Предлагаю вниманию читателей сайта интервью со знаменитым петербуржцем Александром Розенбаумом на тему русского бильярда, сокращенная версия которого была опубликована в № 6 (122) журнала «Покати шаром!». Беседовал c Александром Яковлевичем председатель совета Лиги любителей бильярда Михаил Горба.
Нас должно быть двое, чтобы открыть истину: один - чтобы изречь ее, другой - чтобы ее постичь.
Джебран Халиль Джебран
26 мая 2011 года. Уютный рабочий кабинет Александра Яковлевича Розенбаума, певца, композитора, поэта, актёра, писателя, народного артиста РФ. И, вдобавок, - замечательного собеседника. Более получаса времени из сверхнапряженного творческого графика знаменитого петербуржца, любезно отведенного для беседы со мной в роли спецкора сайта www.llb.su и журнала «Покати шаром!». И, конечно же, благодарная для нас обоих тема - русский бильярд. Наши философские изыскания довольно быстро привели нас к простой, но одновременно подкупающей своей глубиной мысли, что никакого другого занятия для настоящих мужчин лучше нет!
Если серьезно, то мое блиц-интервью плавно и незаметно переросло в доверительную беседу двух бильярдных гурманов, которая, не скрою, доставила мне истинное удовольствие. И позволила очередной раз испытать законную гордость от осознания того, какому увлекательному и благородному занятию посвящен мой ежедневный досуг. Когда без перерыва, год за годом, играешь в бильярд и погружаешься в массу связанных с ним задач и проблем, несколько теряется острота восприятия. Поэтому такие весьма редкие и долгожданные встречи, выражаясь музыкальным языком, позволяют освежить в памяти до боли знакомую, звучащую внутри тебя увертюру, и уловить в ней новые, неожиданные нотки. Уж простите за подобную метафору.
Итак, преодолев легкое, вполне понятное волнение, включаю свой диктофон.
- Александр Яковлевич, большое спасибо от всех любителей русского бильярда за предоставленную возможность пообщаться с Вами! Мой сегодняшний визит – своего рода миссия, призванная, опираясь на Ваш авторитет, убедить людей, далеких от этой замечательной игры, в том, что бильярд – вовсе не легкомысленное и в чем-то предосудительное увлечение, а серьезное занятие, достойное массового внимания и преданности любимому делу. А также – избавление от стереотипов, созданных благодаря ряду кинематографических образов.
- Да уж. Для некоторых махровых обывателей Розенбаум тоже до сих пор – сплошной гоп-стоп!
- Наверняка ваш бильярдный опыт вбирает в себя не один десяток лет. А сохранились ли воспоминания о том, когда и при каких обстоятельствах довелось впервые взять в руки кий?
- Прекрасно помню. Моя бабушка работала корректором в редакции газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», располагавшейся, как и типография Лен ВО, в стенах Петропавловской крепости. А господа офицеры – они частенько играли в бильярд. Особенно военные журналисты, которые служили несколько иначе, нежели ракетчики или летчики, и у которых было больше свободного времени. В этой редакции стоял русский стол, уцелевший еще с царских времен. Тогда у меня было ощущение, что он был полный, а точнее - трижды полный. И все потому, что в то время мне было лет десять, может поменьше. Вот в этом-то возрасте господа офицеры и научили меня игре на бильярде.
- Какой при этом у вас был рост?
- Небольшой, где-то метр двадцать. Хотя для своего возраста я не был маленьким. Мне абсолютно не запомнились мои первые попытки попасть шаром по шару, ударить по ним кием. Никаких серьезных игр на том столе для меня быть и не могло. Но я совершенно точно помню, что шары казались мне огромными, а стол - необъятно большим.
- А первые общаковые кии были нормальными, работоспособными? Ведь в то время встречались палки даже без наклеек. Мне самому доводилось играть таковыми в юности.
- Конечно же, я не помню, какими были наклейки. Я просто восстанавливаю хронологию своего знакомства с бильярдом (улыбается). Но я много раз видел, как играют другие, и частенько ради этого пропадал в бильярдной. А сам толком играть в то время еще не мог. Это просто физически было невозможно.
А потом мы со своим одноклассником стали резаться в бильярд с маленькими, знаете, такими железными шариками. Мы устраивали всевозможные чемпионаты, придумывали команды, и играли между собой очень много. Свои первые навыки я получил именно на этом детском бильярде. По крайней мере, на нем можно было освоить самые азы и точно понять, что такое резка, механика отскока шаров после соударения и т.д.
- А стол стоял дома?
