Мастеровой, обладающий бесконечными, видимо, невозможными умениями, техниками изготовления самых эффективных игровых столов, на самой заре своей творческой карьеры получил достаточно жесткое предупреждение от одного из своих учителей: «Саша, ты величайший мастер. Но если я скажу, что ты «дерьмо», тебе трудно будет отмыться», - так когда-то сказал Георгий Митасов Александру Манюгину, с которым накануне пообщался «Бильярд Спорт».
- Что такое, вообще, по вашему, бильярдный стол, и чем ваши столы отличаются от других?
- О столах можно говорить бесконечно. Рамы, плиты, борта. Лузы – это, вообще такая тема, на которую никакой диссертации не хватит.
Главное отличие моих столов от всех остальных – это очень жесткая рама из металлоконструкции, имеющая жесткое болтовое соединение. Мои столы имеют 200 лет гарантии, выдерживают пожары, наводнения.
Плиты – раньше были только итальянские, но сейчас Китай серьезно подтянулся по качеству, и уже зачастую китайские лучше. Китайцы научились правильно обрабатывать сланец – мы берем и довольны качеством. Тем более китайские плиты всегда можно, в случае чего, заменить, а итальянские – нет.
Борта – на хорошем столе должны быть предельно жесткими и не болтаться. Мы применяем борта, переклеенные по особой технологии. Впечатление такое, что они приварены к столу.
Резина – до сих пор идут споры, под каким углом ее ставить. Федерация говорит, что под углом 7 градусов, профессиональные игроки считают, что резину нужно ставить как можно круче. Я всегда прислушиваюсь к мнению игроков.
Луза – тут все имеет значение: ширина, форма запиловки. Ведь как часто бывает – играешь правильно, а луза шар не принимает, либо шар отскакивает от скобы. У нас на последних моделях столов стоит скоба новой конструкции – совместили все лучшее, что есть в снукере, пуле, русском бильярде. Отливаем на Тульском оружейном заводе.
Сукно кладем по желанию заказчика – либо 760-е (Simonic 760) либо 860-е. Можно, в принципе, и 920-е, но тогда шары будут бегать как зайцы по поляне.
В настоящее время у меня небольшая мастерская, где помещается всего два стола. В год делаем 10-15 столов. Раму из металлоконструкции я придумал делать ещё в 1991 году, тогда же и подал заявку на патент. Признали изобретением, и это было первое изобретение в русском бильярде за все 300 лет его развития.
Работал одно время вместе с Сергеем Локтевым, он когда увидел мою металлоконструкцию, купил под ее производство целый завод в Кемерово. Выпускали столы в огромном количестве – один стол в день. Столы развозили по всей стране, и все были очень довольны. МПЛРБ (международная профессиональная лига русского бильярда) проводила на них все свои турниры. Игроки были очень довольны. Говорили – куда бы мы ни приехали, в какой город – везде столы одинаковые, раскат и поведение стола везде одно и то же. Кроме того, в бортах на локтевских столах были супинаторы – металлические пластины, придающие ему дополнительную жесткость. Этого никто больше в стране не делал. Локтев начал, сейчас я продолжаю. На таких столах ведь играть ещё приятнее – шар с какой скоростью пришел к борту, практически с такой же и уходит.
- Вы упомянули о пожаре. Что это было?
- Два года назад сгорела мастерская. Слава Богу, никто не погиб, пятерых женщин вынесли из окон на простынях. После этого я пошел в церковь… Сгорело все, даже отвертки не осталось, только стол один и уцелел.
До этого был пожар в Пушкино. Все сгорело, обрушилась крыша – а столы остались.
Единственное, чем не испытывали мои столы – это землетрясением, но и в этом случае, наверное, все будет нормально (смеется).
- А что вы можете сказать о продукции конкурентов – фабрики «Старт», «Игра», «Руптур», «Динарис», «Буффало», других?
- С «Игрой» мы не конкуренты. Я им передал всю информацию по конструкции СС-20, и везде числюсь как ее автор, так что сотрудничаем. По поводу других производителей могу сказать только то, что я себя позиционирую как мастера, который делает то, что никто не делает.
Раму из металла – никто не делает, жесткие правильные борта – тоже никто. Лузу, так как я - никто не запиливает. Никто, кроме меня, не запиливает лузу согласно понятиям игроков.
Я часто задаю провокационный вопрос – «Есть ли в Москве игровые столы?». Профессионалы, те, кто понимает, улыбнутся и ответят, что нет.
И я всегда сделаю стол лучше, чем кто-либо, и мою работу примет любой, самый капризный игрок.
Мастерства я достиг благодаря тому, что в свое время попал в бильярдную сада Баумана. Там собирались все профессионалы, под требования которых я и делал столы – Ашот Потикян, Владимир Левитин, Владимир Симонич, Георгий Митасов. Вот именно они и указывали направление, по которому надо идти.
Так что, у меня нет конкурентов – ведь у всех поток, вручную никто столы не делает.
- Почему вы рекомендуете комплектовать свои столы киями Андрея Секачева?
