Разобравшись в первых частях своего труда с тем «кто виноват?», Виталий Архипов продолжает рассуждать на тему «что делать?». Начало ответа на этот вечный животрепещущий вопрос - в предыдущей части.
Совместить идею сыгрывания своего шара и идею контроля обоих шаров при ударе можно инвертируя функцию битка при сыгрывании своего шара, то есть сыгрывая свояком не биток от прицельного шара, а прицельный шар от «битка». В данном случае подразумевается что «биток» это не шар, по которому бьют кием, а шар отличный по цвету от других шаров. При этом сыгрывание своего шара на тихом ударе уже не будет ударом по отыгрышу, и чёткий контроль прицельного шара при сыгрывании своего шара станет необходим, потому что в этом случае прицельный шар и есть цветной «биток», который обязан участвовать в следующем ударе. Запрет на сыгрывание цветного «битка» решает проблему случайных шаров («дураков») в пользу играющего и проблему ввода битка ударом с рук. Такой игровой принцип заложен в игру «Цыганочка».
В ней применена прогрессивная система оценки сыгранных шаров в серии, которая стимулирует зрелищную игру по выходу, а также выполнение сложных ударов (от борта, шаром и пр.). Уменьшенное количество белых шаров в «Цыганочке» (10 вместо традиционных 15) уменьшает количество возможных игровых вариантов и обеспечивает, с одной стороны повышенную техническую сложность игры для игрока, а с другой стороны облегчает контроль игры зрителем.
Небольшая практика игры в «Цыганочку» показала целесообразность в большей степени сыгрывать чужие шары, чем свои, что делает игру несколько односторонней в техническом плане. Это происходит потому, что вариантов выхода битка при сыгрывании чужого шара значительно больше, чем при выходе прицельным шаром, когда сыгрывается свой шар. Да и контролировать размер (длину проката) битка значительно проще, чем прицельного шара.
Повысить зрелищность, путём увеличения частоты сыгрывания свояков в игре и устранения этим дисбаланса в демонстрируемой игроками технике, можно в игре «Кадриль» с двумя «битками», для каждого игрока своего цвета, отличного от цвета остальных шаров (белых). При этом, своим «битком» можно сыгрывать только белые шары (играть чужих), а играть своих можно как от своего «битка», так и от «битка» соперника, но только используя белые шары. Помимо контроля обоих шаров при ударе, в такой игре необходимо принимать во внимание и положение второго «битка» относительно белых шаров и луз. Разумеется, также как в «Цыганочке» сыгрывать цветные «битки» в лузу нельзя, что решает проблему «дурака» и ввода битка ударом с рук. Ещё большую мотивацию чёткого контроля «битка» при сыгрывании белого шара можно придать запретом на соударение двух цветных «битков» не только первым касанием, но и любым другим в течении удара. Также как и в «Цыганочке» игра ведётся на очки с прогрессивной оценкой сыгранных шаров в серии, но в отличии от неё в «Кадрили» используется всего 7 белых шаров, устанавливаемых в форме шестиугольника на 3 точке стола. Увеличившееся за счёт двух битков количество возможных вариантов игры компенсируется уменьшенным количеством белых шаров, что обеспечивает высокую сложность игры для игроков, и в то же время лёгкость восприятия зрителем.
Обе игры подразумевают «игру с продолжением», то есть после сыгрывания всех белых шаров они устанавливаются на стол заново и игра продолжается до тех пор, пока один из соперников не наберёт заранее установленное число очков. Это практически исключает возможность «партии с кия» и обеспечивает борьбу соперников - необходимый элемент зрелищности игры на бильярде.
Обе игры также подразумевают «джентльменский заказ», то есть объявление голосом заказа «шар-луза» в случае если планируется сыгрывание белого шара не напрямую, а от борта или шара. Это практически исключает падение случайных шаров («дураков») в пользу играющего.
В «Кадрили» с двумя цветными «битками» предложен совершенно новый для русского бильярда технический элемент, а именно: результативным ударом считается также заказной трёхбортный карамболь своего битка от белого шара по битку соперника. Очевидно, что этот элемент может быть использован игроками при малом количестве белых шаров на столе и будет роднить игру с 3-х бортным карамболем, что, полагаю, будет способствовать популяризации игры за рубежом.
Разумеется, описанные игры не являются «истиной в последней инстанции», они лишь демонстрируют возможные способы технического усложнения игры при одновременном увеличении зрелищности и устранении недостатков существующих спортивных дисциплин (игр) в русском бильярде.