Сергей Локтев о связи времен

  •  
  • 11 мая 2013 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Сергей Локтев о связи временФото с картины художника Владимира Семеренко. ЛЛБ  

Связь времен в русском бильярде - такова тема очередной статьи Сергея Локтева.

 Распалась связь времён.
Зачем же я связать её рожден!

У. Шекспир, «Гамлет»

В обсуждении в комментариях к моей предыдущей статье «Русский бильярд - спорт или коммерция?» возник вопрос о том, почему ФБСР избавлялась от «непослушных профи», делая ставку на молодежь?
Любой профессиональный спортсмен в каком-бы виде спорта это не было, должен пройти очень протяжённую дистанцию от подающего надежды юниора до состоявшегося мастера. Это может быть пять, семь, десять и даже двадцать лет. Весьма нагляден пример из снукера, события последних лет. Заиграли возрастные профессионалы, ну а уж то, что выдал Ронни О`Салливан – демонстрация того, как менеджмент в снукере, в первую очередь, Барри Хирн, бережно относится к великим спортсменам, закрывая глаза на их некоторые «фокусы».

Суть всего происходящего в любом профессиональном спорте заключается в том, чтобы из ярко вспыхнувшей звезды сделать на долгий срок узнаваемую всеми личность – один из символов данного вида спорта.

Великие примеры Стива Дэвиса, Джона Хиггинса, Стивена Хендри, Джимми Уайта – за этих великих игроков в снукере болеют поколениями. Любовь переходит от отца к сыну, если не к внуку. И как цепная реакция, соответственно растёт количество поклонников замечательной игры – снукера.

Теперь обратимся к Русскому бильярду, что происходило и происходит у нас. Когда-то, на заре становления бильярдного спорта в России, в начале 90-х годов, существовал клуб «Русская пирамида» в ЦСКА. Как паломники, со всего Советского Союза туда стекались игроки, чтобы посмотреть «вживую» на Ашота, Митасова, Луну, Бешеного, Д`Артаньяна, Мракобеса, Рифата и многих других великих игроков Русского бильярда. Люди ехали и без сожаления оставляли деньги, просто чтобы чему-нибудь научиться.

Именно там появилась молодежь: Аслан Бузоев, Боря Григорьев, Эдик Галиянц, Максим и Евгений Сталевы, Антон Мерцалов, Юрий Пащинский и многие другие, извините, кого не назвал. Это было настоящее горнило, шла переплавка, аффинаж, вырастали новые великие игроки Русского бильярда. Именно это и является преемственностью поколений.

В «Русской пирамиде» и возникла идея создать профессиональный союз бильярдистов. Она являлась центром Русского бильярда СССР. Не было интернета, сотовых телефонов, но бильярдные новости расходились моментально. Существовал живой неподдельный интерес к звёздам бильярда.

У пришедших к власти в Федерации бильярдного спорта Митасова и Никифорова однажды родилась идея: уж слишком неуправляемыми являлись игроки старшего поколения, и, следовательно, нужно сделать ставку на молодежь. Вырастить её в том «спортивном» духе, который бы не позволял задавать вопросов и обеспечил лёгкую управляемость Федерации. Поставить в регионах «ручных», пусть и слабо соображающих, президентов местных федераций.

Сборная России стала формироваться по принципу личной лояльности и преданности Митасову и Никифорову, и на каком-то этапе это даже сработало, по крайней мере, для отчётности: появились свои новые чемпионы – Павел Меховов, Юрий Пащинский, Кирилл Анищенко и другие.

Одновременно наметилась нездоровая тенденция: игроки, являясь абсолютно молодыми и полными сил для роста спортивного мастерства, стали оставлять бильярдный спорт (Пирамиду): Анищенко, Баев, Богушевский, Петушков и другие. Почему? Отсутствие перспектив, знание «кухни» ФБСР изнутри, породило апатию и нежелание продолжать спортивную карьеру. Им никто не дал шанса стать профессиональными спортсменами.

Борьба на первенствах России и чемпионатах мира за медали и кубки стала для них обыденной и не представляющей никакого интереса. Зачем человеку становиться трижды или пятикратно чемпионом России и не иметь при этом реальных средств к достойному существованию?

А тем временем Русский бильярд начал стагнировать. В наш прагматичный век сложно из года в год удерживать в своих руках структуру, награждая участников процесса лишь дипломами и грамотами, а себе оставляя наличность.

В данный момент набирает обороты и, возможно, уже превосходит по качеству и количеству молодых спортсменов украинская школа. Может быть, оттого, что там существуют две федерации и между ними имеется реальная конкуренция? Или от территориальной скученности городов? Российский бильярд потихоньку сдаёт свои позиции.

Тут бы впору ФБСР и задуматься о привлечении действующих ветеранов к процессу реанимации Русского бильярда. Но где те механизмы, о которых мы годами слышали? Где та программа развития, где преемственность поколений? Где школы, где профессиональные тренеры? Нет, мы будем расширять президиум, летать на собрания, одобрять и выражать поддержку «политике партии».

Я живу в Сибири и могу с уверенностью сказать, что сибирский бильярд умирает. После всплеска двухтысячных, когда, благодаря турнирам МПЛРБ и АРБ, появилась плеяда сильных сибирских игроков, идёт быстрое угасание интереса к бильярдному спорту. Чемпионаты мира в Новосибирске и Кемерово – разовые акции. Такие города, как Томск, Красноярск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Тюмень и т.д. в настоящее время не представлены ни одним приличным игроком.

Вы спросите, откуда взялись игроки Баев, Богушевский, Тузов, Фрейзе, Локтев? Отвечу: я в 98-м году привлёк к работе федерации Кемерово Юрия Соснина («Бешеного»), Евгения Созыкина, Василия Лазарева, Ярослава Тебетова. В Кемерово некоторое время жил и занимался Борис Григорьев. Приезжал брать уроки Д. Богушевский.

Дети в спортивной школе имели возможность тренироваться столько, сколько хотели. Старшие вместе с младшими. Весело спарринговались навылет.

Это не просто ностальгия С. Локтева по прошлому, это пример того, как можно возродить Русский бильярд. Только с помощью преемственности поколений. Только с помощью профессионалов. Создавая им условия для игры и тренировок. Лично я уверен, что 30 и 40 лет в бильярде – совершенно не возраст.

Илья Киричков, Аслан Бузоев, Василий Лазарев, Борис Григорьев, Эдуард Галиянц, Юрий Соснин, Антон Мерцалов – эти наши великие игроки Русского бильярда ещё полны сил и способны передать свои знания и привить свою любовь к бильярду молодёжи. Именно под этих людей нужно создавать школы, достойно финансировать их, освещать их деятельность и помнить, что это настоящие звёзды Русского бильярда.

Пройдёт несколько лет, и появятся молодые звёзды, любящие и понимающие Русский бильярд, который, к тому времени, уверен, станет профессиональным видом спорта.

ФБСР совершенно забыла о тех, кто постарше: Гиви Анфимиади, Гурам Мамуладзе, Рифат Садриев. Я уверен, они тоже смогут внести свою лепту в развитие Русского бильярда. И тогда на трибунах дед сможет сказать внуку: «Я играл с самим Ашотом, Жуковым, Луной, давай-ка я тебя отведу в школу Русского бильярда».

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 41 | прокомментировать
Просмотров: 642

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter