Русский бильярд - в королестве кривых зеркал
точка зрения
Русский бильярд - в королестве кривых зеркал
Владимир Генералов
Процесс изготовления бильярдных столов насчитывает более чем 400-летний период в истории развития нашей цивилизации. Бильярдный стол является, прежде всего, полноценным инвентарем. Наличие в нем интерьерной составляющей второстепенно и заложено условиями его нахождения в помещении. Поэтому зачастую стол становится истинным произведением высокого искусства, что не отменяет требований к главной его функции. Эта функция, сформированная столетиями в условиях и ментальности далеко не русских, была нарушена лишь однажды в стране, в которой распалась связь времен, в том числе и бильярдных, заслонив от нас более чем 100-летним занавесом «достижения» предшественников. Совершенно понятно, что Петр Великий привез в Россию не русский бильярд. Также ясно, что привезенные из Европы столы копировались изобретательным русским умом, а не рождались в многолетних муках творчества. Естественно, что игры на этих столах были не самобытными (русскими), а завезенными из Европы. Эти игры, адаптируясь к видоизменяющимся столам, формировали свое «русское» понимание бильярда и игры на нем.
Россия, как всегда, пошла своим путем и начала делать бильярдные столы (не проникнув в таинство игры) не для того, чтобы на них можно было удобно и интересно играть, а просто, чтобы было похоже. Увеличение размера шаров, да и другие «незначительные» изменения и добавления, свойственные смекалистому русскому уму, сослужили медвежью услугу бильярдному народонаселению России. С таким ущербным бильярдным багажом наша страна подошла к году столыпинской реформы, с которого началась новая эпоха российского бильярдостроения.
До 1857 г. с точки зрения геометрии луз и смысла игры все бильярдные столы в Европе, России и Америке были одинаковыми. Объяснялось это применением материалов, бывших в обиходе того времени, поэтому створы луз были круглыми, ведь борта подбивались конским волосом или сукном, реже — кожей. Такие материалы обрезать, как резину, было проблематично, поэтому все это хозяйство заводилось в глубину створа лузы, что и определяло ее геометрию и, как следствие — характер игры. В России столов было настолько мало, а тяга к иностранному так велика, что в характере времяпрепровождения у бильярдного стола больше угадывался европейский стиль игры, но с русскими разухабистыми интонациями. Основные события по изменению стандарта столов и луз, установленного в Англии в самом конце XVII в. и к середине XVIII в. во Франции, начали происходить в Америке благодаря творческому энтузиазму отца американского биль-ярда Майкла Фелана. Изучив тайну английских столов, он более шести лет продумывал и создавал концепцию американского бильярда. Изобретение резины в 1839 г. позволило изменить геометрию лузы с круглой — английской формы — на новую трапециевидную с непривычными острыми губками и отчетливыми вертикальными стенками створа, сохранив интригу неточного удара в общей стратегической идее бильярдной игры. Так родился современный американский пул, торжественно и победоносно шествующий по миру уже 150 лет.
Исходя из лемановского описания изменений размеров и геометрии луз, предпринятых в то же самое время в России Фрейбергом, следует признать, что господа Фрейберг, Леман и иже с ними, пойдя на поводу у «лучших» игроков того времени, создавая русский биль-ярд как нечто особенное, явно просчитались. Реформирование концепции бильярда через изменение уже испорченного к тому времени инвентаря, предпринятое Фрейбергом, говорит о его покладистом характере, а не о понимании сути и смысла игры. Размер шаров определяет понятие «бильярд». Увеличьте размер, и биль-ярд закончится, превратившись в боулинг или крикет, поскольку с такими шарами надо будет справляться уже не кием. Если выигрываешь в размере, то проигрываешь в массе, то есть в качестве игры. Чтобы играть такой массой (280—290 гр.), нужен килограммовый кий, с которым человеческая рука справиться уже не сможет. Масса кия не должна превышать 620 гр., иначе он перестанет выполнять свои тонкие функции, да и наклейки не выдержат. Поэтому весь цивилизованный бильярдный мир использует шары массой не более 200 гр. Жаль, что мы этого не поняли до сих пор. Что касается игры, то не секрет, что при увеличении размера шаров возрастает число «мертвых зон» и уменьшаются стратегические возможности игрока. За 600 лет существования бильярда все было уже опробовано, но мы опять и опять продолжаем совершенствовать «фиат», доводя его до уровня «жигулей».
Бильярд связан с физиологией человека, его анатомией и целой гаммой медико-биологических тонкостей, имеющих значение для узких специалистов, но чрезвычайно влияющих на игру. Половину своих достоинств потеряет Майкл Джордан, стоит поднять или опустить баскетбольное кольцо хотя бы на полметра. И еще половину, если увеличить диаметр мяча на каких-нибудь 5 см, но выиграет ли от этого Россия, гордо назвав ноу-хау «русским баскетболом»? Понятие о бильярде того времени, изложенное 27-летним Леманом, — это свидетельство истории, но никак не руководство к действию сегодня. Концепция игры на бильярде находится в прямой зависимости от инвентаря. Большинство игр, если не все, завязаны на соотношении размеров, и чем меньше площадка или цель, тем более деструктивным будет любое вмешательство, особенно изменение одного из параметров, ведь сегодняшним играм сотни лет. Из этого следует, что любое вмешательство в сложившуюся и наработанную концепцию чаще будет беспардонным и непрофессиональным, чем умным, взвешенным и необходимым. Любые изменения, если они не были вынужденными (оправданными), приводят к непредсказуемым последствиям. Именно такое чудовищное вмешательство в развивающийся организм произошло 150 лет назад, когда разумный, выстраданный временем размер шаров был постепенно заменен на пушечные ядра, которыми мы играем по сей день. Ничем не оправданное изменение размера шаров увеличило их массу, что потребовало значительно бóльших усилий при ударах. Заужение луз способствовало созданию психологического барьера при забивании шара, потребовавшего, в свою очередь, применения силы как компенсатора неуверенности. Попутно выяснилось, что пробойность 300-граммового ядра-шара стала иметь если не решающее, то настолько существенное значение, что в среде бильярдистов сложилась поговорка: «Кто сильнее бьет — тот лучше играет». Высота бильярдного стола оказалась величиной, зависимой от размера шаров и луз. Удар по шару осуществляется маятником предплечья, которое устроено таким образом, что в вертикальном положении человека предплечье имеет естественный ход — снизу вверх. Следовательно: для создания оптимального вектора силы при ударе по шару в условиях игры необходимо расположить локоть на такой высоте, чтобы предплечье обеспечивало параллельность хода кия столу в момент удара. Чтобы достичь такого положения руки, нужно согнуться в пояснице под прямым углом. Но в таком положении практически невозможно нанести сильный удар по увеличившемуся в размере и массе шару, пробивающему психологию и лузу — игрок неминуемо привстает. То есть техника исполнения в новых условиях страдает и обязана измениться. Но техника исполнения находится в рамках человеческого фактора. Также понятно, что чем больше шар, тем сложнее целиться. Снукеристы, например, имеют перед нами огромный перевес по прицеливанию — у них лазер, а у нас колокольня. Результат этого — ювелирная игра в России невозможна.
Два слова о бортах, которые «бухтят» и «дышат», как их ни привинчивай. Не спастись от отрывающей все на свете массы шара. Кто в России определял «вилку» параметров бильярдного инвентаря? Никто и никогда этого не делал. Почему? Это ж любить и понимать надо, пройти через это с определенными мыслями в голове и человеколюбием, поиграть лет 20 в разный бильярд, а не только в свой доморощенный, под анархистским знаменем — бей-беги на винегретах из снукерных плит, карамбольной резины и пуловского сукна, гордо именуемого русским бильярдом. Характер столов влиял на характер игр, который, в свою очередь, влиял на «растущее» мастерство. Путь деградации бильярда в России налицо. От пятишаровой партии, вобравшей в себя все биль-ярдные достижения человечества, от кенона, карамболя и снукера, от смысловой пирамиды — до чудовищной в своей нелепости Невской пирамиды, в которой чемпионом может стать любой, даже тот, кто сам своей рукой ставит себе прямого шара и сам ошибается в нем — раз за разом. А «западники» все эти долгие годы шлифовали понятие о бильярде и отношение к нему как к игре. Эта естественная постепенность и накопление опыта называется эволюцией. Поэтому у них есть концепция бильярда и как игры, и как инвентаря, соответствующего ей. Концепция, сложившаяся во времени, отсеявшая все неподходящее и сохранившая необходимое. В России всего этого нет и быть не может, пока не наступит прозрение, осмысление и создание собственной концепции «умного бильярда» как игры, а не голое желание дешевой босяцкой зрелищности, завернутое в авоську великодержавности и дешевого ура-патриотизма, гордо называемое русским бильярдом.
Именно поэтому стойка российских бильярдных игроков традиционно высокая, а уровень мастерства традиционно низкий, поскольку при сильном ударе контроль техники исполнения, размер удара, а фактически качество игры затруднены. Также очевидно, что чем выше стойка, тем чаще играющий при ударе «салютует» кием, демонстрируя ошибочность, деструктивную направленность вектора силы кия в момент удара. Из этого следует, что чем уже луза, тем меньше потребность в применении стратегии. Даже забивание шара на русском бильярде носит случайный (статистический) характер, а поэтому у такого бильярда нет и не может быть школы. Усложнение инвентаря привело к необходимости упрощения правил — ведь легче изменить правила, чем анатомию человека. Концепция узколузного бильярда занизила смысловую составляющую игры в России настолько, что сделала ее если не посмешищем, то как минимум пародией на настоящий бильярд, так и не отделивший плохих игроков от хороших, объединив их одним непривлекательным в мире понятием «русский». Вывод один — стол должен быть ниже, шары — меньше, лузы — больше, игра должна быть стратегической, а правила обязаны выявлять личное мастерство игрока. Эта цепь событий по превращению цивилизованного смыслового бильярда в русский стала кандалами для бильярда в России, сковав индивидуальность и возможность творчества, отодвинув рост профессионального мастерства игры на бильярде в России на многие десятилетия. Время создания современного снукера, американского и русского бильярда — одно, возраст у них одинаков, а вот развитие и образование, как выяснилось, разные. Все дело в подходе к бильярдному делу.
100 лет — хороший срок для осмысления накопившихся знаний. Безусловно, я не претендую на абсолютность своих утверждений, понимая их временный характер, а предлагаю всего лишь свое видение темы «Искусство бильярда в России», так печально и нелепо канувшего в Лету. Такой бильярд из элитарного высокого искусства превратился в дворовый футбол «бей-беги». Я не против футбола, но давайте хотя бы бильярд сохраним.
Да начитался я уже ... Хочешь чтоб меня вырвало? (Маленькое замечание администратору сайта, сделай поле для коментария пошире: textarea id="commentTxt" mce_editable="true" rows="10" name="text" cols="60" )
В Англии: Ричард звонит Джону: привет старик, давай вечерком поиграем в наш английский бильярд... В России: Андрей, говорит другу прощаясь, ладно, пойду в свой русский дом...
"... подумаю над статьёй."
«Я не разделяю Ваших взглядов, но отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказывать ть». Пафосно, конечно, но ничего не попишешь: подлинный дух свободы выражается фразой именно этой фразой Вольтера..
Предлагаю конкурс организовать - лучшее определение понятия или категории или.. ... Русский бильярд - будет очень полезно (в рамках "обратной связи") ну м разберемся в этой каше в головах. Как идея?
можно ли вынести (добавить) информацию о количестве комментариев в анонс или представление материала, дабы не искажать статистику просмотров и т.д.? спасибо.
М-да... Когда-то с Генераловым по несколько часов за полночь спорили о русском бильярде, но вижу, что все стало еще хуже... С какими-то рассуждениями тех лет был согласен. С этой статьей - в корне не согласен. Однозначно. Согласен вот с этим: http://www.ks-billiard.ru/article.php?art=13
Успокойся длрогой, "ваших" никто не "бьет". Хочешь считать что Россию придумали россияне, Украину - украинцы, Белорусию - белорусы... на здоровье, но будь последователен ... оставь Англию - англичанам... Только один аргумент тебе для размышлений подброшу. Загляни в историю России поглубже... Ну нет Там места даже для социальных предпосылок возникновения бильярда (англ. слово). Слишком мрачно и бесновато Там было. Татары, может его туда приволокли против течения? С каких радостей ему там нарисоваться и чего Он стоил, если ни одного сколь бы то ни было русского звукосочетания и в помине не осталось... Тщеславие, не лучший друг "историка". А "фил" ты или "фоб" со стороны видно хорошо. Мы общаться-то перестали из-за того, что согласен с собеседником ты не бываешь. В статье прописана некая доказательна база, последовательность ошибок, некий ошибочный "знак" перед скобками, приведший к ошибочному результату. Не согласен - докажи где конкретно я ошибся в своем понимании проблемы, иначе очень напоминает известного персонажа из "Собачьего Сердца", который был не согласен ... "с обоими". Митасов тоже ... расписался... что "американку" придумали благодаря гражданской войне Севера и Юга в Америке, когда "мочили" любого, кто под руку попадался - вот вам и "Американка" - любым - любого. А что, чем не версия, даже некое изящество при сем "разъяснении" присутствует. Радоваться остается, что "мочили" в Америке, а не в сортире... а то играли бы мы сейчас не в "американку"! ... Твою статью я обсуждать не буду- она сама за себя и за тебя говорит... а пробелы в сознании лучше, (психика отдыхает) чем "поток сознания". Ты ведь любишь свою страну... вот и оставь английский англичанам...
Происхождение семейства бильярдных игр частично покрыто мраком, но нет сомнений, что оно имело место много веков назад и что, скорее всего, бильярд ведет свою историю из игры типа крикета, в которую играли в XIV веке в северной Европе. Даже происхождение самого слова «бильярд» неясно - но, скорее всего, оно произошло от французского “billart” - клюшка или «bille” - мяч. В течение Средних веков и даже ранее, в Древнем Египте, были в ходу многие спортивные игры, использовавшие шары, клюшки или биты и кегли. Существуют античные рисунки с изображением игр, которые очевидно являлись предшественниками боулинга или, например, тенниса. Однако источники свидетельствуют об одной игре, которая действительно имела отношение к происхождению бильярда. Не исключено, что она, скорее всего, была завезена тамплиерами во Францию с Востока в результате крестовых походов и распространена по всей Европе. В эту игру, иногда называемую «полевой бильярд», играли на небольшом поле, в одном конце которого находились воротца, а в другом поставленная вертикально кегля. Игроки должны были управлять движением шаров по полю с помощью клюшек… Конкретные правила этой игры неизвестны, но предполагается, что они должны были быть очень похожи на правила игры «Король и Порт», довольно подробно описанные в следующей главе. Клайв Ивертон, в своей истории бильярда, указывает, что полевой бильярд сформировался в 1340 годах и существовал вплоть до XVII века. В него играли по всей Европе - в Италии он назывался “biglia”, во Франции - “bilhard”, в Испании - “virlota”, и некоторые тексты свидетельствуют о том, что в Англии он был известен как “ball-yard”. Эта игра имела существенное значение для развития спортивных игр вообще, так как, по-видимому, явилась предшественником и бильярдных, и крокетных игр. На сегодняшний день не найдено достоверной информации о каких-либо иных играх-прародителях бильярда, существовавших до этого времени, если, конечно, не принимать во внимание вообще все те игры, в которых использовались биты, шары или кегли. В книге «Спортивные игры и развлечения Англии» Джеймса Стратта была опубликована иллюстрация, запечатлевшая игру в полевой бильярд. Некоторые исследователи утверждают, что эту иллюстрацию можно считать свидетельством существования игры уже в XIII веке, так как этот рисунок скопирован с манускрипта, датированного именно этим временем. На самом деле, другие рисунки в этой книге датированы XIV веком, а в отношении этой конкретной иллюстрации датировка отсутствует вообще. Тем не менее, наиболее вероятно отнесение этого манускрипта к XIV веку и, согласно информации Канадской национальной ассоциации бильярда, конкретно, к 1344 году.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО. ДОКАЗАТЕЛЬНО. УБЕДИТЕЛЬНО. ЗДОРОВО. ИНТЕРЕСНОЕ ОТНОШЕНИЕ. ГЛУБОКОЕ. С ЧУВСТВОМ ЮМОРА, ЧЕЛОВЕК...