- Скажу коротко: потому что, если есть достойный стол, то и кием на нем нужно играть достойным.
- Мы беседуем во время турнира памяти Владимира Генералова. Какие у вас с ним были отношения?
- С Володей мы дружили, очень много беседовали, иногда «зависали» часами на телефоне. Его называли «Теоретик» - такое глубокое проникновение в суть вопроса не многим дано. Во многом мои успехи достигнуты благодаря его подсказкам. С Генераловым мы много говорили о том, каким должен быть идеальный бильярдный стол – именно к этому – созданию идеального бильярдного стола я и стремлюсь. Володя Левитин первым придумал поставить на русский бильярдный стол снукерную резину, и Генералов тоже считал, что нужно на русский бильярд ставить только ее.
- Владимир Левитин известен тем, что умеет очень дорого продавать свою продукцию различным олигархам. А за какую максимальную цену вам удалось продать свой стол?
- Как-то несколько лет назад мы сделали стол в мраморе, продали где-то за 40-45 тысяч долларов, точно уже не помню. А, вообще, мои столы продаются за 1-1,5 миллиона рублей. Хороший бильярдный стол должен стоить как хороший автомобиль.
- Какие у вас ассоциации с игрой в бильярд?
Я вот как-то задумался над таким вопросом: какая самая любимая игра у человечества? Больше всего люди любят играть в шары. Футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, водное поло, теннис, бильярд… Шар – самая непредсказуемая и самая магическая форма. Планета имеет форму шара, капля воды… Поведение шара непредсказуемо, как поведение ребенка. Вот этим шар, наверное, и интересен. Более того, люди любят смотреть, как другие играют в шары. Когда Женя Сталев выполняет удар, и далеко не все даже понимают, что он хочет, и вдруг шар идет по какой-то невообразимой дуге и его затягивает в лузу – все встают и аплодируют. И я вставал, и аплодировал. Потому что исполнить такое – это талант.
А много ли мы знаем слов с приставкой «русский»? Русская баня, русская водка, русский народ, русская идея, русские дороги. Русский бильярд — только наша игра. Только мы знаем в этом толк. Нам ее развивать, переделывать и совершенствовать. И никто, кроме нас, ничего лучше не сделает.
- А каким вам видится бильярдный стол, скажем, через 20 лет?
- Чтобы понять, каким стол будет через 20-30 лет, надо понять, каким он был 50-100 и больше лет назад. Мы ведь ничего не знаем о том, каким он был раньше. Мы пытаемся по буквам Лемана изучить, каким был тогда стол, разобрать его по чертежам – и не получается. Шары 68-миллиметровые появились впервые в 1995 году – до этого играли 72-миллиметровыми. Либо костяными – но они, во-первых, были очень дорогие а, во-вторых, шар становился с годами овальным и его стачивали до 70 миллиметров. Поэтому вместо костяных шаров использовались деревянные пальмовые. Может быть стоит уменьшить шары до 65 мм, а лузы немного увеличить. Ведь почему на русском столе такие строгие лузы? Это ведь все от тех, «коммерческих» времен, все вышло из игры на деньги – зажать, зажать лузы, чтобы мне какой-нибудь дурак с дуру не положил. К бильярду это не имеет никакого отношения.
Вот Локтев всегда пытался что-то придумать, и придумал цветные шары, более того, добился, чтобы Saluc сделал ему пробную партию цветных шаров – а ведь это очень непросто, там с партиями меньше, чем на полмиллиона долларов связываться не хотят.
Так что, я вижу, что через 30-50 лет на русском столе будут цветные шары уменьшенных размеров, более сильный раскат…Игра будет более зрелищной. Бильярд изменится только тогда, когда в него придут большие деньги. Но федерация этого делать не станет. Там застой. Спокойное сытое существование и никаких стимулов куда-то двигаться. И все-таки развитие бильярда будет, я в этом уверен.
Интервью провел -
Дмитрий Ляховский
На вид Манюгин – прост, как обычный ремесленник. Но как мастеровой Древней Греции, он обладает необычным талантом: превращать в материальное фантазии и идеи. К тому же, этот человек - еще и ходячий сборник афоризмов, он бесконечно сыплет шикарными фразами, отнюдь не стремясь к красивостям. Сложнее всего было определиться с заголовком — так много стоящих фраз произнес Александр за день, пока мы с ним общались. А говорили мы на самые разные темы, совсем подчас далекие от бильярда. Впрочем, так сказать нельзя, потому что все в мире Манюгина, в образе его мыслей крутится вокруг бильярда, резонирует с бильрдом. Даже преодолевая земное притяжение, он начинает размышлять о бильярде в космосе: у него уже готов дизайн стола для первых поселенцев Марса. Но то, что он хочет воплотить еще раньше, — запустить в массовое производство стол для инвалидов-колясочников. Уникальная конструкция этого низкого стола для колясочников с механизмами, позволяющими поднимать и опускать уровень стола, уже разработана и запатентована. Это может быть использовано в реабилитационных центрах. «То, что задумано — надо сделать», - убежден Александр Манюгин.