«Изобретение велосипеда»: к размышлению о новых видах игр на русском бильярде

  •  
  • 28 апреля 2009 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss

От редакции. Судья международной категории Владимир Кадышев прислал в редакцию очередную статью, на этот раз критикующую, судя по перекличке в названии, предыдущее выступление Сергея Локтева. директора кемеровского клуба «Академия», экс-президента Международной профессиональной лиги русского бильярда. Критику материала самого Владимира Кадышева (в том числе Локтевым!) читайте в следущем печатном выпуске журнала Бильярд Спорт, который увидит свет в конце мая. А теперь – слово самому «румяному критику».

Множество светлых и пытливых умов России, вращаюшихся в бильярдной орбите, пытаются придумать всё новые игры на одном стандартном бильярдном столе – на прямоугольнике из двух сочленённых квадратов. Они пытаются то прибавить, то уменьшить количество шаров на столе, то раскрасить шары в различные цвета радуги, то обусловить игру оригинальными элементами, то разместить на игровом поле стола кегли (фишки), то использовать в качестве битка один шар, то любой произвольный и … множество других приёмов.

Все эти эксперименты могут быть оправданы только для небольших групп любителей бильярда. