Александр Манюгин: Поведение шара непредсказуемо, как поведение ребенка

  •  
  • 01 декабря 2010 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Александр Манюгин: Поведение шара непредсказуемо, как поведение ребенка

Мастеровой, обладающий бесконечными, видимо, невозможными умениями, техниками изготовления самых эффективных игровых столов, на самой заре своей творческой карьеры получил достаточно жесткое предупреждение от одного из своих учителей: «Саша, ты величайший мастер. Но если я скажу, что ты «дерьмо», тебе трудно будет отмыться», - так когда-то сказал Георгий Митасов Александру Манюгину, с которым накануне пообщался «Бильярд Спорт».

- Что такое, вообще, по вашему, бильярдный стол, и чем ваши столы отличаются от других?
- О столах можно говорить бесконечно. Рамы, плиты, борта. Лузы – это, вообще такая тема, на которую никакой диссертации не хватит.
Главное отличие моих столов от всех остальных – это очень жесткая рама из металлоконструкции, имеющая жесткое болтовое соединение. Мои столы имеют 200 лет гарантии, выдерживают пожары, наводнения.

Плиты – раньше были только итальянские, но сейчас Китай серьезно подтянулся по качеству, и уже зачастую китайские лучше. Китайцы научились правильно обрабатывать сланец – мы берем и довольны качеством. Тем более китайские плиты всегда можно, в случае чего, заменить, а итальянские – нет.

Борта – на хорошем столе должны быть предельно жесткими и не болтаться. Мы применяем борта, переклеенные по особой технологии. Впечатление такое, что они приварены к столу.
Резина – до сих пор идут споры, под каким углом ее ставить. Федерация говорит, что под углом 7 градусов, профессиональные игроки считают, что резину нужно ставить как можно круче. Я всегда прислушиваюсь к мнению игроков.

Луза – тут все имеет значение: ширина, форма запиловки. Ведь как часто бывает – играешь правильно, а луза шар не принимает, либо шар отскакивает от скобы. У нас на последних моделях столов стоит скоба новой конструкции – совместили все лучшее, что есть в снукере, пуле, русском бильярде. Отливаем на Тульском оружейном заводе.

Сукно кладем по желанию заказчика – либо 760-е (Simonic 760) либо 860-е. Можно, в принципе, и 920-е, но тогда шары будут бегать как зайцы по поляне.

В настоящее время у меня небольшая мастерская, где помещается всего два стола. В год делаем 10-15 столов. Раму из металлоконструкции я придумал делать ещё в 1991 году, тогда же и подал заявку на патент. Признали изобретением, и это было первое изобретение в русском бильярде за все 300 лет его развития.

Работал одно время вместе с Сергеем Локтевым, он когда увидел мою металлоконструкцию, купил под ее производство целый завод в Кемерово. Выпускали столы в огромном количестве – один стол в день. Столы развозили по всей стране, и все были очень довольны. МПЛРБ (международная профессиональная лига русского бильярда) проводила на них все свои турниры. Игроки были очень довольны. Говорили – куда бы мы ни приехали, в какой город – везде столы одинаковые, раскат и поведение стола везде одно и то же. Кроме того, в бортах на локтевских столах были супинаторы – металлические пластины, придающие ему дополнительную жесткость. Этого никто больше в стране не делал. Локтев начал, сейчас я продолжаю. На таких столах ведь играть ещё приятнее – шар с какой скоростью пришел к борту, практически с такой же и уходит.

- Вы упомянули о пожаре. Что это было?
- Два года назад сгорела мастерская. Слава Богу, никто не погиб, пятерых женщин вынесли из окон на простынях. После этого я пошел в церковь… Сгорело все, даже отвертки не осталось, только стол один и уцелел.

До этого был пожар в Пушкино. Все сгорело, обрушилась крыша – а столы остались.

Единственное, чем не испытывали мои столы – это землетрясением, но и в этом случае, наверное, все будет нормально (смеется).

- А что вы можете сказать о продукции конкурентов – фабрики «Старт», «Игра», «Руптур», «Динарис», «Буффало», других?
- С «Игрой» мы не конкуренты. Я им передал всю информацию по конструкции СС-20, и везде числюсь как ее автор, так что сотрудничаем. По поводу других производителей могу сказать только то, что я себя позиционирую как мастера, который делает то, что никто не делает.

Раму из металла – никто не делает, жесткие правильные борта – тоже никто. Лузу, так как я - никто не запиливает. Никто, кроме меня, не запиливает лузу согласно понятиям игроков.

Я часто задаю провокационный вопрос – «Есть ли в Москве игровые столы?». Профессионалы, те, кто понимает, улыбнутся и ответят, что нет.

И я всегда сделаю стол лучше, чем кто-либо, и мою работу примет любой, самый капризный игрок.

Мастерства я достиг благодаря тому, что в свое время попал в бильярдную сада Баумана. Там собирались все профессионалы, под требования которых я и делал столы – Ашот Потикян, Владимир Левитин, Владимир Симонич, Георгий Митасов. Вот именно они и указывали направление, по которому надо идти.

Так что, у меня нет конкурентов – ведь у всех поток, вручную никто столы не делает.

- Почему вы рекомендуете комплектовать свои столы киями Андрея Секачева?
- Скажу коротко: потому что, если есть достойный стол, то и кием на нем нужно играть достойным.

- Мы беседуем во время турнира памяти Владимира Генералова. Какие у вас с ним были отношения?
- С Володей мы дружили, очень много беседовали, иногда «зависали» часами на телефоне. Его называли «Теоретик» - такое глубокое проникновение в суть вопроса не многим дано. Во многом мои успехи достигнуты благодаря его подсказкам. С Генераловым мы много говорили о том, каким должен быть идеальный бильярдный стол – именно к этому – созданию идеального бильярдного стола я и стремлюсь. Володя Левитин первым придумал поставить на русский бильярдный стол снукерную резину, и Генералов тоже считал, что нужно на русский бильярд ставить только ее.

- Владимир Левитин известен тем, что умеет очень дорого продавать свою продукцию различным олигархам. А за какую максимальную цену вам удалось продать свой стол?
- Как-то несколько лет назад мы сделали стол в мраморе, продали где-то за 40-45 тысяч долларов, точно уже не помню. А, вообще, мои столы продаются за 1-1,5 миллиона рублей. Хороший бильярдный стол должен стоить как хороший автомобиль.

- Какие у вас ассоциации с игрой в бильярд?
Я вот как-то задумался над таким вопросом: какая самая любимая игра у человечества? Больше всего люди любят играть в шары. Футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, водное поло, теннис, бильярд… Шар – самая непредсказуемая и самая магическая форма. Планета имеет форму шара, капля воды… Поведение шара непредсказуемо, как поведение ребенка. Вот этим шар, наверное, и интересен. Более того, люди любят смотреть, как другие играют в шары. Когда Женя Сталев выполняет удар, и далеко не все даже понимают, что он хочет, и вдруг шар идет по какой-то невообразимой дуге и его затягивает в лузу – все встают и аплодируют. И я вставал, и аплодировал. Потому что исполнить такое – это талант.

А много ли мы знаем слов с приставкой «русский»? Русская баня, русская водка, русский народ, русская идея, русские дороги. Русский бильярд — только наша игра. Только мы знаем в этом толк. Нам ее развивать, переделывать и совершенствовать. И никто, кроме нас, ничего лучше не сделает.

- А каким вам видится бильярдный стол, скажем, через 20 лет?
- Чтобы понять, каким стол будет через 20-30 лет, надо понять, каким он был 50-100 и больше лет назад. Мы ведь ничего не знаем о том, каким он был раньше. Мы пытаемся по буквам Лемана изучить, каким был тогда стол, разобрать его по чертежам – и не получается. Шары 68-миллиметровые появились впервые в 1995 году – до этого играли 72-миллиметровыми. Либо костяными – но они, во-первых, были очень дорогие а, во-вторых, шар становился с годами овальным и его стачивали до 70 миллиметров. Поэтому вместо костяных шаров использовались деревянные пальмовые. Может быть стоит уменьшить шары до 65 мм, а лузы немного увеличить. Ведь почему на русском столе такие строгие лузы? Это ведь все от тех, «коммерческих» времен, все вышло из игры на деньги – зажать, зажать лузы, чтобы мне какой-нибудь дурак с дуру не положил. К бильярду это не имеет никакого отношения.

Вот Локтев всегда пытался что-то придумать, и придумал цветные шары, более того, добился, чтобы Saluc сделал ему пробную партию цветных шаров – а ведь это очень непросто, там с партиями меньше, чем на полмиллиона долларов связываться не хотят.

Так что, я вижу, что через 30-50 лет на русском столе будут цветные шары уменьшенных размеров, более сильный раскат…Игра будет более зрелищной. Бильярд изменится только тогда, когда в него придут большие деньги. Но федерация этого делать не станет. Там застой. Спокойное сытое существование и никаких стимулов куда-то двигаться. И все-таки развитие бильярда будет, я в этом уверен.

Интервью провел -

Дмитрий Ляховский

На вид Манюгин – прост, как обычный ремесленник. Но как мастеровой Древней Греции,  он обладает необычным талантом: превращать в материальное фантазии и идеи. К тому же, этот человек - еще и ходячий сборник афоризмов, он бесконечно сыплет шикарными фразами, отнюдь не стремясь к красивостям. Сложнее всего было определиться с заголовком — так много стоящих фраз произнес Александр за день, пока мы с ним общались. А говорили мы на самые разные темы, совсем подчас далекие от бильярда. Впрочем, так сказать нельзя, потому что все в мире Манюгина, в образе его мыслей крутится вокруг бильярда, резонирует с бильрдом. Даже преодолевая земное притяжение, он начинает размышлять о бильярде в космосе: у него уже готов дизайн стола для первых поселенцев Марса. Но то, что он хочет воплотить еще раньше, — запустить в массовое производство стол для инвалидов-колясочников. Уникальная конструкция этого низкого стола для колясочников с механизмами, позволяющими поднимать и опускать уровень стола, уже разработана и запатентована. Это может быть использовано в реабилитационных центрах. «То, что задумано — надо сделать», - убежден Александр Манюгин.

Смотрите фоторепортаж

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 2 | прокомментировать
Просмотров: 885

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter