мнения», «доводы», глупости, произносимые с умным видом новоиспеченными бильярдными «пророками» – хоронителями праха…
Все начиналось в 1988 г. с бывших в употреблении снукерных столов, купленных в Финляндии и доведенных финнами до русских нужд. Тогда и увидели, что стол – ноги, рама, плиты, борта, скобы – не есть космическая технологическая тайна и русский вариант можно «бацать», лишь бы было из чего. Тысячи б/у снукерных столов потекли в СНГ полноводной трухлявой рекой, обеспечивая работой предприимчивых граждан. Лепили «русские столы» из некогда снукерных «в полный рост», реаниматоры – обдирщики лакокрасочного покрытия стали называться реставраторами, а бывшие плотники – инженерами-конструкторами бильярдного оборудования. Так создавались Фирмы. Растущее благосостояние требовало заполнения дачно-удачного пространства бильярдами. Все это было похоже на появление некогда народного автомобиля «Жигули», поэтому о качестве и смысле стола судили по факту наличия, а не от понятия о предмете и «бацали» столы на снукерных плитах, со снукерным (увеличенном) вырезом в плите…
За двадцать лет такими столами заляпали все постсоветское пространство...
Прошло 20 лет. «Провал» русского бильярда, точнее, бильярда в России, требовал восстановления, поэтому вышедшие из подполья новоиспеченные предводители «русского бильярдного дворянства», сбросив шляпу и пиджак морально-нравственных устоев в коммерческую пыль, принялись собирать средства «на восстановление Провала». Культурные граждане деньги сдавали охотно. Утром деньги – вечером стулья, днем деньги – утром стулья, ночью деньги … как ни крути, на сцене «Национального спортивного театра драмы и русской бильярдной комедии» вместо столов появлялось нечто. Театр Русского Абсурда давал очередной хит эпохи спортивного бильярда в России, с многообещающим названием «Пирамида» – аншлаг обеспечен. Толпы граждан, пребывавших в свое время в вечной мерзлоте «Домов Культуры», парков «Культуры и отдыха» и взрослеющие дети, не знавшие ласк социалистического общежития, потянулись к знаниям в платные кружки «Сделай сам» или «Умелые руки», переименованные в странные сочетания – бильярдный клуб «Клеопатра», «Двенадцать стульев», «Ричард», «Аквариум», «Морской волк», «Чемберлен» etc., хотя многим из них больше подошли бы названия «Прости, Господи», «Радиатор», «А на хрена!», «Опомнись, сынку», «Дездемона», «Снукер-блин», «Смотри не утони…»
Потребление русских бильярдных «Жигулей», похоже, достигло своей вершинки, поскольку на рынке помимо расфуфыренных «Императоров», «Графов» «Гладиаторов» и прочих дворянских принадлежностей, к которым так тяготеет национальное самосознание мечтающих о «положении», присутствуют 12-футовые столы для русского бильярда, произведенные в Китае, стоимостью < $3 000 – купить может практически любой, было бы куда ставить. Вот и «бацают» со «Старта» до полного финиша целый ряд структур то, что, по их мнению, называется «русский бильярд».
Итак: потребление выросло, а культура потребления– нет!
Культура производства требует культуры осмысления и культуры исполнения, а не голого копирования, с упрощением технологий. Я знаю только две фирмы, а точнее, лишь двух Мастеров, зарекомендовавших себя не только качеством, но и подходом, осмыслением категории «бильярдный стол для игры в бильярд в России». Допускаю, что есть еще мастера с понятием и скрупулезностью в фабрикации инвентаря, но их наверняка считаные единицы. Ведь, чтобы пропустить игровые знания через себя и воплотить их в жизнь в виде полноценного стола, что есть вершина многолетнего «горения», надо иметь в одних руках ресурсы самого различного толка, а это уже редкость.
Федерации, образовав прочные синдикаты с изготовителями «столов», манипулируя сознанием страждущих, насаждают утилитарное отношение к игре и к инвентарю, подменяя развитие и эстетику действа ширпотребом инвентаря и понятия о предмете - игре.
На одном из форумов довелось почитать откровения Димиана – ведущего эксперта, специалиста одной из «профессиональных федераций»… Наличие такого специалиста говорит лишь о том, что существование подобной фирмы возможно только на постсоветском пространстве. Даже непритязательную молодежно-бильярдную тусовку этот специалист устраивает, похоже, уже не очень, но русский бильярд без его «творчества» точно выиграет.
