Правила игры в снукер
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В СНУКЕР (ОДОБРЕНЫ IBSF и WPBSA)
ЧАСТЬ 1. ОБОРУДОВАНИЕ
Размеры указаны в футах и дюймах (в круглых скобках – размеры, округленные до миллиметра).
1. Стандартный стол
Размеры
a) Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 3569мм на 1778мм с допуском по обоим измерениям ±13мм.
Высота
b) Высота стола от пола до верхней кромки поручня должна быть в пределах от 851 до 876 мм.
Лузы
c) (i) Лузы должны быть расположены в углах (2 у верхней точки – дальние лузы и 2 в районе балки – ближние лузы) и по одной в середине длинных бортов (средние лузы).
(ii) Растворы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Мировой Ассоциацией профессионального Карамболя и Снукера (WPBSA).
Балка и линия балки
d) Прямая линия, проведенная в 737 мм от ближнего борта параллельно ему, называется линией балки и ограничивает пространство балки.
Сектор
e) Сектор – это расположенный в балке полукруг с центром посередине линии балки и радиусом 292 мм.
Точки
f) Четыре точки отмечаются на центральной продольной линии стола:
(i) Особая точка (известная как точка черного) в 324 мм от дальнего борта.
(ii) Центральная точка (точка синего), расположенная посередине между ближним и дальним бортами.
(iii) Точка пирамиды (точка розового), расположенная посередине между центральной точкой и дальним бортом.
(iv) Середина линии балки (точка коричневого).
Две другие используемые точки расположены в углах сектора. Если смотреть со стороны ближнего борта, то точка справа будет точкой желтого, а точка слева – зеленого.
2. Шары
Шары должны быть изготовлены из материала, одобренного Ассоциацией, и иметь диаметр 52,5 мм (с допуском ±0,05 мм), и
a) они должны быть одинаковой массы (с допуском в 3 г);
b) шар или набор шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.
Стоимость шаров следующая:
Красный – 1 очко;
Желтый – 2 очка;
Зеленый – 3 очка;
Коричневый – 4 очка;
Синий – 5 очков;
Розовый – 6 очков и
Черный – 7 очков.
3. Кий
Кий не должен быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционной и общепринятой формы и вида.
4. Вспомогательное оборудование
Различные подставки для кия, длинные кии, удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями, при выполнении удара.
Можно использовать оборудование, обычно находящее у стола, а также оборудование, предоставленное другим игроком или судьей (см. также правило 18 части 3). Все удлинители, адаптеры и другие устройства должны иметь дизайн, одобренный Ассоциацией (WPBSA).
ЧАСТЬ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Фрейм
Фрейм в снукере начинается после того, как сделан начальный удар (при всех установленных согласно правилу 2 части 3 шарах), и завершается:
a) уступкой любым игроком в свою очередь;
b) по требованию бьющего, когда на столе остается только черный шар и разница в счете более семи очков в его пользу;
c) окончательным сыгрыванием или фолом, когда остается только черный шар; или
d) присуждением судьей согласно правилу 14c) части 3 или правилу 2 части 4.
2. Игра
Игра состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества фреймов.
3. Матч
Матч состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества игр.
4. Шары
a) Белый шар является битком.
b) 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.
5. Бьющий
Играющий или собирающийся играть человек является бьющим и остается таковым, пока судья не решит, что игрок отошел от стола в конце своей очереди игры.
6. Удар
a) Удар сделан, когда бьющий ударил биток наклейкой кия.
b) Удар считается правильным, если не совершено никаких нарушений Правил.
c) Удар не закончен, пока все шары не остановились.
d) Удар может быть сделан прямо или от борта, а именно:
(i) удар прямой, когда биток наносит удар по прицельному шару без первого попадания в борт;
(ii) удар от борта, когда биток попадает в один или более бортов перед нанесением удара по прицельному шару.
7. Сыгрывание
Прицельный шар считается сыгранным, если после контакта с другим шаром и без каких-либо нарушений этих Правил попадает в лузу. А этот процесс называется сыгрыванием.
8. Серия
Серия – множество сыгрываний последовательными ударами (с кия), сделанными игроком в одну из очередей в течение фрейма.
9. Игра с руки
a) Биток играется с руки:
(i) перед началом каждого фрейма;
(ii) когда он попал в лузу; или
(iii) когда его выбили со стола.
b) Он остается в этом состоянии, пока:
(i) он не будет сыгран с руки правильно; или
(ii) не будет совершен фол в то время, когда биток уже находится на столе.
c) Считают, что бьющий играет с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.
10. Шар в игре
a) Биток находится в игре, когда не играется с руки.
b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут забиты в лузу или выбиты со стола.
c) Цветные снова входят в игру, когда выставляются.
11. Очередной шар
Любой шар, по которому по правилам можно играть первым касанием битка или по которому нельзя играть таким образом, но который можно сыгрывать, считается очередным.
12. Заказанный шар
a) Заказанный шар – это прицельный шар, который бьющий объявляет или обозначает удовлетворяющим судью способом и по которому он ручается сыграть первым касанием битка.
b) По требованию судьи бьющий должен объявить, по какому шару он собирается играть.
13. Свободный шар
Свободный шар – это шар, который бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола (см. правило 10 части 3).
14. Выбить со стола
Шар выбит со стола, если он остановился не на игровой поверхности стола или не в лузе или если его поднял бьющий, пока шар находился в игре, за исключением случая, предусмотренного правилом 14(h) части 3.
15. Фол
Фолом считается любое нарушение этих Правил.
16. Снукер
Биток находится в снукере (замаскирован), если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами.
Если можно без помехи со стороны неочередных шаров попасть в оба края хотя бы одного очередного шара, то биток не находится в снукере.
a) При игре с руки биток находится в снукере, если он замаскирован вышеописанным образом со всех возможных позиций внутри сектора или на его линии.
b) Если биток замаскирован более чем одним неочередным шаром, то
(i) ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром, а
(ii) в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.
c) Если очередным шаром является красный и на столе есть красные, замаскированные разными неочередными шарами, то нет эффективно маскирующего шара.
d) Бьющий находится в снукере, когда биток – в снукере, как описано выше.
e) Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку, причем сильнее любого из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.
17. Занятая точка
Точка считается занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания другого шара.
18. Пропих
Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:
a) после того, как биток уже начал свое поступательное движение; или
b) когда биток коснулся прицельного шара; но когда биток и прицельный шар почти касаются, пропих засчитан не будет, если биток попадет в самый край прицельного шара (т.е. на предельной резке).
19. Перескок
Перескок сделан, если биток перелетает над любой частью прицельного шара, независимо от того, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:
a) когда биток сначала попадает в прицельный шар и затем перескакивает другой шар;
b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется за дальней стороной этого шара;
c) когда, после правильного нанесения удара по прицельному шару, биток перепрыгивает этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.
20. Промах по шару
Промах по шару фиксируется, если биток не попадает первым касанием в очередной шар и судья полагает, что бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.
ЧАСТЬ 3. ИГРА
1. Описание
В снукер могут играть два человека или более, команда на команду или каждый за себя. Игра протекает следующим образом:
a) Все игроки используют один и тот же белый шар – биток и 21 прицельный шар: 15 Красных стоимостью по 1 очку и 6 цветных (Желтый стоимостью в 2 очка, Зеленый – 3, Коричневый – 4, Синий – 5, Розовый – 6 и Черный – 7).
b) Результативные удары в свою очередь игроки делают поочередным сыгрыванием красных и цветных, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных по возрастанию их стоимости.
c) Очки, присужденные за результативные удары, прибавляются к счету бьющего.
d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету противника.
е) Используемая в течение фрейма тактика заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы получился снукер для следующего игрока. Если игрок (или сторона) проигрывает больше очков, чем осталось на столе, постановка снукеров в надежде получить очки от фолов становится наиболее важной.
f) Победителем фрейма признается игрок (сторона):
(i) набравший больше очков;
(ii) которому фрейм уступили;
(iii) которому победу присудили по правилу 14c) части 3 или правилу 2 части 4.
g) Победителем игры признается игрок (сторона):
(i) выигравший большее или требуемое число фреймов;
(ii) набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков;
(iii) которому победа присуждена по правилу 2 части 4.
(h) Победителем матча признается игрок (или сторона), выигравший большинство игр или набравший самое большое количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.
2. Позиция шаров
a) В начале каждого фрейма биток играется с руки, а прицельные шары устанавливаются следующим образом:
(i) Красные – в форме плотного равностороннего треугольника, головной шар как можно ближе к розовому, не касаясь его, основание параллельно дальнему борту и ближе к нему;
(ii) Желтый – на правый угол сектора;
(iii) Зеленый – на левый угол сектора;
(iv) Коричневый – на середину линии балки;
(v) Синий – на центральную точку;
(vi) Розовый – на точку пирамиды;
(vii) Черный – на особую точку.
b) После того как фрейм начался, находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе бьющего, и
(i) позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством до поднятия шара для чистки;
(ii) устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока его не очистят и не вернут обратно. Если любой небьющий коснется устройства или сдвинет его, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если оно поднималось.
3. Ход игры
Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению.
a) Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма, если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола.
b) Игроки (стороны), выполняющие начальный удар, должны чередоваться в каждом фрейме в течение игры.
c) Первый игрок играет с руки, фрейм начинается после того, как биток помещен на стол и вступил в контакт поскольку удар сделан, или
(ii) при адресации битка.
d) Чтобы удар считался правильным, не должно произойти ни одного из нарушений, описанных ниже в правиле 12 «Штрафы».
e) Для первого удара каждой очереди, пока все красные не покинули стол, красный или заказанный красным свободный шар является очередным шаром, и засчитывается стоимость каждого сыгранного красного или свободного шара.
f) (i) Если красный или заказанный красным свободный шар сыгран, то тот же игрок выполняет следующий удар и очередным шаром является любой цветной на выбор бьющего; в случае сыгрывания цветной засчитывается и выставляется.
(ii) Серия продолжается поочередным сыгрыванием красных и цветных шаров, пока все красные не покинут стол; и как только это произошло, вслед за последним сыгранным красным должен играться цветной.
(iii) Затем очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания их стоимости согласно правилу 1a) части 3; и когда очередной цветной сыгрывается, тогда он уже не выставляется (кроме случая, предусмотренного ниже в правиле 4) и бьющий играет следующий цветной.
g) Красные не выставляются заново на стол, будучи однажды забитыми в лузу или выбитыми со стола, даже несмотря на то, что игрок может таким образом получить выгоду от фола. Исключения из этого правила предусмотрены в правилах 2b)(ii), 9, 14f), 14(h) и 15 части 3.
(h) Если бьющий не наберет очков или совершит фол, то очередь игры переходит к следующему игроку, который должен выполнять удар оттуда, где остановился биток, или с руки, если биток не на столе.
4. Конец фрейма, игры и матча
a) Когда на столе остался только черный, первый результативный удар или фол заканчивают фрейм, если только не выполняются оба следующие условия:
(i) счет стал равным и
(ii) итоговая сумма очков не учитывается.
b) Когда имеют место оба условия, описанные выше в a):
(i) черный выставляется снова;
(ii) игроки тянут жребий для выбора очередности игры;
(iii) следующий игрок выполняет удар с руки;
(iv) следующий результативный удар или фол завершают фрейм.
c) Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, а результат сторон равен в конце последнего фрейма, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления черного, изложенной выше в b).
5. Игра с руки
Для игры с руки биток должен быть установлен внутри сектора или на его линии; играть можно по любому очередному шару в любом направлении.
a) Судья должен ответить, если его спросит бьющий, должным ли образом помещен биток в сектор.
b) Если наклейка кия коснулась битка при его установке и судья считает, что бьющий не пытался выполнить удар, то биток еще не в игре.
6. Удар по двум шарам одновременно
Нельзя играть битком первым касанием одновременно по двум шарам, отличным от двух красных или от свободного и очередного шаров.
7. Выставление цветных
Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола, должен быть выставлен прежде, чем выполнять следующий удар, пока не начнутся финальные сыгрывания по правилу 3f) части 3.
a) Игрок не несет ответственности за любые ошибки судьи при выставлении какого-либо шара.
b) Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно правилу 3f)(iii) части 3, то после обнаружения ошибки он должен быть убран со стола без штрафа, а игра – продолжена.
c) Если удар сделан при неправильно выставленном шаре или шарах, то они будут считаться выставленными правильно для последующих ударов. Любой цветной, неправомерно отсутствующий на столе, должен быть выставлен:
без штрафа, когда обнаружено его отсутствие из-за предыдущего недосмотра;
(ii) со штрафом, если бьющий сыграл до того, как судья физически мог бы выставить шар.
d) Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята, то его следует поместить на свободную точку шара наибольшей стоимости.
e) Если есть больше одного цветного, которые надо выставить, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости должен иметь приоритет в порядке выставления.
f) Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.
g) В случае выставления розового или черного, если все точки заняты и нет доступного места между соответствующей точкой и самой близкой частью дальнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.
(h) В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.
(i) Выставляемый цветной шар должен быть помещен на обозначенное в этих Правилах место вручную.
8. Соприкасающийся шар
a) Если биток остановился, касаясь другого шара (или шаров), который является или может быть очередным, судья должен объявить Соприкасающийся шар и указать, какого очередного шара (или шаров) касается биток.
b) Когда соприкасающийся шар назван, бьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение; иначе будет зафиксирован пропих.
c) Если бьющий не заставляет соприкасающийся шар двигаться, то штрафа не будет в случае, если:
(i) этот шар очередной;
(ii) этот шар может быть очередным и бьющий объявляет его таковым; или
(iii) этот шар мог бы быть очередным, но бьющий заказывает очередным другой шар и сначала попадает по нему.
d) Если биток остановился, касаясь или почти касаясь шара, который не является очередным, то судья, если его спросят о касании, должен ответить: «Да» или «Нет».
Бьющий должен играть от него, не касаясь, но сначала необходимо попасть в очередной шар.
e) Если биток касается очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только очередной шар как соприкасающийся. Если бьющий спросит судью, касается ли биток также неочередного шара, то он должен ответить.
f) Если судья считает, что любое движение соприкасающегося шара в момент удара не было вызвано действием бьющего, то он не должен объявлять фол.
g) Если позже заметили, что неподвижный прицельный шар, не касающийся битка во время проверки судьей, вошел в контакт с битком прежде, чем удар был сделан, то шары должны быть повторно установлены судьей по своему усмотрению.
9. Шар на краю лузы
a) Если шар падает в лузу без попадания в него другим шаром и он никаким образом не принял бы участие в этом ударе, то его должны поставить обратно и засчитать все набранные очки.
b) Если в результате удара в него мог бы попасть какой-либо вовлеченный в этот удар шар, и это произошло:
(i) без нарушения этих Правил, тогда все шары устанавливаются обратно и тот же бьющий может повторить удар снова или выполнить другой удар по своему усмотрению;
(ii) с совершением фола, тогда нарушитель несет предписанный штраф, все шары выставляются обратно и следующий игрок имеет обычный выбор после фола.
c) Если шар балансирует недолго на краю лузы и затем падает в нее, то следует считать, что он попал в лузу и не выставляется обратно.
10. Снукер после фола
Если после фола биток попал в снукер, судья должен объявить Свободный шар (см. правило 16 части 2).
a) Если следующий игрок в свою очередь решает выполнять удар сам, то
(i) он может заказать любой шар как очередной и
(ii) заказанный шар должен рассматриваться как очередной шар, приобретая его стоимость и статус, за исключением того, что в случае его сыгрывания должен быть выставлен
b) Будет объявлен фол, если биток
(i) не попадет сначала по заказанному шару или по нему одновременно с очередным шаром или
(ii) будет эффективно замаскирован заказанным свободным шаром кроме случая, когда на столе остались только розовый и черный шары.
c) Если свободный шар сыгран, то его выставляют и засчитывают стоимость очередного шара.
d) Если очередной шар сыгран после того, как биток ударил сначала заказанный шар или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.
e) Если сыграны и заказанный, и очередной шары, то засчитывается только очередной шар; но если очередным шаром был красный, то засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.
f) Если требуют у нарушителя играть дальше, то объявление свободного шара аннулируется.
11. Фолы
Если фол совершен, судья должен немедленно объявить Фол.
a) Если бьющий не сделал удар, то его очередь заканчивается немедленно и судья должен объявить штраф.
b) Если удар был сделан, то судья будет ждать до завершения удара перед объявлением штрафа.
c) Если фол не назначен судьей и не потребован небьющим до выполнения следующего удара, то ошибка прощается.
d) Любой неправильно выставленный цветной должен оставаться там, куда помещен; но если он отсутствует на столе, то должен быть правильно выставлен.
e) Все набранные в серии перед фолом очки засчитываются, но бьющий не выигрывает никаких очков за любые забитые в лузу шары при ударе с фолом.
f) Следующий удар выполняется оттуда, где остановился биток, а если он находится вне стола, то играется с руки.
g) Если при выполнении удара совершено больше одного фола, то назначается самый высокий штраф.
(h) Игрок, совершивший фол,
(i) получает штраф, предписанный в правиле 12 ниже, и
(ii) должен выполнять следующий удар, если это потребует следующий игрок.
12. Штрафы
За все фолы налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с a) по d), не указан больший.
Штраф налагается в следующем размере.
a) В размере стоимости очередного шара за:
(i) нанесение удара по битку больше одного раза;
(ii) нанесение удара по битку, когда обе ноги оторваны от пола;
(iii) игру вне очереди;
(iv) игру ненадлежащим образом с руки, включая начальный удар;
(v) промах битком по всем прицельным шарам;
(vi) кладку битка в лузу;
(vii) снукер свободным шаром;
(viii) перескок;
(ix) игру ненормативным кием;
(x) совещание с партнером вопреки правилу 17e) части 3.
b) В размере стоимости очередного шара или затронутого, если он дороже, за:
(i) нанесение удара, когда какой-нибудь шар не остановился;
(ii) нанесение удара до завершения выставления судьей цветного;
iii) кладку неочередного шара в лузу;
(iv) попадание битком первым касанием по неочередному шару;
(v) пропих;
(vi) касание игрового шара, кроме как битка наклейкой кия при выполнении удара;
(vii) выбивание шара со стола.
c) В размере стоимости очередного шара или большей из двух шаров в случае одновременного попадания в них битком, за исключением, когда это два красных или свободный и очередной шары.
d) В размере семи очков, если бьющий:
(i) использует находящийся вне стола шар для любой цели;
(ii) использует любой предмет для измерения промежутков или расстояний;
(iii) играет по красным, включая назначенный красным свободный шар, в последовательных ударах;
(iv) использует любой отличный от белого шар в качестве битка для выполнения любого удара с момента начала фрейма;
(v) ошибается в объявлении заказываемого шара, когда это требует сделать судья;
(vi) после сыгрывания красного или заказанного красным свободного шара совершает фол перед заказом цветного.
13. Играй дальше
Как только игрок потребовал у противника играть дальше после фола, такой запрос не может быть отозван. После требования играть дальше нарушитель имеет право:
a) изменить свои намерения относительно того,
(i) какой удар он будет выполнять и
(ii) по какому очередному шару будет пытаться попасть;
b) получить очки за любой шар или шары, которые он может сыграть.
14. Фол и промах
Бьющий, в меру всех своих способностей, должен прикладывать усилия, чтобы попасть по очередному шару. Если судья посчитает, что Правило нарушено, то он должен объявить Фол и Промах, если только на столе не остался один черный шар или не сложилась ситуация, когда невозможно попасть в очередной шар.
В последнем случае должны считать, что бьющий пытается попасть по очередному шару, но при условии, что он играет прямо или от борта в направлении очередного шара с силой, по мнению судьи достаточной, чтобы из-за маскирующих шаров достичь очередного шара.
a) Как только Фол и Промах объявлены, следующий игрок может по своему усмотрению потребовать у нарушителя играть дальше из оставленной позиции или же из первоначальной позиции; в последнем случае очередной шар должен быть тем же самым, что до последнего выполненного удара, а именно:
(i) любой красный шар, когда очередным шаром был красный;
(ii) цветной, когда на столе не осталось красных;
(iii) цветной на выбор бьющего, когда очередным шаром был цветной после сыгрывания красного.
b) Если при выполнении удара бьющий не попадает первым касанием по очередному шару из позиции, где есть свободный путь по прямой линии от битка до любой части какого-либо шара, который является или может быть очередным, судья должен объявить Фол и Промах, если только кому-либо из игроков не нужны были снукеры до или в результате выполнения удара и судья убежден в непреднамеренности промаха.
c) После объявления Промаха согласно пункту b) выше, когда был свободный путь по прямой от битка до шара, который является или может быть очередным, такой, что лобовое соударение было возможно (в случае красных принимается полный диаметр любого красного, не замаскированного цветными), тогда:
(i) повторная неудача при попадании по очередному шару при выполнении удара с той же самой позиции должна объявляться как Фол и Промах независимо от разницы в счете, и
(ii) если требуют играть снова из первоначальной позиции, нарушитель должен быть предупрежден судьей, что третья неудачная попытка приведет к присуждению победы в этом фрейме противнику.
d) Если после того, как биток был установлен обратно согласно этому Правилу в позицию, где был свободный путь по прямой от битка до любой части очередного шара, бьющий сфолил на любом шаре (включая биток) при подготовке к выполнению удара, то Промах не объявляется, если только удар не был выполнен. В этом случае налагается соответствующий штраф и
(i) следующий игрок может выбирать, выполнять удар самому или потребовать у нарушителя играть дальше из оставленной позиции, или
(ii) следующий игрок может потребовать, чтобы судья восстановил первоначальную позицию и заставил нарушителя играть оттуда снова, и
(iii) если вышеупомянутая ситуация возникает в течение ряда промахов, то любое предупреждение относительно возможного присуждения победы во фрейме его противнику остается в силе.
e) В любой другой позиции Промах по шару должен объявляться по усмотрению судьи.
f) После промаха и требования следующего игрока переставить биток любые сдвинутые прицельные шары должны оставаться на своих местах, если только судья не считает, что из-за этого нарушитель может получить преимущество. В последнем случае любой или все сдвинутые шары могут быть переставлены обратно по усмотрению судьи; но в любом случае, неправомерно отсутствующие на столе цветные должны быть выставлены или перемещены надлежащим образом.
g) Когда любой шар перемещается после промаха, тогда оба игрока консультируются относительно его позиции, после чего судья должен принять окончательное решение.
(h) Если любой игрок в течение такой консультации коснулся какого-либо игрового шара, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Затронутый шар должен быть переставлен судьей при необходимости по своему усмотрению, даже если он поднимался.
(i) Следующий игрок может спросить судью о его намерении переместить отличные от битка шары в случае, если он потребует у соперника выполнить удар из первоначальной позиции, а судья должен сообщить о своих намерениях.
15. Шар, перемещенный небьющим
Если шар, неподвижный или перемещающийся, сдвинут небьющим, он должен быть без штрафа помещен судьей обратно на место, на котором, по его мнению, шар был или где бы он остановился.
a) Это правило должно включать случаи, когда какое-либо событие или не являющийся партнером бьющего человек заставляют бьющего переместить шар.
b) Никто из игроков не может быть оштрафован за любое перемещение шаров судьей.
16. Патовое положение
Если судья полагает, что на столе возникло патовое положение (или ситуация приближается к нему), то он должен предложить игрокам немедленно переиграть фрейм. Если любой игрок возражает, судья должен позволить игре продолжаться с условием, что ситуация должна измениться в пределах заявленного по усмотрению судьи периода (обычно еще после трех ударов каждой стороной). Если ситуация остается в основном неизменной после того, как заявленный период истек, то судья должен аннулировать все очки и повторно установить все шары как для начала фрейма, и:
a) тот же игрок должен выполнять начальный удар;
b) должна быть соблюдена та же очередность игры.
17. Снукер для четверых
a) Каждая сторона должна начинать фреймы поочередно, очередность игры определяется в начале каждого фрейма и после этого должна соблюдаться в течение всего этого фрейма.
b) Игроки могут менять очередность игры в начале каждого фрейма.
c) Если совершен фол и потребовали играть дальше, то совершивший фол игрок выполняет удар снова (даже если фол был сделан при игре вне очереди), а первоначальная очередность игры остается такой, что партнер нарушителя может потерять свою очередь удара.
d) Когда фрейм заканчивается вничью, тогда применяется правило 4 части 3. Если необходимо выставить черный снова, выполняющая первый удар пара имеет право выбора игрока, который будет делать этот удар. Очередность игры должна затем сохраняться как во фрейме.
e) Партнеры могут совещаться в течение фрейма, но
(i) не пока любой из них является бьющим и находится у стола, и
(ii) не после первого удара в очередь бьющего до конца серии.