С одним могу только согласиться - с оценкой А.Фрейберга, который при всей своей технической грамотности и изобретательности сделал две недопустимые вещи: - отступил в угоду популярности от стандартов бильярдных столов, соотношение игрового поля которых к 1850 году уже сложилось как 1:2, сделав короткий борт борт длинее на 9 см. Вот и получился по Генералову "русский размер", что, конечно, было недопустимым - обобщив и создав некоторые стандарты бильярдного стола он слукавил при создании бортов (опять же в угоду коммерции) - борта сделаны под шары различных диаметров. Во всем остальном размышления В.Генералова о русском бильярде достаточно оспоримы. Влияние Европы на развитие бильярда в России бесспорно, так же как на развитие бильярда в США и Великобритании. Но то что пирамидная игра - снукер появилась в 1875 году, а первые соревнования по пирамидно игре "прямому пулу" или "61-пул" проводились в 1878 году. А что такое "61-пул" - это практически малая русская пирамидка, только очков не 130, а 120. Другой вопрос откуда, в какой стране впервые появилась пирамида в Европе? Готов к обсуждению vlvagin@gemzone.ru
ПУЛ. ЖИВОЙ ПУЛ. Желающих играть всегда больше, чем столов, поэтому тот, кто сначала облизывался, желая присоединиться к играющим, должен был принести свой биток – другого цвета. Таким образом, в партии могли участвовать до 12 человек. В такой игре ставки делал каждый из игроков, а весь выигрыш забирал последний, выживший в этой битве. Такая коллективная ставка называлась пулом. Сама игра получила название «живой пул», выросшему из смыла игры, в которой каждый "похоронивший" своим правильным результативным действием, предыдущего, получал от него "дополнительную жизнь. Русским вариантом «живого пула» стал «Ботифон» (или «банк»), построенный на игре в «два шара». «Алагер», кстати, тоже прижился в России на какое-то время и, даже получил некое оригинальное развитие, благодаря творческому подходу думающих игроков. Но в России коллективные игры на бильярде не прижились по вполне понятным причинам. Бильярдная – это клуб индивидуалов… ПИРАМИДА. Появление большого количества разноцветных шаров на столе послужило толчком к замене раздобревшей палитры на более сдержанное и удобное цветовое решение, изменившее характер и лицо игры. Замена личных битков, ОДНИМ отличным по цвету, общим для любого количества играющих и увеличение числа шаров одного цвета, произошла в Англии к середине XVIII века. 15 шаров начали устанавливать на одной стороне стола в треугольник, что и стало называться ПИРАМИДОЙ. Любопытно, что можно было остановиться на пирамиде в 11шаров, поскольку, больше 12 человек обычно в игре не участвовало, но почему-то предпочтение отдали пирамиде из 15 шаров. «Выигрышная» и «проигрышная» игры, объединившись на фоне возникшей пирамиды, привели к образованию новых игр, в которых изобретательное человечество тоже пыталось найти себя, придумывая различные игры, в том числе и на бильярде. Среди них были и "НАШИ". По - сути, это были сегодняшняя русская «американка», (где можно было забивать любым шаром любого и от любого) и так называемая «сибирская» или «московская» пирамида, в которой играли битком любого, и этот биток от любого. Разница лишь в том, что это было в Англии 250 - 300 лет назад, и назвались они не «американка» и «московская», а «ливерпулька» и «бирмингемка» (шутка). Но умная Англия играла в эти игры очень недолго. Лет через 15-20 от них отказались как от игр, не имеющих ничего общего с военным искусством, как от действий, не отвечающих требованиям здравого смысла – слишком много случайностей и мало мастерства. Эти игры сохранились до наших дней, в Финляндии, например, эти игры называют «дурак» и играют в них крайне редко и лишь для забавы, в качестве разрядки. Не будем забывать, что верная традициям королевская Англия бережно относилась и относится к Своему Историческому Наследию - никогда ничего не выбрасывая, чем обогатила не только собственную культуру, но и создала могучую платформу для формирования культуры Америки, сохранив для нее и всего мира, в частности: "живой пул", "пирамиду", "кенон", "одну лузу", "четыре шара"… Главное что сохранила традиционалистская Англия – это Культуру. Культуру отношения, уважение к культурно-историческому наследию не только своей страны, но и других стран, с не меньшим уважением относящихся к культуре друг друга. . К 1800 годам здесь во всю играют в кенон, живой пул, (у кого-то еще не угас интерес к бирмингемке), ну, а подавляющее большинство исследует пирамиду. Шары пронумерованы от 1 до 15, кто первый набрал 61 очко, тот победил. Еще игрались 5-ти, 6-ти и 9-ти шаровые партии с карамболями. Что поделаешь - старина-молодость всегда милее надвигающейся неизвестности. О России мы еще поговорим, но позже, а пока вернемся в старую добрую Англию, где все шло своим чередом, как и подобает королевствам, берегущим честь и традиции смолоду, а народ и государство издревле. Все логично и закономнрно. Я не вижу причины вопроса о стране родившей пирамиду, кроме "комплекса великодержавности". Пирамиду, как мгру привезли в Россию вернувшиеся из Франции войска, после Войны 1812г. о чем пишет тот же Леман, сообщая, кстати, ее тогдашнее название "фигаро". Пирамиду родила Ее Величество Игра, оплодотворенная страстью Homo Ludens. В остальном ... это в чем?
Вопрос не о "великодержавности", а о том, что в общем русле развития бильярда формировались свои черты, размеры, правила и традиции, отрицать которые глупо. До этого в истории уже было полное отрицание национального (Никон), ни к чему хорошему это не привело. Поэтому давайте сохранять историю, обсуждать ее, но не отрицать. Что касается Великобритании, то основной игрой на бильярде с 1770 года и практически до начала 20 века был Британский бильярд с тремя шарами, шестью лузами, 11-12 футовыми столами. Название "Пул" произошло от "poolroom", где делались коллективные ставки, но не в бильярде, а на скачки. Бильярд был средством времяпровождения между очередными забегами. И играми в середине 19 века в США были четырехшаровый американский бильярд на снукерных столах с четырьмя лузами и затем Американский 15-шаровый пул, правила по которому М.Фелан написал лишь в 1850 году Напомню, что Ерыкалов - в 1834 году. Конечно, истинно русской игрой можно считать 5-шаровую партию, но пирамидка, перекочевавшая к нам, несомненно, из Европы, тоже приобрела национальные черты, размеры,повлияла на строение оборудования. А большая русская пирамида - это как симбиоз этих двух. Можно, конечно, много говорить в продолжение этой темы, но зачем? Единственно. определить "куда мы катимся" или падаем и остановить это падение.
Первый абзац - абсолютная демагогия.О том что и как формировалось написано в статье. Как Я могу отрицать что-то! Только изменение парметров "самолета" в России привело к тому, что он не летает. Россия, в силу геополитической, междуусобной, многонациональной и мелкоамбициозной традиционной политики родила и поселила в себе комплекс великодержавности, исповедуемый потомками и по сей день. Именно этА черта национального характера: РЕГУЛЯРНО И ТРАДИЦИОННО НЕУВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ИНОСТРАННОМУ. (вСПОМНИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: САМИ С УСАМИ, ЛАПТЕМ ЩИ ХЛЕБАЕМ И Т.Д.) ПРИВЕЛА РОССИЙСКИХ МАСТЕРОВ, А ТОЧНЕЕ АПЛОМБ И ПОДРАЖАНИЕ А НЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТЕМУ - ("ТЫ СЫГРАЙ БАТЮШКА, А УЖ МЫ ПЕРЕЙМЕМ") - К НАЧАЛУ ПОХОРОН БИЛЬЯРДА - "ДИТЯ" ПЕТРОВА. ТОГДА НЕ БЫЛО РУССКОГО БИЛЬРДА - ЧЕГО СОХРАНЯТЬ ТО? нИКОНА ПРИПЛЕЛ. нИКОН ДЛЯ РОССИИ ... ЛАДНО, ЭТО ДРУГАЯ ТЕМА. СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА... ВТОРОЙ АБЗАЦ ГОВОРИТ О ТОМ ЖЕ О ЧЕМ И Я РАССКАЗАЛ, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ. ТОЛЬКО ИГР В аНГЛИИ БЫЛО К 1750 Г. ШТУК ДЕСЯТЬ И НЕ ТОЛЬКО НА СТОЛЕ ОДНОГО ВИДА. ЗНАМЕНИТЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ПУЛ - ОТДЕЛЬНАЯ ИГРА-ДИСЦИПЛИНА НА СВОЕМ СТОЛЕ. в ЧЕМ СМЫСЛ ЭТОГО АБЗАЦА? дАЛЬШЕ НИЧЕГО НОВОГО РАССКАЗАНО НЕ БЫЛО, КРОМЕ "БЕГОВ", КОТОРЫЕ К БИЛЬЯРДУ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ. мЕЖДУ ПОЛОВЫМИ СНОШЕНИЯМИ В БАНЕ ЛЮДИ ТОЖЕ ... МЫЛИСЬ, ВОЗМОЖНО, ИГРАЛИ НА БИЛЬЯРДЕ. в ЧЕМ КАЙФ? НЕЛЬЗЯ истинно русской игрой считать 5-шаровую партию, ПОСКОЛЬКУ СМЫСЛ И ФОРМА ЕЕ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЮТ сТАРОМУ АНГЛИЙСКОМУ БИЛЬЯРДУ, ТРАНСФОРМИРОВАВШЕМУСЯ В КЕНОН, С МОМЕНТА ВВЕДЕНИЯ В ИГРУ СЕРИЙНОСТИ. кЕНОН ПОЯВИЛСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАНЬШЕ. с ЧЕГО ТЫ ВЗЯЛ, ЧТО ЭТО РУУСКАЯ ИГРА? ИЗ НАЗВАНИЯ? КАК ТОГДА С ПИРАМИДОЙ БЫТЬ - ЕГИПТЯН ПРИПЛЕСТИ? тЫ ЧТО НЕ ВИДИШЬ, ЧТО В рОССИИ НИЧЕГО НЕ СОЧИНЯЛИ ... ТОЛЬКО "УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ" НА БИЛЬЯРДЕ УЖ, ТОЧНО. СКОЛЬКО МОЖНО НАТЯГИВАТЬ НА АНГЛИЧАН И ЕВРОПУ ДЫРЯВЫЙ ДЕДУШКИН АРМЯК! и ТЫ НЕ РЯДИСЬ В АНГЛИЙСКИЙ ФРАК - СМЕШНО ВЫГЛЯДИТ. пРО ПАДЕНИЕ ИЛИ КАТУЧЕСТЬ. бИЛЬЯРД - ЭТО ТЫСЯЧА ПАРАМЕТРОВ В САМЫХ РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИ, ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ, ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ, ПСИХОЛОГИИ Т.Д. пОЭТОМУ МЕНЯТЬ ОДИН ИЛИ ДВА ИЗ ПАРАМЕТРОВ В НЕЛЕТАЮЩЕМ УЖЕ САМОЛЕТЕ, ЗАНЯТИЕ ВЕЧНОЕ, О ЧЕМ СВИДЕТУЛЬСТВУЕТ ИСТОРИЯ БИЛЬЯРДА В РОССИИ - 150 ЛЕТ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И 15 ЛЕТ В "СПОРТЕ". НУ, ПОЙМЕШЬ ТЫ В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ ПРОКОЛ, ВСТАНЕШЬ НА ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ .. .. И ЧТО? ТАМ ТЕБЯ ПОДЖИДАЕТ СОЛОВЕЙ С РАЗБОЙНИКОМ И БАБА С ЯГОЙ В СВОЕЙ РУССКОЙ ИЗБУШКЕ, САМ ЗНАЕШЬ, НА КАКИХ НОЖКАХ.чЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬ БУДЕШЬ - КИЕМ? . я НЕ САМЫЙ ... НО Я ЗНАЮ ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧТО ПРЕДЛЖИТЬ: НЕ ВМЕСТО, А КРОМЕ. А КОМУ? РАДУЕТ ДРУГОЕ. ХОТЬ ПРИЗНАВАТЬ НАЧАЛИ, ЧТО ДАЛЬШЕ, ТАК НЕ ГОДИТСЯ рОССИЯ... ВЕК 21