- Да, дома конечно, у Сашки Дмитриева. Этот бильярдик потом перекочевал и ко мне. По-моему, мы носили его из дома в дом. То у меня чемпионат проведем, то у него.
- Кстати, вопрос о возрасте - дискуссионный. Благо, я с этим частенько соприкасаюсь. Например, лет шесть назад всех в Питере удивил своей техникой юноша из Кингисеппа Никита Володин, при своем невысоком росте находивший способ побеждать более опытных соперников. В частности, умело пользоваться тещей. Он уже лет в 10-11 появился в любительских турнирах и «причесал» не одного взрослого дядю. Тогда это выглядел как сенсация. А сейчас у целого ряда тренеров, в частности, у Ирины Горбатой, есть ученики в возрасте 7-8 лет. На сегодня мы пришли к пониманию, что школьникам младших классов и дошколятам начинать надо с пула. Т.к. он больше подходит детям и по габаритам, и по моторике, и с точки зрения эстетического восприятия. А что Вы об этом думаете?
- Я думаю, на детском бильярде наподобие наших железных шариков из детства можно начинать и в таком возрасте. А можно начинать и с пяти лет, и с трех! Я не шучу. В этот бильярд можно начинать с любого возраста. Потому что речь надо вести не об игре, а о понимании геометрии. Куда покатились шары - направо, налево, прямо, или по другой траектории. Ведь достаточно поставить на стол два шара и взять в руку киек - и все понятно. Сегодня что хорошо: появилось много новых бильярдных, чего не было в 60-х годах. В то время бильярды были либо в воинских частях, где играли (никого не хочу обижать), скажем так – приличные люди, либо в Домах офицеров, либо в центральных парках культуры и отдыха. Там где-то, на каких-то затертых столах там рубились конкретные люди на конкретные деньги. Все! Людям играть было особо негде, поэтому они бильярда толком и не знали. Какие там пулы, о чем говорить! Этих столов вообще не было. Потому что ни Федерации, ничего тогда ведь тоже не было! Вот и все! Словом, я познакомился с бильярдом только потому, что я был внуком своей бабушки, которая работала в военной редакции. И случай помог.
- Да, когда-то для русского бильярда были суровые времена! А можно сказать, что с этого времени история взаимоотношений с бильярдом не прерывается?
- Можно! Абсолютно не прерывается! Я обожаю эту игру и остаюсь верен ей до сих пор! Если оценивать мой спортивный уровень, то скажу так: я средний любитель. Ведь в отличие от Андрюши (Макаревича- прим. авт.), у которого дома стоит стол, у меня в личном пользовании бильярда нет, да и времени тоже! Но если бы у меня была возможность, я бы играл каждый день! Считаю, что я нормально играю, нор-маль-но! А при регулярных занятиях, я бы наверняка поднялся до стадии очень хорошего любителя - слабого профессионала, я бы так сказал. Просто времени нет.
Не хочу обидеть женщин, которые сегодня замечательно играют в бильярд. Но когда я с ним познакомился - их вообще не было рядом с бильярдным столом. Поэтому для меня игра в бильярд – это воплощение брутального начала. Это игра офицеров. Это игра мужиков. Это колоссальная игра (я сейчас о спорте даже не говорю), это…, это замечательный отдых после работы. Это…это безумное удовольствие для меня! Да! Для меня это просто безумное удовольствие. Я могу сыграть подряд четыре-пять-шесть партий. В конечном счете, устаю, но при этом я себя всегда прекрасно чувствую!
- Вы никогда не брали уроки ни у кого из тренеров?
- Нет, постоянно, чтобы это было на регулярной основе, ни у кого.
- А чтобы лучше понять тонкости бильярда, развить свою технику?
- Ну конечно же, я советовался с некоторыми сильными игроками, пробовал перенимать у них секреты мастерства.
- Фамилии не помните?
- Нет, не помню.
- Это наши, питерские?
- Как правило, нет. Я что, знаю чемпиона Днепропетровска, с которым я играл? Ашота Потикяна помню, некоторых московских. Я же езжу по стране, и при первой возможности везде играю. А бильярдных клубов по всей стране сейчас очень много, колоссальное количество! В любом городе, когда у меня есть свободное время, я говорю организаторам: ну давайте, найдите мне бильярдную! Мне обычно закрывают зал, чтобы никто там не действовал на нервы. Я после концерта (потому что выходных тоже мало) люблю «порелаксировать». Бывает так, что я останавливаюсь в гостиницах, где очень хорошие столы. Там тоже обязательно всегда играю! К сожалению, у меня в коллективе сильного партнера нет (и даже среднего). Поэтому их всегда приходится обыгрывать, но я тренируюсь, по крайней мере, на гастролях, в любое свободное удобное время.