18. Использование вспомогательного оборудования
Ответственность бьющего – размещать и убирать любое оборудование, которое он может использовать за столом.
a) Бьющий ответственен за любое оборудование, включая (но не ограничиваясь) подставки и удлинители, которое он приносит на стол, не зависимо от того, принадлежит оно ему или заимствовано (кроме как у судьи); он будет оштрафован за любые фолы, сделанные при использовании этого оборудования.
b) За оборудование, которое было предоставлено другой стороной (включая судью) и обычно находящееся у стола, бьющий не несет ответственности. Если это оборудование оказалось дефектным и, таким образом, заставило бьющего коснуться шара или шаров, то фол назначен не будет. Судья при необходимости повторно поместит любые шары в соответствии с правилом 15 этой части и бьющему будет разрешено продолжить серию без штрафа.
19. Интерпретация правил
a) Всюду в этих правилах и определениях слова, подразумевающие мужской род, должны одинаково относиться и включать женский род.
b) Обстоятельства могут требовать регулирования того, как Правила применяются к людям с физическими недостатками. В особенности, например:
(i) правило 12a)(ii) части 3 не может применяться к игрокам в инвалидных креслах;
(ii) игроку, по запросу к судье, должны подсказать цвет шара, если он не способен различать цвета, например, красный и зеленый.
c) Когда судья на игру не назначен, например, в социальной игре, противостоящий игрок (или сторона) с целью соблюдения этих Правил должен исполнять обязанности судьи.
ЧАСТЬ 4. ИГРОКИ
1. Затрата времени
Если судья полагает, что игрок использует слишком много времени для выполнения удара или при его выборе, то он должен предупредить игрока, что будет обязан присудить победу во фрейме его противнику.
2. Некорректное поведение
За отказ продолжать фрейм или за упорно и преднамеренно некорректное, по мнению судьи, поведение, включая продолжение затяжки времени после предупреждения согласно Правилу 1 или неджентльменское поведение, игроку присуждается проигрыш в этом фрейме и судья должен предупредить его о том, что если такое поведение продолжится, то он проиграет игру.
3. Наказание
a) Если фрейм присужден на основании правила 2 этой части, нарушитель:
(i) проигрывает фрейм и
(ii) теряет все набранные очки, а соперник получает количество очков, эквивалентное стоимости оставшихся на столе шаров: 8 очков за каждый красный, а любой неправомерно отсутствующий на столе цветной должен быть посчитан, как будто выставлен.
b) Если игра присуждена на основании правила 2 этой части, нарушитель:
(i) проигрывает фрейм, как описано выше в a), и
(ii) дополнительно проигрывает требуемое для завершения игры количество фреймов, если применяются фреймы, или
(iii) дополнительно проигрывает оставшиеся фреймы со счетом 147 к 0, если применяется итоговая сумма очков.
4. Соперник бьющего
Когда бьющий играет, его соперник должен избегать стоять или двигаться на линии прицеливания. Он должен сидеть или стоять на разумном расстоянии от стола.
5. Отлучка из зала
В случае своей отлучки из зала небьющий может назначить представителя для соблюдения его интересов и требования при необходимости фола. О таком назначении надо известить судью до ухода.
6. Уступка
a) Игрок может уступить только тогда, когда он бьющий. Противник имеет право принять уступку или отказаться от нее; она становится ничтожной, если противник хочет продолжать игру.
b) Когда применяется итоговая сумма очков и фрейм уступлен, цена всех оставшихся на столе шаров добавляется к счету другой стороны. В таком случае, каждый красный должен считаться за 8 очков, а любой неправомерно отсутствующий на столе цветной должен быть посчитан, как б
ЧАСТЬ 5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
1. Судья
a) Судья должен:
(i) быть единственным, кто решает, правильна игра или нет;
(ii) быть свободным для принятия решения в интересах справедливой игры в любой ситуации, не описанной адекватно в этих Правилах;
(iii) быть ответственным за надлежащее ведение игры по этим Правилам;
(iv) вмешиваться, если он видит любое нарушение этих Правил;
(v) сообщить игроку цвет шара, если требуется;
(vi) чистить любой шар по разумной просьбе игрока.
b) Судья не должен:
(i) отвечать на любой вопрос, не оговоренный в Правилах;
(ii) делать какие-либо указания на то, что игрок собирается сделать фол;
(iii) советовать или высказывать мнения, которые могут повлиять на ход игры;
(iv) отвечать на любой вопрос относительно разницы в счете.
c) Если судья не сумел заметить какой-либо инцидент, то он может опросить маркера, других должностных лиц или зрителей, у которых был лучший обзор, чтобы принять свое решение.
2. Маркер
Маркер должен вести счет на табло и помогать судье в выполнении его обязанностей. При необходимости он должен также выполнять обязанности протоколиста.
3. Протоколист
Протоколист должен вести запись о каждом выполненном ударе, фиксируя фолы и количество выигранных очков каждым игроком или стороной. Он должен также делать примечание о величине серии.
4. Помощь должностных лиц
a) По просьбе бьющего судья или маркер должны отодвинуть и подержать в определенной позиции любую осветительную аппаратуру, мешающую действиям бьющего при выполнении удара.
b) Допустимо, чтобы судья или маркер оказали необходимую помощь игрокам, поставленным в невыгодное положение согласно обстоятельствам.
Снукер «Гольф»
По сравнению с другими лузными бильярдными играми у „Гольфа“, пожалуй, больше всего разновидностей. В него играют обычно на столах для снукера с использованием снукерных шаров. Популярность данной игры в Америке, особенно на региональном уровне, объясняется тем, что ее основные правила и принципы ведения счета заимствованы из широко известного спортивного гольфа.
1. Количество игроков. Любое число.
2. Используемые шары. По одному занумерованному прицельному шару для каждого участника плюс биток.
3. Расстановка шаров. Прицельный шар играющего ставится на заднюю отметку.
4. Цель игры. Правильно забить свой прицельный шар в каждую из шести луз в порядке возрастания номеров, затратив при этом меньшее количество ударов (очков), чем соперник (соперники).
5. Ведение счета. Каждый произведенный удар влечет за собой увеличение счета играющего на одно очко. Кроме того, за каждое нарушение (фол) приплюсовывается дополнительно три очка.
6. Начальная стадия игры. В начале игры прицельный шар ставится на заднюю отметку, а биток на центральную. При выполнении начального удара игрок обязан довести прицельный шар до заднего борта. В противном случае объявляется фол и шары возвращают на исходные позиции. Так продолжается до тех пор, пока указанное требование не будет выполнено.
После правильного выполнения начального удара первый участник продолжает свою серию (соперники в игру не вступают). Его задача — правильно забить свой прицельный шар в лузе 1, затратив на это как можно меньше ударов.
Текущий счет первого участника после первой серии ударов по лузе 1 с учетом совершенных при этом нарушений фиксируется в протоколе.
Затем в игру вступает второй участник. Он начинает свою серию ударов по лузе 1 из той же исходной позиции, что и первый, с учетом указанного выше требования к начальному удару. Так продолжается до тех пор, пока последний из участников не положит свой прицельный шар в лузу 1, причем после его последнего удара биток остается на месте.
7. Продолжение игры. После того как каждый из участников забил свой прицельный шар в лузу 1, в игру вновь вступает первый участник. Его прицельный шар выставляют на заднюю отметку, а биток оставляют на том же месте, на котором он остановился после последнего удара последнего участника по лузе 1. Следует отметить, что, приступая к выполнению своей серии ударов по лузе 2 (а также по всем оставшимся лузам), игрок не обязан доводить прицельный шар до заднего борта.
Что касается битка, то вплоть до окончания игры его оставляют на том месте, на котором он остановился после завершения удара (случаи выскакивания за борт и падения битка в лузу рассмотрены ниже). После того, как первый участник правильно забьет свой прицельный шар в лузу 2, в игру вступает второй участник. Так продолжается до тех пор, пока каждый из участников по очереди не забьет свой прицельный шар по порядку во все шесть луз.
8. Правила игры:
Падение прицельного шара в какую-либо неочередную лузу влечет за собой фол.
При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо (1) хотя бы один из них дошел до борта, либо (2) прицельный шар упал в очередную лузу. В противном случае объявляется фол.
Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, к текущему счету нарушителя приплюсовывается три очка и не более.
Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения битка в лузу) прицельный шар оказывается в доме, то играющий имеет право либо (1) выставить прицельный шар на заднюю отметку и играть по нему из дома, либо (2) разместить биток на передней отметке и оттуда произвести удар по расположенному в доме прицельному шару.
Выскакивание за борт прицельного шара влечет за собой фол.
9. Неправильно забитый прицельный шар. Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету нарушителя прибавляются три очка.
10. Выскочивший прицельный шар. Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету нарушителя прибавляется три очка.
11. Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Игрок продолжает игру с руки из-за передней линии.
ПРИМЕЧАНИЕ. Правило игры 4 предусматривает особый альтернативный вариант.
12. Штрафы за нарушения. К текущему счету нарушителя прибавляются три очка за каждый фол.
Американский снукер
«Американский снукер» является близким родственником широко распространенного во всем мире снукера. Его правила, однако, построены по тому же принципу, что и правила большинства американских лузных бильярдных игр. В него играют, как правило, на специальных снукерных столах размером 5х10 и 6х12 футов (1536х3072 мм и 1843х3686 мм) с более узкими упругими бортами и плавно закругленными губками луз, при этом используются шары диаметром 52,8 мм или 54,4 мм.
1. Количество игроков. Двое.
2. Используемые шары. Набор снукерных шаров: пятнадцать красных прицельных шаров без номера (так называемые красные), шесть прицельных шаров разного цвета с номером или без (так называемые цветные) плюс биток. Цветные шары имеют следующую стоимость в очках: желтый — 2, зеленый — 3,
коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7.
3. Расстановка шаров. Расстановка шаров перед началом игры показана на рисунке. Обратите внимание, что в отличие от расположения шаров в международном снукере, на пирамидальной отметке находится не розовый шар, а вершина пирамиды из красных шаров.
4. Цель игры. Набрать большее количество очков, чем соперник.
5. Ведение счета. Очки присуждаются в двух случаях: при нарушении правил игры соперником (см. ниже „Штрафы за нарушения“), а также за каждый правильно забитый красный и (или) цветной шар. 3а каждый правильно забитый красный шар присуждается одно очко, а за цветной — согласно его стоимости (см. выше „Используемые шары“). Партия заканчивается после того, как в соответствии с правилами игры забиты все шары. Однако если на столе остается лишь один черный шар (7 очков), то игра продолжается до первого результативного удара или нарушения. Если же после результативного удара счет становится
равным, то черный шар выставляется на свою исходную позицию, после чего один из игроков, получивший право на удар в результате розыгрыша или по договоренности между соперниками, производит удар с руки из полукруга.
После этого партия продолжается до первого результативного удара или нарушения.
6. Начальный удар (разбитие). Разбитие производится с руки из сектора. При этом необходимо, чтобы биток коснулся вначале красного шара (а не цветного), после чего красный шар должен дойти до борта или упасть в лузу, а биток по крайней мере дойти до борта. Нарушение указанных требований рассматривается как неправильное разбитие и наказывается фолом. Сопернику присуждается соответствующее количество очков, после чего он имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы нарушитель произвел повторное разбитие.
7. Правила игры:
Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.
При выполнении любого удара (помимо безусловного удовлетворения требований, указанных в правилах игры 5 и 6) необходимо, чтобы после соприкосновения битка с очередным шаром какой-либо прицельный шар упал в лузу либо дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый раз при выполнении первого удара своей серии очередным шаром для играющего является красный шар.
Если очередным шаром является красный, то любой правильно забитый красный шар засчитывается. Игрок не должен оговаривать в заказе какой-либо конкретный красный шар и лузу.
Если очередным шаром является красный, то при выполнении удара биток должен коснуться вначале красного шара. В противном случае объявляется фол (см. также правило 2).
После того как игрок правильно забил красный шар, очередным шаром для него становится цветной. И до тех пор, пока на столе остаются красные шары, он должен поочередно забивать красные и цветные (в пределах каждой группы он, однако, может выбирать любой шар по своему усмотрению). Пока на столе
остаются красные шары, а очередным шаром является цветной, игрок должен (а) оговорить в заказе, какой именно прицельный шар он выбирает в качестве прицельного, и (б) нанести удар таким образом, чтобы биток коснулся вначале данного цветного шара. В противном случае объявляется фол (см. также правило 2).
Если очередным шаром является красный, а в лузу падает цветной, то объявляется фол.
Если очередным шаром является цветной, а в лузу падает какой-либо другой шар, то также объявляется фол.
Запрещается умышленное нанесение удара, в результате которого биток, оторвавшись от игровой поверхности стола, перескакивает через какой-либо мешающий прицельный шар. В противном случае объявляется фол.
До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый забитый цветной шар выставляется до нанесения следующего удара (см. ниже „Выставление шаров“).
