В редакцию "Бильярд Спорт" пришла статья от Виталия Архипова из Екатеринбурга, известного также в качестве форумчанина сайта ЕКП под ником "Хабиб".
Материал, посвященный памяти Владимира Генералова, публикуем в авторской редакции, без сокращений.
Светлой памяти В.В.Генералова (Ядолова) посвящается
Размышления о Русском Бильярде
Что есть современный Русский Бильярд ? Что в нём такого, что присуще именно ему, что отличает его от всех остальных современных игр на бильярде, таких как пул, снукер, карамболь, фишки, кайза ?
Внимательное сопоставление приводит нас к выводу, что только единственное : строгость луз. То есть наименьшая для всех видов игр на бильярде допустимая угловая ошибка в прицеливании, не приводящая к промаху при кладке шара в лузу. Ближайшая к РБ по этому параметру финская Кайза (некогда отпочковавшаяся от РБ ), всё же менее требовательна, так как размер (площадь) столов для кайзы меньше на 30% , чем для РБ, при одинаковых по размеру шарах и лузах.
Вторым отличительным признаком Русского Бильярда, который помимо РБ присущ только родственной Кайзе, является максимально возможный диапазон энергетики прицельного удара, что определяется максимальным для игр на бильярде весом шара в 280гр. и целесообразностью использования разных скоростей удара, от самых тихих до предельно скоростных.
Третьим отличительным признаком Русского Бильярда, который также присущ только родственной Кайзе, является размер шаров диаметром 68мм, что определяет бОльшую на 30% площадь поверхности шара, чем у ближайшего по размеру карамбольного шара диаметром 61мм.
И последним, четвёртым отличительным признаком Русского Бильярда является кладка своего шара (битка) в лузу. Помимо РБ сыгрывание битка используется только в непопулярной игре «скретчпул» на столе для Пула и английской игре «кеннон» на столе для Снукера.
В комплексе, эти отличительные признаки определяют особенный «русский» удар, использующий возможность очень точного выбора точки приложения удара на битке и весь доступный человеку диапазон скорости удара для обеспечения исключительной точности траекторий как битка, так и прицельного шара, которая демонстрируется сыгрыванием шаров в исключительно строгие лузы. Ещё раз подчеркну – размер шаров обуславливает истинную строгость луз (отношение размера шара к размеру створа лузы с учётом размеров стола) с целью обеспечения демонстрации технического мастерства игрока. Смею утверждать, что меньшими по размеру шарами для снукера и пула обеспечить соответствующую точность траекторий (сыгрывание шаров в лузы соответствующей РБ строгости) значительно сложнее, поэтому в своём развитии эти игры пошли по пути усложнения тактической составляющей игры, не усложняя техническую её составляющую.
Тактическая составляющая игры на бильярде по большей мере определяется правилами конкретной игры. Именно правила игры (её цель, требования отыгрыша, ограничения в выборе возможных ударов) диктуют разнообразие тактических приёмов. Чтобы оценить тактическую составляющую современного Русского Бильярда, необходимо проанализировать историю его развития.
Во-первых, необходимо отметить, что сыгрывание битка в лузу, как одна из неотъемлемых граней технического мастерства современного игрока в Русский Бильярд, появилось сравнительно недавно, не более восьмидесяти лет назад. Поэтому рассматривать тактическую составляющую более ранних игр (таких как русская пирамида, пятишаровая, алагер и пр.), в которых не предусматривается правилами сыгрывание битка, я не буду, поскольку эти игры нельзя назвать современными, при всём их очаровании. Рассмотрим игры, которые можно назвать современными и в которых допускается сыгрывание как прицельных шаров, так и битка.
