Во время предыдущей встречи известный в Сибири киевный мастер ушел красиво, по-английски. На этот раз Роман Королев, придя в клуб «Свояк» поучаствовать в отборочном туре Кубка Зеленой Марки в Новосибирске, с порога заявил: «Год назад нехорошо как-то получилось. Пообещал кий вручить, да так и не вручил. Поэтому – вот два кия, за тот год и за этот…» Реабилитировался, короче, сполна! Презентованной ценной продукцией организаторы распорядились красиво: под занавес турнира она, киевная продукция, перекочевала в умелые руки финалисток женской части Кубка Зеленой Марки. После такого грех не поговорить с ведущим сибирским производителем киев.
- Роман, с началом мирового финансово-экономического кризиса продажи бильярдного оборудования и аксессуаров упали на 50%, снизились цены, стала более востребованной продукция эконом-класса. Умерил ли аппетиты рынок Сибирского региона, и как удается удерживаться на плаву компании «Королевские кии»?
- Во многом вы правы. Но по сравнению с другими производителями мы, наоборот, расширились, благодаря партнерам в других регионах. Наша продукция стала еще более востребована, потому что цены, существовавшие ранее на рынке, для многих были неприемлемы, а наша сетка включает кии от самых дешевых до самых дорогих. Соответственно, мы нарастили объем производства, не роняя цены. При этом спрос действительно сместился в сторону продукции, ниже среднего уровня по стоимости. Тем не менее, сохраняется спрос и на запущенную нами элитную серию с инкрустрацией серебром, золотом и др. материалами. Подарки никто не в силах отменить – даже кризис!
- А как чувствуют себя кустарные производители- одиночки? Ушли с рынка?
- Нет. Там цели совершенно другие. Человек строит кий, едет в бильярдную и продает его. Я сам так начинал. Такой мастер не ломает рынок и не конкурирует с крупными производителями. Да и мало таких умельцев. Я вот знаю Андрея Попова в Алтайском крае, он, кстати, здесь, на турнире, я его пригласил. Ну, сделает он 5-6 киев в месяц, продаст – это не влияет на рынок.
- Вы расширили долю рынка за счет традиционной Новосибирской области или ушли в другие регионы?
- Мы пошли в другие регионы, в том числе и в Москву, где сейчас фиксируются лучшие продажи наших киев, – за счет этого и увеличили объем производства. В Новосибирске на сегодняшний день я конкуренции не вижу. Рынок тяжело завоевать завозной продукцией. У нас же есть гарантии, обслуживание, что является большим плюсом. «Королевские кии» выстраивают дистрибуцию продукции так, чтобы в каждом регионе, где есть наш дилер, были четкие возможности ремонтов киев нашего производства, замены при необходимости.
- Как выстраиваете партнерства в других регионах – через бильярдные салоны, клубы? Как ищите дилеров?
- Партнерами в основном выступают крупные магазины. Либо федерации, которые помогают непосредственно через спортсменов реализовывать продукцию.
- Как выстраиваете систему продвижения, какими рекламными каналами воздействия пользуетесь?
- Особо рекламные кампании не проводим – есть сайт, есть дилеры, есть буклеты, пользователи, которые передают информацию о продукции из уст в уста. Главное – надежность. То, что мы обещаем, мы делаем. Вот недавно меня приглашали на командный матч между Россией, Украиной и Белоруссией в Томске. Мне удалось сыграть после матчевых встреч с Паламарем и Винокуром – они оценили и одобрили мою продукцию. Изделие хорошее – почему не брать?!
- Ага, то есть один из действенных способов продвижения продукции – участие в крупных турнирах и статусных мероприятиях. Кто-либо из именитых игроков за прошедший с нашей последней встречи год приобрел королевские кии?
- Обязательно. Нашим кием сейчас играет Данил Богушевский. Около 3 месяцев изготавливался его цельный кий. На сегодняшний день делаем кий Андрею Фрейзе и Диме Баеву. Вся сборная Казахстана играет нашими киями.
- Роман, назовите буквально три главных критерия, которым должен отвечать хороший кий.
- Это дизайн, это игровые характеристики и качественное дерево.
- О, да вы творческий человек! Дизайн – и на 1 месте!
- Кий должен быть красивым и приятным. Если он не нравится, он и в руку не ляжет и уже не важно будет – играет он или не играет, забивает или не забивает. Человек должен взять кий и сказать: «Все, это мое!». Только так.
- Хорошо. А сколько на самом деле должен составлять срок службы кия?
- Я уже 12 лет на рынке. И мои первые кии до сих пор играют. Если кий качественный, то он может прослужить и 80, и 90 лет. Вот у меня сейчас на реставрации два чемодановских кия. Да, они уже «зашатанные». Тем не менее, они в хорошем состоянии для своих лет.
- «Кий стоит столько, сколько за него готовы заплатить», - так звучит коронная фраза киевников всех времен и народов. Роман, самый дорогой кий, который вам удалось реализовать за свою практику?
- За 225 000 рублей.
- Сложно было его продать или легко?
- Это разовые вещи, на которые нельзя ориентироваться. Многие думают: у, он за 200 тысяч кий продал – да он миллионер! Это бред. Я 12 лет на рынке и у меня всего одна такая продажа была.
- Какие творческие планы на будущее?
- Работы много, ответственности много. Чем выше статус, тем больше ответственности. Надо быть постоянно в тонусе, иначе «сожрут». Так что остается мечтать когда-нибудь отдохнуть от этих забот.
Интервью провел -
Дмитрий Ляховский