Русский бильярд - в королестве кривых зеркал
точка зрения
Русский бильярд - в королестве кривых зеркал
Владимир Генералов
Процесс изготовления бильярдных столов насчитывает более чем 400-летний период в истории развития нашей цивилизации. Бильярдный стол является, прежде всего, полноценным инвентарем. Наличие в нем интерьерной составляющей второстепенно и заложено условиями его нахождения в помещении. Поэтому зачастую стол становится истинным произведением высокого искусства, что не отменяет требований к главной его функции. Эта функция, сформированная столетиями в условиях и ментальности далеко не русских, была нарушена лишь однажды в стране, в которой распалась связь времен, в том числе и бильярдных, заслонив от нас более чем 100-летним занавесом «достижения» предшественников. Совершенно понятно, что Петр Великий привез в Россию не русский бильярд. Также ясно, что привезенные из Европы столы копировались изобретательным русским умом, а не рождались в многолетних муках творчества. Естественно, что игры на этих столах были не самобытными (русскими), а завезенными из Европы. Эти игры, адаптируясь к видоизменяющимся столам, формировали свое «русское» понимание бильярда и игры на нем.
Россия, как всегда, пошла своим путем и начала делать бильярдные столы (не проникнув в таинство игры) не для того, чтобы на них можно было удобно и интересно играть, а просто, чтобы было похоже. Увеличение размера шаров, да и другие «незначительные» изменения и добавления, свойственные смекалистому русскому уму, сослужили медвежью услугу бильярдному народонаселению России. С таким ущербным бильярдным багажом наша страна подошла к году столыпинской реформы, с которого началась новая эпоха российского бильярдостроения.
До 1857 г. с точки зрения геометрии луз и смысла игры все бильярдные столы в Европе, России и Америке были одинаковыми. Объяснялось это применением материалов, бывших в обиходе того времени, поэтому створы луз были круглыми, ведь борта подбивались конским волосом или сукном, реже — кожей. Такие материалы обрезать, как резину, было проблематично, поэтому все это хозяйство заводилось в глубину створа лузы, что и определяло ее геометрию и, как следствие — характер игры. В России столов было настолько мало, а тяга к иностранному так велика, что в характере времяпрепровождения у бильярдного стола больше угадывался европейский стиль игры, но с русскими разухабистыми интонациями. Основные события по изменению стандарта столов и луз, установленного в Англии в самом конце XVII в. и к середине XVIII в. во Франции, начали происходить в Америке благодаря творческому энтузиазму отца американского биль-ярда Майкла Фелана. Изучив тайну английских столов, он более шести лет продумывал и создавал концепцию американского бильярда. Изобретение резины в 1839 г. позволило изменить геометрию лузы с круглой — английской формы — на новую трапециевидную с непривычными острыми губками и отчетливыми вертикальными стенками створа, сохранив интригу неточного удара в общей стратегической идее бильярдной игры. Так родился современный американский пул, торжественно и победоносно шествующий по миру уже 150 лет.
Исходя из лемановского описания изменений размеров и геометрии луз, предпринятых в то же самое время в России Фрейбергом, следует признать, что господа Фрейберг, Леман и иже с ними, пойдя на поводу у «лучших» игроков того времени, создавая русский биль-ярд как нечто особенное, явно просчитались. Реформирование концепции бильярда через изменение уже испорченного к тому времени инвентаря, предпринятое Фрейбергом, говорит о его покладистом характере, а не о понимании сути и смысла игры. Размер шаров определяет понятие «бильярд». Увеличьте размер, и биль-ярд закончится, превратившись в боулинг или крикет, поскольку с такими шарами надо будет справляться уже не кием. Если выигрываешь в размере, то проигрываешь в массе, то есть в качестве игры. Чтобы играть такой массой (280—290 гр.), нужен килограммовый кий, с которым человеческая рука справиться уже не сможет. Масса кия не должна превышать 620 гр., иначе он перестанет выполнять свои тонкие функции, да и наклейки не выдержат. Поэтому весь цивилизованный бильярдный мир использует шары массой не более 200 гр. Жаль, что мы этого не поняли до сих пор. Что касается игры, то не секрет, что при увеличении размера шаров возрастает число «мертвых зон» и уменьшаются стратегические возможности игрока. За 600 лет существования бильярда все было уже опробовано, но мы опять и опять продолжаем совершенствовать «фиат», доводя его до уровня «жигулей».
Бильярд связан с физиологией человека, его анатомией и целой гаммой медико-биологических тонкостей, имеющих значение для узких специалистов, но чрезвычайно влияющих на игру. Половину своих достоинств потеряет Майкл Джордан, стоит поднять или опустить баскетбольное кольцо хотя бы на полметра. И еще половину, если увеличить диаметр мяча на каких-нибудь 5 см, но выиграет ли от этого Россия, гордо назвав ноу-хау «русским баскетболом»? Понятие о бильярде того времени, изложенное 27-летним Леманом, — это свидетельство истории, но никак не руководство к действию сегодня. Концепция игры на бильярде находится в прямой зависимости от инвентаря. Большинство игр, если не все, завязаны на соотношении размеров, и чем меньше площадка или цель, тем более деструктивным будет любое вмешательство, особенно изменение одного из параметров, ведь сегодняшним играм сотни лет. Из этого следует, что любое вмешательство в сложившуюся и наработанную концепцию чаще будет беспардонным и непрофессиональным, чем умным, взвешенным и необходимым. Любые изменения, если они не были вынужденными (оправданными), приводят к непредсказуемым последствиям. Именно такое чудовищное вмешательство в развивающийся организм произошло 150 лет назад, когда разумный, выстраданный временем размер шаров был постепенно заменен на пушечные ядра, которыми мы играем по сей день. Ничем не оправданное изменение размера шаров увеличило их массу, что потребовало значительно бóльших усилий при ударах. Заужение луз способствовало созданию психологического барьера при забивании шара, потребовавшего, в свою очередь, применения силы как компенсатора неуверенности. Попутно выяснилось, что пробойность 300-граммового ядра-шара стала иметь если не решающее, то настолько существенное значение, что в среде бильярдистов сложилась поговорка: «Кто сильнее бьет — тот лучше играет». Высота бильярдного стола оказалась величиной, зависимой от размера шаров и луз. Удар по шару осуществляется маятником предплечья, которое устроено таким образом, что в вертикальном положении человека предплечье имеет естественный ход — снизу вверх. Следовательно: для создания оптимального вектора силы при ударе по шару в условиях игры необходимо расположить локоть на такой высоте, чтобы предплечье обеспечивало параллельность хода кия столу в момент удара. Чтобы достичь такого положения руки, нужно согнуться в пояснице под прямым углом. Но в таком положении практически невозможно нанести сильный удар по увеличившемуся в размере и массе шару, пробивающему психологию и лузу — игрок неминуемо привстает. То есть техника исполнения в новых условиях страдает и обязана измениться. Но техника исполнения находится в рамках человеческого фактора. Также понятно, что чем больше шар, тем сложнее целиться. Снукеристы, например, имеют перед нами огромный перевес по прицеливанию — у них лазер, а у нас колокольня. Результат этого — ювелирная игра в России невозможна.
Два слова о бортах, которые «бухтят» и «дышат», как их ни привинчивай. Не спастись от отрывающей все на свете массы шара. Кто в России определял «вилку» параметров бильярдного инвентаря? Никто и никогда этого не делал. Почему? Это ж любить и понимать надо, пройти через это с определенными мыслями в голове и человеколюбием, поиграть лет 20 в разный бильярд, а не только в свой доморощенный, под анархистским знаменем — бей-беги на винегретах из снукерных плит, карамбольной резины и пуловского сукна, гордо именуемого русским бильярдом. Характер столов влиял на характер игр, который, в свою очередь, влиял на «растущее» мастерство. Путь деградации бильярда в России налицо. От пятишаровой партии, вобравшей в себя все биль-ярдные достижения человечества, от кенона, карамболя и снукера, от смысловой пирамиды — до чудовищной в своей нелепости Невской пирамиды, в которой чемпионом может стать любой, даже тот, кто сам своей рукой ставит себе прямого шара и сам ошибается в нем — раз за разом. А «западники» все эти долгие годы шлифовали понятие о бильярде и отношение к нему как к игре. Эта естественная постепенность и накопление опыта называется эволюцией. Поэтому у них есть концепция бильярда и как игры, и как инвентаря, соответствующего ей. Концепция, сложившаяся во времени, отсеявшая все неподходящее и сохранившая необходимое. В России всего этого нет и быть не может, пока не наступит прозрение, осмысление и создание собственной концепции «умного бильярда» как игры, а не голое желание дешевой босяцкой зрелищности, завернутое в авоську великодержавности и дешевого ура-патриотизма, гордо называемое русским бильярдом.
Именно поэтому стойка российских бильярдных игроков традиционно высокая, а уровень мастерства традиционно низкий, поскольку при сильном ударе контроль техники исполнения, размер удара, а фактически качество игры затруднены. Также очевидно, что чем выше стойка, тем чаще играющий при ударе «салютует» кием, демонстрируя ошибочность, деструктивную направленность вектора силы кия в момент удара. Из этого следует, что чем уже луза, тем меньше потребность в применении стратегии. Даже забивание шара на русском бильярде носит случайный (статистический) характер, а поэтому у такого бильярда нет и не может быть школы. Усложнение инвентаря привело к необходимости упрощения правил — ведь легче изменить правила, чем анатомию человека. Концепция узколузного бильярда занизила смысловую составляющую игры в России настолько, что сделала ее если не посмешищем, то как минимум пародией на настоящий бильярд, так и не отделивший плохих игроков от хороших, объединив их одним непривлекательным в мире понятием «русский». Вывод один — стол должен быть ниже, шары — меньше, лузы — больше, игра должна быть стратегической, а правила обязаны выявлять личное мастерство игрока. Эта цепь событий по превращению цивилизованного смыслового бильярда в русский стала кандалами для бильярда в России, сковав индивидуальность и возможность творчества, отодвинув рост профессионального мастерства игры на бильярде в России на многие десятилетия. Время создания современного снукера, американского и русского бильярда — одно, возраст у них одинаков, а вот развитие и образование, как выяснилось, разные. Все дело в подходе к бильярдному делу.
100 лет — хороший срок для осмысления накопившихся знаний. Безусловно, я не претендую на абсолютность своих утверждений, понимая их временный характер, а предлагаю всего лишь свое видение темы «Искусство бильярда в России», так печально и нелепо канувшего в Лету. Такой бильярд из элитарного высокого искусства превратился в дворовый футбол «бей-беги». Я не против футбола, но давайте хотя бы бильярд сохраним.
На страницах журнала, под своим именем я делюсь своими МЫСЛЯМИ. Никого не заставляю их разделять, не настаиваю, а всего лишь ДЕЛЮСЬ. Они тебе не нравятся? Тебе симпатичны твои "мысли" - напиши и кайфуй. Это ты вещаешь в темноте, в коментах. которые мало кто читает. Разве, что сам ... Это ты пыташься меня убедить неизвестно в чем. Это ты увидел во мне своего психотерапевта, поэтому реагируешь исключительно на форму , оставляя содержание в стороне и не в силах оторваться от меня. Я отвечал тебе. Я искренне пытался тебе помочь... Ты пренебрег. Что ж, дело хозяйское... Оставь надежды... Я "лечу" благодарных, для остальных, я не "врач", я "боль" Как мужчину, прошу тебя - не обращайся ко мне больше. Нет смысла. Грубить не хочу. От тебя мне ничего не надо. Совершишь открытия или еще что-нибудь - порадуюсь за тебя, но не пытайся обратить меня в свою Веру. У меня СВОЯ. нЕ ПИШИ МНЕ - НЕ НАДО
Мое мнение и только мое - статью написал человек, который долго пытался научиться играть в русский бильярд, да так и не научился. Вот и выплевывает свою желчь на страницах журнала. Вы говорите про неточный выход? Жаль, вы не можете прилететь в нашу бильярдную, где мастера кия, которые играют по сорок пятьдесять лет делают выход на спичечный коробок не хуже снукеристов. Вы говорите про низкую стойкую? Но эти же мастера научили меня снукерной стойки и ведь и на снукерном и на русском столе работает только предплечье. А если и многоуважаемый Леман для вас не авторитет, то почитайте труды Кориолиоса. Хотя ваш уровень развития вряд ли позволит оценить по достойнству этот труд.
Может определите, что значит уметь играть. Почему ваши русские мастера кия учили вас снукерной стойке и куда вдруг делся многоуважаемый Леман, со своей русской? Предплечье-то работает... только в снукере его работа легко преодолевает массу снукерного шара, а в русском варианте не может победить даже полиартрит. Про Кориолиса - не смешите. Он к бильярду имеет отношение не более, чем Коперник к Гагарину и полетам на Марс. Про уровень развития... Он позволяет оценить тибя, как желчегонное средство... И последнее... какой же ты пианист, ежели сбацать можешь только у себя на кухне и только от ноты "до"!
Могу объяснить почему снукерная стойка самая оптимальная. Правая нога находится строго под линией удара и на нее переносится вес тела, левая выставлятся вперед для большей площади опоры, таким образом это устойчовая стойка. Вытянатуя левая рука и кисть левой руки ближе поставленная к шару дает максимально точный удар. Низкая стойка позволяет четко видить линию прицела и створ шаров. Правое плечо направленное перпендикулярно кию заставляет работать только предплечье. Расслабленная кисть дает четкий, глубокий удар. Стойка - это одно, а забивать другое. Почему же в начале ХХ века книги Лемана массово скупали и сжигали? Да чтобы простой народ массово не мог научиться владеть исскуством бильярда. Кориолис - дал математические основы бильярда. Да , согласен, при игре никто с транспортиром и динамометром не бегает, однако для общего развития неплохо прочитать. Про сбацать на кухне - да, я не сильный игрок, но и вы, готов поспорить, не лучший в России по бильярду.
Ты как на экзамене: предмета я конечно не знаю, но могу рассказать одну историю... Ты кстати не знаешь какой тираж был у книг Лемана, кто их массово скупал и сжигал, да еще в начале века...? Какому "идиоту" это понадобилось? Это наверное по указанию партии, да? Да, милый, занесло тебя со снукерной стойкой и способностью задумываться... Скажи, дружок, А лучший это кто7 Не , не фамилию, а по смыслу. Это который, что - умеет, понимает, делает, объясняет, чувствует, исполняет лучше других... кто у нас в России бильярдист с большой буквы7 Я, например знаю... не больше 3-4 человек, а мой стаж более 30 лет...
Можно и 50 и 60 лет стажу иметь и ничего не уметь... все, мне с вами больше не о чем разговаривать
Не... давай поговорим о дровах... или о ведьмах...
.. однако автору спасибо за данную статью. Как человек, играющий хорошо в пул, и до этого хорошо игравший в русский, могу сказать что согласен на 100% касательно тупости русского бильярда в том виде, в котором он существует сейчас. Я что-то там прочитал в коментах про выход мастеров на спичечный коробок в русском... Нет слов, готов поставить свой авто на то, что 8 из 10 выходов самого классного "мастера" на другую половину стола не уложатся даже в лист А4!!! Даже с прямого шара!! Я видел много, очень много отменно играющих людей... А чужой с боковиком через полстола? 9 из 10 будут мимо лузы!!! О каких "выходах" и позиционной игре в русском бильярде вы говорите? 9 из 10 современных "спортсменов" из сотки "мирового русского (или бывшего СССР)" рейтинга играют по принципу: - вот сейчас я прицелюсь под самый низ шара и со всей мочи (или не со всей, как кураж будет) с ядреной оттяжкой забью шара; и потом с озабоченно/серьезным лицом смотреть, куда же судьба выведет биток от 2-5 бортов... Чем сильнее оттяжка, тем больше апплодисменты. - или забью-ка я свояка с винтом от лузы (с винтом на лузу 99% бить вообще не умеет) так, как научился..., а чужой... а что чужой??.. потом посмотрим... Объясняю "каталам": попробуйте поставить 2 шара на центральные точки дома и пирамиды и забить хотя бы 10 из 20 свояков на РАЗНОЙ силе удара, от самого тихого до самого сильного, так, чтобы чужой сделал постепенно 1-2-3-4-5 бортов... Я НЕ ВИДЕЛ ЛЮДЕЙ, способных на это. О какой позиционной игре вы говорите? Русский бильярд - это игра на КЛАДКУ.. "Москва", фишечный карамболь - редчайшие исключения, когда люди действительно начинают осмысливать суть бильярда. Как если сравнить игроков в карточного дурака и преферанс. Дурак распространеннее, это однозначно, но это не значит что это карточная ИГРА. Игра с большой буквы. Это попса для чайников... Сколько "профи" в русском бильярде при мне облажалось на "детском" пуле с "игрушечными шариками", не забив даже 1/3 простейших шаров, а потом долго морщило лоб в мыслях "как это так, не может быть...!!!" НИКТО из русских катал не согласился играть на деньги в пул, даже с форой. Не раз слышал, что игра в пул "русским" игрокам серьезно прибавляла мастерства в русском, а именно позиционной игры, но НИ РАЗУ НЕ СЛЫШАЛ ОБ ОБРАТНОМ, хотя многие игроки в пул балуются русским с друзьями и пр. Снукер пробовал - это СИЛЬНО. До него расти и расти. Попасть битком с борта в шар на вершине пирамиды и хотя бы +- 5 см от лузы - попробуйте сами хотя бы раз. P.S. поставьте на русском столе шар в 30 см от угловой лузы под 45 град. Спорим, что от борта паралелльно длинному борту 5 из 10 не забьете? А на 100$? Мастера русского бильярда, блин... P.P.S. а писать сказки-повести-рассказы про подпольных гениев бильярда, с кия собирающих партии из одних оборотников, абриколей и "штанов" много ума и мастерства не надо. P.P.P.S. Фильм "Классик" помните? Хороший фильм, мне нравится... Размер луз там на русских столах кто-ть успел приметить? Будут повторять - примотритесь. Интересно, это тоже РУССКИЙ стол и РУССКИЙ бильярд? Не мудрено, что у них там все залетало... Уффф, искал данную статью знакомым дать почитать, а тут сам такое накатал, глядя на этих "комментаторов" :)
СПАСИБО ЗА ПОНЯТИЕ... ТРЕЗВОСТЬ И РАЗУМНОСТЬ, ЗА СОХРАНЕНИЕ БИЛЬЯРДА В ДУШЕ. Я, УЖЕ, НЕ ОДИН..!
Проблема не в бильярде, а в том,что вы Россию не любите,товарищ...Генералов м большой буквы Г!
Душили, душили, душили, душили...