Если игрок наносит удар в ситуации, когда цветной шар выставлен не по правилам, а соперник или судья заявят об этом до нанесения им следующего удара, то нарушителю объявляется фол. Однако если соперник или судья своевременно не заявил о нарушении, то после второго удара в аналогичной ситуации игрок не штрафуется и продолжает игру так, как если бы все шары были выставлены правильно.
После того как на столе не остается красных шаров, очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания стоимости (2, 3, 4, 5, 6, 7). При этом правильно забитые цветные шары не выставляются (исключение составляет случай, рассмотренный в разделе „Ведение счета“).
8. Неправильно забитые прицельные шары. Неправильно забитые красные шары не выставляются, а неправильно забитые цветные выставляются согласно требованиям раздела „Выставление шаров“.
9. Выскочившие прицельные шары. Выскочившие красные шары не выставляются, а цветные выставляются. В том и в другом случае штраф не налагается.
10. Выставление шаров. Красные шары не выставляются ни при каких обстоятельствах. Цветные шары выставляются на те же позиции, что и в начале игры. Если место цветного шара занято (это означает, что его нельзя выставить, не задевая другой шар), то он выставляется на незанятое место цветного
шара большей стоимости. Если же все соответствующие позиции заняты, то цветной шар выставляется как можно ближе к своему исходному положению со стороны заднего борта.
11. Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из сектора. При этом игрок может наносить удар по любому очередному шару, независимо от его местоположения.
12. Штрафы за нарушения. За каждое нарушение к текущему счету соперника прибавляется 7 очков (очки со счета нарушителя не вычитаются). После этого вступающий в игру соперник имеет право либо
(1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы удар вновь
произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из сектора).
Международный (Английский) снукер (любительская версия)
Международный (или английский) снукер представляет собой наиболее распространенную в мире разновидность снукера. В него играют обычно на английских столах размером 6х12 футов с более узкими бортами по сравнению с американскими пуловскими столами и с закругленными губками луз. В снукер можно играть и на столах размером 5х10 футов и даже меньше. Игровая поверхность английских столов, заключенная между упругими бортами, имеет размеры 3500х1750 мм. Допустимое отклонение составляет не более чем 3 мм. Высота стола от пола до верхней стороны борта (поручня) должна находиться в пределах 850 — 875 мм.
1. Число игроков. Двое.
2. Используемые шары. Набор снукерных шаров пятнадцать красных, шесть цветных и биток (белый шар). Стоимость прицельных шаров: красный — очко, желтый — 2, зеленый — 3, коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7. Диаметр шаров — 52,5 мм.
3. Расстановка шаров. См. рисунок. Розовый устанавливают на пирамидную отметку. Вершину пирамиды из красных шаров располагают как можно ближе к розовому, но не вплотную.
4. Линия балки и балка. Прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на 700 мм, называется линией балки, а пространство между ней и передним бортом — балкой.
5. Сектор. Сектор представляет собой полукруг, описанный в сторону балки, с центром посередине линии балки и радиусом 292 мм. При ударе с руки из сектора играющий может установить биток в любом месте на линии или внутри полукруга, пользуясь рукой или любой частью кия, включая наклейку, если он не пытается при этом произвести удар.
6. Цель игры. Набрать большее количество очков, чем соперник.
7. Ведение счета. Очки набираются двумя способами: игроку присуждаются штрафные очки соперника (см. „Штрафы за нарушения“), а также при правильном сыгрывании красных или цветных. Каждый правильно сыгранный в лузу красный приносит одно очко, а цветной — число очков, равное его стоимости (см. „Используемые шары “). Партия заканчивается согласно ПРАВИЛАМ ИГРЫ, после того как сыграны все шары, однако если на столе остался лишь один черный (7), то партия играется до первого результативного удара или нарушения. Если после этого счет становится равным, то черный выставляют на исходную позицию. После розыгрыша один из игроков производит удар по черному с руки из сектора, и партия продолжается до первого результативного удара или нарушения.
8. Начальный удар. В результате жребия или розыгрыша игроки получают право выбора очередности ударов в первой партии. В последующих партиях матча очередность меняется. Начальный удар производится с руки из сектора.
Шары не обязательно доводить до борта или забивать в лузы, однако биток должен коснуться вначале красного. В противном случае налагается штраф (см. „Штрафы за нарушения“). Штрафные очки присуждаются вступающему в игру сопернику, который получает право либо (1) принять сложившуюся позицию и произвести удар, либо (2) предложить нарушителю произвести начальный удар заново.
9. Правила игры:
1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию у стола до промаха или нарушения.
2. Любой удар должен удовлетворять п.п. 5 и 6 Правил игры, при этом не обязательно доводить шары до бортов или забивать в лузы, однако биток должен коснуться вначале очередного (легального) шара. В противном случае налагается штраф.
3. Пока на столе остаются красные шары, они являются очередными при выполнении первого удара каждой новой серии.
4. Если биток коснулся вначале очередного красного шара, то любой красный упавший после этого в лузу засчитывается, при этом не требуется указывать на какой-либо конкретный красный шар, лузу или иные подробности.
5. Когда очередным (легальным) шаром является красный, то биток должен коснуться вначале красного шара.
6. В противном случае налагается штраф (см. „Штрафы за нарушения“).
7. Если красный сыгран, то очередным шаром становится цветной, и пока на столе остаются красные шары, серия продолжается путем поочередного сыгрывания красных и цветных (при этом из красных и цветных можно выбирать любой). Пока на столе остается хотя бы один красный и очередным является цветной, игрок должен до удара объявить цвет конкретного шара, который он выбрал в качестве очередного, и при ударе биток должен коснуться вначале именно этого шара. В противном случае — штраф (см. „Штрафы за нарушения“).
8. Если очередным является красный, а забит цветной, то налагается штраф.
9. Если очередным является конкретный цветной шар, а забит любой другой прицельный шар, то налагается штраф.
10. В международном снукере перескоки не допускаются. Если игрок преднамеренно наносит удар по битку таким образом, чтобы он перескочил через мешающий прицельный шар, то налагается штраф.
11. Пока на столе остаются красные шары, каждый забитый цветной выставляется до нанесения следующего удара согласно разделу „Выставление шаров“. Если удар произведен при неправильно выставленном цветном и соперник или судья заметили это до нанесения следующего удара, то налагается штраф. Если же неправильно выставленный шар замечен после того, как произведено два удара, то штраф не налагается и играющий продолжает свою серию у стола. Игрок обязан следить за тем, чтобы до удара все шары были правильно выставлены. Если же цветной вообще не выставлен при наличии на столе красных шаров, то серия прерывается и штраф налагается сразу после обнаружения ошибки, независимо от числа произведенных игроком ударов. При этом все очки, набранные до обнаружения ошибки, засчитываются.
12. После того как сыграны все красные шары, очередными становятся цветные в порядке возрастания их стоимости, которые после сыгрывания уже не выставляются (за исключением восьмерки в случае ничейного результата; см. раздел „Ведение счета“).
10. Неправильно забитые шары. Неправильно забитые красные не выставляются. Неправильно забитые цветные выставляются согласно разделу „Выставление шаров“.
11. Выскочившие прицельные шары. Выскочившие красные шары не выставляются, а цветные выставляются, при этом налагается штраф согласно разделу „Штрафы за нарушения“.
12. Выставление шаров. Красные шары никогда не выставляются. Цветные выставляются на соответствующие отметки согласно исходной расстановке шаров. Если соответствующая отметка занята (то есть шар нельзя установить без касания других шаров), то цветной выставляют на свободную отметку, соответствующую шару наибольшей стоимости. Если все отметки заняты, то цветной выставляют как можно ближе к первоначальной отметке со стороны заднего борта.
13. Выскочивший биток. При выскакивании битка вступающий в игру соперник играет с руки из сектора. При этом он может забивать любой из очередных шаров, независимо от его позиции на игровой поверхности стола.
14. Касание шара. Если игрок коснулся какого-либо прицельного шара или битка, то налагается штраф. (Допускается лишь касание битка наклейкой кия при выполнении правильного удара.)
15. Снукер (маска). Биток находится в положении снукера (замаскирован), если не очередной шар или шары не позволяют произвести прямой удар битком ни по одному из очередных прицельных шаров. Если прямой удар возможен хотя бы по одному из очередных шаров, то снукера нет. При игре с руки из сектора биток находится в положении снукера, если невозможен прямой удар с любой позиции внутри полукруга. Если биток замаскирован несколькими шарами, то ближайший к битку называется эффективным маскирующим шаром.
16. Постановка за губу. Биток считается поставленным за губу лузы, если закругленный у лузы край борта (губа) не позволяет произвести прямой удар битком ни по одному из очередных шаров. Если возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров, то постановки за губу нет. Если биток поставлен за губу после того, как произошло нарушение, то судья констатирует постановку за губу и вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять позицию битка и произвести удар, либо (2) произвести удар с руки из сектора.
17. Занятая отметка. Отметка считается занятой, если шар нельзя расположить на ней без касания других шаров.
18. Соприкасающиеся шары. Если биток касается другого шара, который является или может являться очередным, то судья констатирует соприкосновение шаров. В этом случае играющий должен нанести удар в сторону от шара, иначе произойдет пропих (см. ниже). 3а удар в сторону от шара штраф не налагается, если
(1) шар не очередной,
(2) шар очередной и играющий объявляет его или
(3) шар очередной, а играющий объявляет другой очередной шар и наносит удар по нему. (Если, по мнению судьи, соприкасающийся шар сдвинулся с места по не зависящим от играющего причинам, то штраф не налагается.)
19. Пропих (в снукере). При игре в снукер пропих рассматривается как неправильный удар, при котором наклейка кия продолжает находиться в соприкосновении с битком:
(1) после того, как биток коснулся прицельного шара, или
(2) после того, как биток уже начал самостоятельное движение вперед.
В случае если биток и прицельный шар почти касаются друг друга, то правильным считается удар, произведенный на предельной резке.
20. Промах по шару. Играющий должен по мере своих сил и способностей стараться попасть по очередному шару. В противном случае судья фиксирует промах и объявляет штраф. Вступающий в игру соперник может либо (1) принять сложившуюся позицию, либо (2) вернуть биток на исходную позицию и предложить нарушителю повторить удар заново.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если по очередному шару попасть невозможно, то принято считать, что играющий делает попытку попасть по нему.
21. Свободный шар. Если биток оказался в положении снукера после нарушения, то судья объявляет „свободный шар“. Если вступающий в игру соперник принимает сложившуюся позицию и производит следующий удар, то он может объявить очередным любой прицельный шар.
Стоимость объявленного шара при этом приравнивается к стоимости очередного. Штраф налагается в случае, если
(1) биток не коснулся вначале свободного шара или если
(2) биток после удара оказался замаскирован свободным шаром (за исключением случая, когда на столе остались только розовый и черный).
Если свободный шар сыгран в лузу, то он выставляется, а игроку засчитывается стоимость очередного шара. Если сыгран очередной шар, то игроку засчитывается его стоимость. Если сыгран и свободный и очередной, то засчитывается стоимость только лишь очередного шара.
22. Нарушения. Если совершено нарушение:
1. На игрока налагается установленный правилами штраф, при этом штрафные очки прибавляются к текущему счету соперника. Кроме того, по требованию соперника нарушитель обязан произвести следующий удар.
2. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, то налагается лишь один, но максимальный штраф.
3. Все неправильно выставленные шары остаются на своих местах, а не выставленные выставляются.
Штрафы за нарушения. 3а нижеследующие нарушения налагается штраф в установленном размере, но не менее четырех очков.
1. В размере стоимости очередного шара: за нанесение удара
1. до полной остановки шаров,
2. по битку более одного раза,
3. с отрывом обеих ног от пола,
4. вне очереди,
5. неправильно с руки из сектора; в случае
6. промаха по всем прицельным шарам,
7. падения битка в лузу,
8. маскировки битка свободным шаром,
9. перескока.
2. В размере стоимости очередного или соответствующего не очередного шара: в случае
1. падения в лузу не очередного шара,
2. первого касания битком не очередного шара,
3. пропиха,
4. выполнения удара при неправильно выставленном шаре,
5. касания шаров (см. выше),
6. выскакивания шаров за борт.
3. В размере стоимости очередного или соответствующих двух шаров (в зависимости от того, что больше): при попадании битком в эти два шара одновременно, за исключением случая двух красных или свободного и очередного.
4. В размере семи очков: в случае
1. нарушения правил после сыгрывания красного, но до объявления цветного,
2. использования в тех или иных целях шаров, вышедших из игры,
3. игры по красному, когда на очереди цветной,
4. использования в качестве битка не белого шара.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
http://globalsnookercentre.co.uk
http://www.rusnooker
http://www.billiard.net.ru