Хабиб: «Случайность и Зрелищность»

  •  
  • 08 июня 2012 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Хабиб: «Случайность и Зрелищность»Фото с картины художника Владимира Семеренко. ЛЛБ  

Виталий «Хабиб» Архипов предлагает вашему вниманию очередную порцию своих размышлений. Тема – один из «коньков» нашего теоретика – случайность в бильярде и ее влияние на игру.

Энциклопедия определяет слово АЗАРТ как эмоцию, связанная с предвосхищением успеха в чём-либо (не обязательно адекватного реальности). Часто АЗАРТ связан со случаем, игрой, риском, опасностью. Само слово происходит от французского слова hasard — «случай», «риск», «игра в кости», которое, в свою очередь, попало через испанское слово azar — «игра в кости», а в испанский язык из арабского: «аль-захр» — «игральная кость».

В английском языке, слово hasard означает «опасность», а применительно к бильярду - «луза». Это связано с тем, что при появлении луз на бильярдном столе они олицетворяли опасность, и бьющий игрок должен был избегать падения своего шара (битка) в лузу, одновременно стараясь уронить в лузу шар соперника. Уже в этом отчётливо прослеживается, что бильярд воспринимался как игра полная случайностей, сродни гораздо более древней игре в кости. Наглядность передвижения шаров по столу с лузами, возможность осмысленно влиять на траекторию движения своего шара (битка) при ударе делала игру на бильярде ещё более азартной, чем игра в кости.

Чувство азарта, предвосхищение успеха, вера в то, что удача улыбнётся, мотивирует игроков продолжать игру, а случайного зрителя у стола побуждает попробовать себя в игре.

Однако, посмотрим на азартную игру со стороны, в качестве отдалённого зрителя наблюдающего такую игру по телевизору. Зрелищна ли она, притягивает ли она внимание зрителя? Полагаю, что нет. И чем больше элемент случайности в игре, тем менее интересна игра для просмотра сторонним наблюдателем. Потому что отдалённого наблюдателя привлекает в первую очередь как раз не случайный, а осмысленный элемент игры. И поведение, внешний облик игроков, позволяющий зрителю определиться с симпатиями.
Также необходимо отметить, что внимание отдалённого наблюдателя к происходящему на экране не может быть неограниченным во времени. Неизбежно, по прошествии некоторого времени, внимание ослабевает, а если игра продолжается чрезмерно долго, то интерес зрителя пропадает совсем. Современная практика показывает, что оптимальное время для телевизионного зрелища около двух часов.

Посмотрим под этим углом зрения на спортивные игры русского Бильярда, и постараемся ответить на вопрос: «Как соотносится зрелищность игры при ТВ-просмотре с элементом случайности в игре?».
Бильярдная игра полна случайностей. Движение битка при ударе зависит от качества наклейки и нанесения на нее мела, возможных неровностей плиты/сукна стола, траектории шаров после соударения зависят от состояния касающихся поверхностей шаров в момент их соударения, лузы могут иметь различные малозаметные дефекты, и так далее. Это приводит к тому, что даже при правильном прицеливании и ударе шар может быть не сыгран и дальнейшее его поведение во многом непредсказуемо. Мастерство игрока, помимо прочего, определяется умением оценивать вероятность сыгрывания шара и соотносить её с вероятностью создания неблагоприятной для него позиции шаров в случае его несыгрывания. Однако можно выделить в отдельную группу случайности другого рода, те, которые оказывают значительное непосредственное влияние на результат партии. Например:
- Результативный начальный удар, при этом возможно 1) на игре ничего нет, 2) всё стоит близко к лузам и удобно для сыгрывания.
- Нерезультативный начальный удар, при этом возможно 1) на игре ничего нет, 2) всё стоит близко к лузам и удобно для сыгрывания.
- Несыгранный шар, отразившись от трёх бортов 1) застрял в другой лузе, 2) упал в другую лузу.
- При промахе шар выкатился к другой лузе, при этом 1) биток «замазался» третьим шаром, 2) биток встал удобно для сыгрывания «подставки». Это пример для московки /невки.
Можете сами вспомнить и другие примеры.

Нередко 1) от 2) отличают доли миллиметра, на которые игрок повлиять при ударе не в состоянии. В таких случаях говорят, что одному игроку повезло, а второму, соответственно, не повезло. Распространено ошибочное мнение, что с увеличением продолжительности игры (увеличении необходимого количества побед), случайные игровые события распределяются между соперниками равномерно, то есть везение одного уравновешивается везением другого и исход встречи решает только превосходство одного из соперников в мастерстве игры. Это заблуждение сродни наивной уверенности некоторых игроков в лотерею, высчитывающих давно не выпадавшие в тиражах номера и ставящих на них в расчёте, что вероятность их выпадения в очередном тираже выше чем других номеров.

Для большей наглядности рассмотрим пример с цифрами. Предположим, что в результате таких случайностей сыгрывается 30% от общего количества шаров, а уровень мастерства соперников соотносится как 5 к 4. То есть ожидаемый результат игры в длинную американку до 100 шаров будет 100:80, без учёта случайности.

С учётом же равномерного распределения случайности между игроками, то есть по 15% от 100 шаров (по 15 шаров), пропорционально мастерству будут результаты относительно 100-15=85 шаров. То есть для «слабого» соперника результат будет 85*4/5 + 15 = 83 шара. И результат игры будет 100:83 в пользу «сильного» соперника.

Теперь предположим что «слабому» игроку везло, то есть случайность распределилась неравномерно в пользу слабого игрока как 1 к 5. То есть из 30 шаров определяемых случайными событиями 5 у «сильного» игрока и 25 у «слабого». При этом, в то время как «слабый» игрок наберёт 75+25=100 шаров, у «сильного» будет только 75*5/4+5=98,8 шаров. И результат игры будет 98,8:100 в пользу «слабого» соперника.
Очевидно, что увеличением продолжительности встречи изменить влияние случайности на исход встречи невозможно (не очевидно, Виталий и, как минимум, очень спорно – прим. ред.). В то же время зрелищность чрезмерно продолжительной встречи ниже, чем оптимальной по времени.

Может показаться, что в таком случае невозможно исключить влияние случайности на исход бильярдных матчей. И в целом это действительно так, но можно уменьшить это влияние, и тогда «непредсказуемых» результатов будет на порядок меньше чем в современной действительности Русского бильярда. То есть сделать так, чтобы не 30% сыгрываемых шаров, а скажем, только 10% определялись случайностями. Нетрудно проверить, что тогда, даже при абсолютно неравномерном распределении случайности в пользу «слабого» игрока, то есть все 10 «случайных» шаров его, при отношении сил (мастерства) игроков как 5 к 4, матч закончится со счётом 100:90 в пользу «сильного» соперника. Случайность же будет влиять только на игры соперников примерно равного уровня мастерства. В этом случае любой результат не будет казаться «непредсказуемым».

Как же уменьшить влияние случайности на бильярдную игру? В первую очередь нужно исключить именно те случайности, которые оказывают наибольшее влияние на результат партии. К примеру, исключить требование активного разбоя в американке, так как возникающая после него позиция во многом случайна. Не засчитывать случайно сыгранные шары незапланированные игроком, для чего необходимо сделать игру заказной. Учитывая то, что проговаривание заказа замедляет игру (почему? – прим. ред.), и этим вредит её зрелищности, оптимальным вариантом представляется «джентльменский» заказ при котором прямые шары объявлять не требуется. Разумеется, невозможно исключить случайное застревание шара в лузе, но следует отметить, что при игре одним шаром такая случайность оказывает меньшее влияние на исход партии, чем при игре любым шаром. Это говорит в пользу большей зрелищности игр битком. В целом, справедливо то, что чем больше шаров на столе, тем больше вероятность таких случайных событий как падение «дурака» или застревание «щёчки». Это говорит в пользу игр с меньшим количеством шаров в игре в среднем. Например, в длинной американке, где пирамида разыгрывается до предпоследнего шара, в среднем меньше шаров в игре, чем в обыкновенной американке.

Резюмируя, отмечу, что случайность неотъемлема от игры, но чрезмерная её составляющая вредит её зрелищности. Удлинение игры не может повлиять на элемент случайности в игре, при этом способно снизить её зрелищность.
Я был бы не понят многими, если бы не заметил в заключение, что предлагаемая мной игра на русском бильярде «Кадриль», с двумя цветными шарами и семью белыми, создавалась с учётом вышеизложенных соображений. В ней «значимые» случайные игровые события сведены к минимуму, и результат встречи определяется соотношением мастерства игроков. : -)

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 24 | прокомментировать
Просмотров: 617

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter