Первым, кто красиво, образно и поэтично прославил в своем творчестве эту древнейшую игру в русской поэзии, был несравненный Александр Сергеевич Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин», написанный в 1823—1830 гг., — яркое тому подтверждение. Именно здесь поэт впервые показал, как благодаря увлечению игрой на бильярде рождается магическая сила вдохновения, и в четвертой главе романа появляются такие строки:
Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленской
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!
Бильярдный стол Онегина — это не что иное, как пушкинский бильярд, ибо, как и Онегин, Пушкин находит в бильярде средство времяпрепровождения в дни одиночества и скуки. Характерно, что им избраны не азартные игры в карты, которыми в те времена увлекались многие, а игра на бильярде «в два шара», что, естественно, было новым явлением в жизни интеллигенции первой четверти XIX в.
А главное, это характеризует пушкинского героя как типичного представителя передовой культуры того времени. Исследуя документы, в которых описываются томительные дни и «вечера деревенские» молодого Пушкина в ссылке на Псковской земле, мы находим среди игровых увлечений поэта и его старинный дедовский бильярд, игра на котором доставляла ему большое удовольствие. Это подтверждает и опись имущества села Михайловского за
Кстати, и сегодня, как и в
Тема «Бильярд и Пушкин», можно сказать, неисчерпаема. Однако наша цель — проследить эту тему в творениях тех литературных гениев XIX в., которые так же увлеченно, как и Пушкин, играли на бильярде и прославили его в своих художественных произведениях.
Николай Ратозий