- Т.е. овладение секретами бильярда происходит в основном во время игры с сильными соперниками?
- Да! Регулярно на занятия я никогда не ходил, специально никого не нанимал, уроков не брал.
Хотя еще раз говорю: я охотно бы этим занялся. Будь у меня свободное время – с удовольствием возьму учителя, и чтобы он со мной месяцок позанимался!
- Я понимаю - у Вас такой плотный график!
- Нереально! Сколько наши в Питере ребята зовут, чтобы я приходил! Клубы у нас замечательные. Некогда просто!
- Понятно, что речь может идти о русском бильярде, и только! А в какую разновидность игры Вам больше всего нравится играть?
- Чаще всего мы играем обычную «американку». А если удается сыграть так называемую «московскую» пирамиду, то это тоже здорово! Она конечно поосмысленнее, но занимает больше времени. А тут приедешь после концерта – хочется побыстрее сыграть с одним, другим, третьим. Все хотят покатать шары. Поэтому - быстрая «американочка», которую катаешь в свое удовольствие– и все!
- А ведь наверняка бывают сборные концерты, совпадения в гастрольных графиках?
- Да, у нас большое количество хороших ребят. Могу назвать некоторых из них. Сразу оговорюсь: я и проигрывал, и выигрывал у всех, о ком сейчас расскажу, и кто, безусловно, сильные игроки. Начну с покойного ныне Гриши Горина. Он замечательно играл в бильярд… (вздохнул)
А с кем сейчас из игроков встречаемся? Ну, мне, удается с ними играть плюс-минус – балансом по партиям. Если и проигрываю, то немного. Обыгрывал тоже! Слава Говорухин, мой любимый спаррингер, рассказал фразу, которая принадлежит хоть и не ему, но я ее обожаю: «Очень хороший удар! Замечательный удар!.. Но не денежный!..». Это из старшего поколения. Марик Рудинштейн.(Говорухин с Рудинштейном на «Кинотавре» всю дорогу режутся)... Ну а из моих…Андрюшка Макаревич, конечно Леня Ярмольник, Леня Якубович, Саша Малинин. Много! Коля Расторгуев. Это все так сказать игроки нашего круга. Серьезные все ребята.
- Совпадений с интервью Андрея Макаревича много! Он называл среди активных спарринг-партнеров также Леонида Агутина, Валерия Сюткина.
- Леонид. Валера. Конечно же!
- Они все в основном, вроде бы, «шпилят» в московском клубе «Кино»?
- Ну да. Мы все «шпилим», когда встречаемся и когда у нас есть время. А это очень редко бывает, к сожалению! Великому…
- Играете больше для души? В официальных VIP-овских турнирах не доводилось участвовать?
- Нет, в турнирах никогда не был замечен.
- А какую-то мотивацию все равно, наверное, добавляете? Я имею в виду хотя-бы минимальную ставочку?
- Иногда делаем. Обязательно. А иногда, когда мы играем между собой, нам и мотивация не нужна! Мы же все упертые! Ни Макар, ни я, ни Агутин, ни Леня Ярмольник не любим проигрывать. Все – лидеры! Мы все хотим всегда побеждать. Не умеем. Т.е. умеем, но не любим проигрывать.
- Ну а если более широко посмотреть, с позиции той аудитории, которая еще не соприкасалась с бильярдом. Как Вам кажется, какие свойства помогает выработать бильярд, особенно молодым ребятам?
- Настойчивость. Терпеливость. Со временем ты понимаешь, что горячность не есть лучшее качество человека. Осмотрительность. Такие очень жизненные качества, которые нужны человеку в повседневной жизни. Потому что ДА, хочется вынуть шашку и всех рубать. Но ты понимаешь, что «слепая» игра –то же самое, что ставить шар в лузу на подставу. Вот и все. Как не сделать подставки в жизни? Надо быть осмотрительным, надо быть аккуратным. А как побеждать? Иногда рисковать. Т.е. все качества человеческие – они на бильярд очень хорошо проецируются.
- Так вот вроде незаметно и получается, что все перечисленные качества прежде всего присущи мужчинам. Хотя сейчас появляется все больше бизнес-леди.
- Нет, все же это более мужское начало. Понимаешь, ногу на бильярд завалить и не воспользоваться «тещей» – это красиво! Я не люблю играть с «тещей».