«Американка» возникла в 20-х годах прошлого века, на базе «Малой Русской пирамиды 71 очко», от которой по сути были использованы только инвентарь и простейший базовый технический приём – сыгрывание прицельного шара. Краткие правила: любым шаром по любому, только чужих, кто забьёт больше шаров. Само название происходит от популярного тогда спора на «американку», то есть на исполнение любого желания и подразумевает бесшабашность спорящих (игроков). По сути, такая бесшабашная игра намеренно пренебрегала тактикой, что вероятно отвечало духу времён гражданской войны. Несколько позднее в ней стало допускаться и сыгрывание своих шаров. Само появление сыгрывания битка в «Американке» также свидетельство пренебрежения тактикой, и скорее всего возникло в результате узаконивания случайно упавших в лузу шаров, как прицельных так и битка. Появившаяся «Американка» своей исключительной простотой и демократичностью способствовала популяризации Русского Бильярда в послереволюционном обществе. Упор на техническую составляющую в игре (кладку шаров) в ущерб тактической составляющей (отыгрыш), безусловно, способствовал оттачиванию мастерства кладки как своих, так и в особенности чужих шаров. Однако большая вероятность непредсказуемых движений и столкновений шаров делали исход партии в значительной мере зависящим от случайностей : «дураков», подставок. Что не могло устраивать наиболее техничных игроков.
Эта ситуация породила изобретение в 1939г. одним из первых МС красноярцем А. Ливандским «Московской пирамиды», или «Сибирки». Это была, по существу, версия «Американки» с заимствованием из «Русской пирамиды» ещё двух игровых элементов - игра одним шаром и ввод в игру битка «ударом с рук из дома» в случае его падения в лузу. После некоторого забвения эта игра возродилась и набрала популярность с начала шестидесятых годов. Как и в «Русской пирамиде 71 очко» игра одним шаром в «Московскую пирамиду» способствует применению многообразных тактических приёмов игры, а возможность сыгрывания битка обусловила тактический стиль игры в «Московскую пирамиду» - скатывание битка в лузу «по отыгрышу», на тихом, «нищенском» ударе. Именно игра в «Московскую пирамиду» способствовала оттачиванию разнообразных технических приёмов кладки битка. Однако возможность тактической игры «от обороны» обусловила длинные серии тактических нерезультативных ударов (по отыгрышу) в играх мастеров, что не способствовало динамизму игры и её зрелищности в глазах неискушённых зрителей.
Это обстоятельство побудило А.Пухленко в 1998г. изобрести и активно пропагандировать «Невскую пирамиду». Чтобы привнести динамизм в «Московскую пирамиду» и повысить серийность кладки в игре, было внесено изменение в правило ввода в игру битка после его сыгрывания. Вместо «удара с рук из дома» было введено правило «удара с рук с любой точки поля при котором можно сыгрывать только прицельного шара». Такой приём был заимствован из Пула-«Девятки» с некоторым расчётом популяризировать игры на Русском Бильярде за рубежом, где наиболее популярен Пул.
В 2005г. в правила перечисленных (современных) игр на Русском Бильярде был внесён ряд изменений, направленных на увеличение динамизма игр, повышения телевизионной смотрибельности, в расчёте на дальнейшую популяризацию Русского Бильярда. Был введён активный разбой, штраф снятием шара со стола на полку, отыгрыш «два борта или борт с перекатом».
Анализируя приведённую историю появления и развития «современных» игр на Русском бильярде можно сделать следующие заключения :
1. Современные игры возникли без какой либо связи ни с традиционными (дореволюционными) играми на Русском Бильярде, ни с какими-либо другими видами игр на бильярде известными в мире, как то Пул, Снукер, Карамболь, Фишки, Кайза.
2. Возникновение и совершенствование технического приёма сыгрывания битка в лузу в современных играх прижилось, так как отвечало идеологии инвентаря Русского Бильярда - демонстрации исключительной точности траекторий шаров посредством сыгрывания их в исключительно строгие лузы. В некотором смысле при сыгрывании битка эта демонстрация ещё более наглядна, так как шар зачастую движется по криволинейной траектории.
3. Некоторое тактическое наполнение современный Русский Бильярд приобрёл с изобретением «Московской пирамиды». Однако, дальнейшее её развитие и появление «Невской пирамиды», вкупе с изменениями правил направленными на увеличение динамизма и телевизионной привлекательности игр за последние 5 лет, эту тактическую составляющую современного Русского Бильярда уменьшили.
4. В настоящее время не существует игры на русском бильярде, которая была бы сбалансирована с точки зрения наполнения техническими и тактическими возможностями, динамична и привлекательна для широкой аудитории телезрителей.
Напрашивается вывод, что современный Русский Бильярд в своём развитии пришёл к необходимости создания новой игры, динамичной и смотрибельной, технически и тактически насыщенной...
Продолжение следует...