Понятие об игровом может быть (а может и не быть) только у играющего. У долбящего (американщика) его не может быть по определению …
Стол должен быть гармоничным и обязан иметь «золотое сечение». Это значит, что все размеры должны быть оправданы смыслом и характером игры, зависящим, в свою очередь, от размера шаров, а это означает обязательные пропорции и размеры (дверь в доме не может быть меньше человека). Сегодняшние русские столы производятся с использованием снукерных плит, у которых нарушено соотношение длинны и ширины, в результате русские столы не есть два квадрата. Из-за этого страдает геометрия движения шара, что делает бортовую игру весьма сомнительной, а если учесть, что периметр стола около 11 м, а луз всего лишь (усредняем – 0,08 м х 6) – 0,48 м, то становится понятным, что все возможности стола для полноценной игры («американка» не рассматривается) не могут быть использованы.
Самая деликатная, самая интимная часть стола, та, что выстраивается на «клеточном» уровне, не подвластна сегодня подавляющему большинству производителей «русских столов». Они просто не знают, что это такое, (ибо не играют), а если и тыкают палочкой по шару в редкие минуты забвения, то, согласитесь: назвать это погружением в игру не повернется язык – этом жить надо. Откуда им получить эти знания? Вот и принимают на работу Димианов и Косяков…. По результату – все лузы кривые.
Радиус выреза в снукерных плитах имеет чрезвычайное значение, являясь неотъемлемой частью концепции (как «ИЛ-18» и Боинг» – и то, и то самолеты, но разные). Вырез плиты для русского стола (игры) должен иметь меньший радиус, недаром у всех дореволюционных столов при взгляде на лузу сверху мы видим полноценную окружность, образованную скобой и вырезом плиты. Снукерный вырез делает лузу «халявной», создавая вместо точки падения область, а увеличившаяся масса шара с усилием не менее 100 кг легко отодвигает резину, превращая бесшабашность и гусарство в «мастерство», – это одна из причин появления в Новом Русском Свете такого обилия «кладунов» и чемпионов всех (но только) Новых Славяно-Совковых Штатов.
Так какой же и где он, этот правильный бильярд-модуль, могут спросить у меня. Отвечаю: от отношения все зависит. Кого куда поставить. Сначала лошадку, а потом тележку или наоборот. Миллиметры, если это результат осмысленного – искусства и эстетики, – не объект для обструкции и споров. Спорить-обсуждать надо не миллиметры, а объемность и наполненность взгляда на предмет. Идею, смысл. Тогда миллиметры станут содержательными, а поэтому и жизнеспособными. Тогда идея медленно перетечет в форму-гармонию, став золотым сечением, став, например, пропорцией, то есть, миллимитрами и размером. И конкретно про бильярд: клубов в Москве много. Один темнее другого. Но ни в одном клубе Москвы нет до сих пор ни одного по-настоящему классного игрового стола в поддерживаемом на должном уровне состоянии.
Стола, на котором соотношение раската и отскока гармонично увязано с размером и массой шаров, массой и креплением борта. Подобранным сукном, позволяющим контролируемо исполнить задуманное, в рамках возможностей правильно и качественно поставленной резины, соответствующей характеру, смыслу игры и размеру шаров. А самое главное – правильных в своей идее луз, архитектоника которых восходит не к утвержденным представлениям о бильярде и размерам летчика или велосипедиста с подачи неизвестно кого, а к пониманию-осознанию, эстетики игры на таком русском бильярде.
Миллиметры не берутся из головы, они определяются гармонией процесса, отношением, проникновением и любовью… Смыслом-содержанием игры, эстетикой и духовностью ее.
Только тогда 3 мм в Питере будут соответствовать 3 мм в Одессе или Риге, только тогда действо на столе и понятие «игра» будут неразделимы, только тогда можно будет произносить вслух слова Русский Бильярд, не опуская при этом глаз.
Спасибо телевидению – его беспощадная правдивость приводит в чувство и раздевает индивидуальное «мастерство» русской бильярдной «игры» в России сегодня быстрее любого вытрезвителя. Особая благодарность «спортивным» комментаторам, вдохновителям моего творчества, уж они то, сосредоточившись однажды, концентрацию никогда не потеряют, увеличивая число трезвеющих. Так держать!
Точку зрения высказывал Владимир Генералов
Понедельник – день тяжелый, Или хочешь ездить с комфортом - научись разбираться в машинах
- 15 сентября 2008 г.
- | распечатать
- rss
Комментарии: 13 | прокомментировать
Просмотров: 561
Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter