Загадочна судьба бильярдного стола Петра Великого. Об этом сегодня в новой колонке рассказывает постоянный колумнист журнала Бильярд Спорт, кандидат исторических наук Николай Ратозий.
В известной всем любителям книге А.И. Лемана «Теория бильярдной игры» есть очень интригующие строки о бильярде эпохи Петра I. Об этом Леман еще в 1885 году писал так: «Один из бильярдов этой эпохи находился, по словам А. Фрейберга, у него. Он стоял во дворце в Лисине (по Николаевской железной дороге) - ныне поместье Радзивил». Однако нам важнее описание этого уникального стола: «Бильярд этот был довольно велик, с замысловатой резьбой и по типу значительно отличался от современных бильярдов».
В другом разделе этой замечательной книги Леман уже конкретно утверждает, что Петр I не только мог играть на бильярде, довольствуясь обыкновенным партиям, но и имел свой личный стол, который «в С.-Петербурге и теперь еще сохранился...» (?).
Надо отметить, что примерно в те же годы, точнее в 1889 году, о знаменитом необыкновенно красивом и больших размеров «биллiарде» Петра I написано и на страницах научно-популярной книги М.И. Пыляева «Старый Петербург». Описывая Эрмитаж и его достопримечательности во времена царствования Екатерины II, Пыляев, с почтением к петровскому наследию, выделяет их так: «В небольшой угловой комнате за той залой сохранился токарный станок Петра Великого и разные выточенные им работы из слоновой кости. Подле, в овальной комнате, стоял большой биллiард и маленькая «фортуна». Стены этой комнаты были увешаны картинами».
Кстати, согласно еще одному источнику, а конкретно - «Описи предметам, сохранившимся при Императорской академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении называемом: Кабинет Петра Великого», приведенном в новое устройство в 1837 году, - также указывалось, что в этом кабинете хранились привезенные 18 мая 1792 года из Оранiенбаума, под № 254-257 - «Пирамида с шаром, звезду в себе содержащем; три прорезные шара, внутри содержание восемь таковых шаров...» и т.д.
По мнению некоторых специалистов музееведов, эти петровские «шары» и «пирамиды» могли иметь какое-то отношение к аксессуарам «билiарда». Другое дело, где находятся все эти вышеуказанные раритетные предметы и изделия, принадлежащие деяниям Петра Великого в области бильярдного «творения», нам пока установить не удалось...
Зато доподлинно известно, что «билiартъ» в России появился при Петре I и утверждается в жизни и культуре россиян не только на основе повелений императора, но и на его личном отношении к этой игре, о чем свидетельствуют многие архивные источники и документы. Вот лишь один из них: «Походные юрналы Петра Великого» за март 1720 года. В нем говорится: «В 19-й день. Его Величество после кушанья ездил на озеро, и играл в билiартъ, и труктъ-тафель, и в шахматы и в бирюльки до ночи».
Пока нам, к сожалению, не удалось установить хотя бы общий вид, конструкцию того «билiарта», на котором упражнялся в играх царь России. Однако не все так безнадежно. Если поверить версии питерских знатоков и мастеров спортивного бильярда А.И.Теркину и В.Н. Пивоварову - авторам книги «Бильярдный Питер» (С-Пб., 2003), которые утверждают, что привезенный когда-то в Россию князем Меншиковым «билiард», ранее стоявшей в приемной государя, на счастье сохранился «и теперь находится в Китайском дворце Ораниенбаума», то вся история с любимым билiартом Петра I становится поистине открытием, легендой XXI. Документально это «открытие» пока не подтверждено.
Ну а пока нам лишь известно то, что так называемый «петровский стол», согласно его паспорту, считается действительно единственным ценнейшим экспонатом в Ораниенбаумском Дворце-музее. И в его каталоге записано следующее: «Английский резной бильярдный стол начала XVIII в., ранее находившийся, вероятно, в Большом (Меншиковском) дворце, напоминает о том, что именно в XVIII в. игра в бильярд вошла в русский обиход»...
У нас была счастливая возможность увидеть этот уникальный «билiард», сфотографировать его и получить некую информацию о вероятной причастности петровских современников к доставке этого стола в Россию. Но более всего нас убедили, что именно на этом разукрашенном шестигранном английском «билiарде», с любовью и азартом поигрывала с братьями Орловыми царица Всероссийская Екатерина Великая. Но это было уже после Петра, во второй половине XVIII века.
И все-таки у этого сохранившегося красивого стола, будем считать, была и есть высокая судьба. Она имеет связь со всем наследием Петра Великого в области развития теории и практики российского бильярдного искусства, чем мы можем гордиться.
В следующий раз окунемся в эпоху Екатерины.