- А левой рукой не играете? Вы правша?
- Да, я правша. Я могу «копьем» доставать нужного шара. Или очень спокойно закинуться и вытянуться в свои почти 60 лет. А вот с двух рук играть не могу. Тещей пользуюсь только от безвыходки, когда не могу дотянуться. Я спортивный человек, и если могу дотянуться, то лучше дотянусь! Мне это интересно. А женщина…Ей, понимаешь, несподручно дотягиваться в юбке! (улыбается)
- А сейчас, кстати, наши главные женские «звездочки» женского бильярда, прежде всего Диана Миронова, та же Оля Милованова, как раз тяготеют к атакующему, мужскому бильярду. Хотя многие девочки все-же демонстрируют более прагматичный бильярд с многочисленными отыгрышами и меньшей серийностью.
- Не могу не задать вопрос относительно Вашего бильярдного «инструмента». Кстати, Вы разделяете такое иносказательное название игрового кия - символа важности и индивидуальности для каждого игрока?
- Да, конечно. У меня есть в наличие несколько «инструментов» хорошего качества. Хотя, если честно, я с собой на гастроли кий не вожу. Вот Гришка Лепс, тот иногда возит свой кий, Андрюшка Макаревич на гастроли выезжает. А я нет. Мне хватает музыкальных инструментов.
- А дома?
- Как я уже сказал, у меня дома нет стола. Есть несколько дареных киев, все мастеровые, естественно. Есть даже один «чемодановский». А также один футляр, который мне сделали вместе с кием. Если я с ним приду в бильярдную, народ тут с ума сойдет. А мне надо будет обязательно выигрывать с таким футляром (смеется).
- Ну, это уже не кий, а целая шашка!
- Ой, ну классная кожа, с тиснением «Розенбаум», все дела! Чуть ли не Герб России. Смерть, какой убойный. Но мастера не помню.
- Напоследок – два коротеньких вопроса. Мне у Лепса очень нравится песня «Гимн Бильярда». Не слышали?
- Нет.
- Действительно, он ее очень редко исполняет. А мы ее частенько проигрываем «по случаю». У Билли Новака есть интересная песня про каталу. А в Вашем творчестве никогда не звучала тема бильярда?
- У меня есть одна из старых песен, еще с первой моей кассеты:
«Я много пил и знал красивых женщин,
И через шар бил в середину от борта,
И не жалел Вас. Больше или меньше…
Какая разница - ведь в том и красота!
……………………………………………………………
Червончики, мои червончики…»
Это моя песня, и в ней упомянут фантастический какой-то удар. Когда я это написал – мне так понравилось! А потом я себе представил: «…и через шар бил в середину от борта…». Это колоссальная история! Дуплет через шар! Это такой должен быть мастер! Я такого не встречал! Но звучит красиво! (смеется)
- От себя лично и от всех любителей бильярда хочу пожелать Вам новых творческих достижений, неиссякаемой энергии, большого человеческого счастья, удачи во всех делах и начинаниях, и сказать, что мы абсолютно не расстроимся, если Вас снова посетит вдохновение на написание строк о любимой всеми нами игре. Ведь все это способствует дальнейшему развитию Его Величества Бильярда! Ну и в заключении, какие пожелания от себя и взрослым игрокам, и начинающим бильярдистам Вы хотели бы высказать?
- Играйте почаще, и любите бильярд! Вот и все!
Санкт-Петербург
ДК им. Кирова
Розенбаум Александр
Червончики
Я возвращался поздно лунной ночью,
Бродяга-ветер фонари качал,
И чтобы путь мой был чуть-чуть короче,
Я эту песню звездам напевал:
Червончики, мои червончики,
Милые, хорошие мои.
Вы мне - верные друзья,
С вами я и сыт, и пьян,
Милые червончики мои.
Я много пил и знал красивых женщин,
И через шар бил в середину от борта,
И не жалел вас. Больше или меньше...
Какая разница - ведь в том и красота!
Я, как жену, порой ласкал удачу,
И плеть обид меня хлестала по спине,
Но я был весел - ну а как иначе,
Когда карман всегда оттягивали мне
Не раз судьба натягивала вожжи,
Я видел смерть, я видел мушку на стволе. (*)
Но не давали вы меня стреножить,
Всегда стояли ноги твердо на земле.
Вас часто нет, друзья мои шальные,
Но верю я - не жить вам без меня.
И вновь настанут денечки золотые,
Денечки, полные задора и огня.
Набран и выверен по книге "Белая птица удачи" FatMan'ом.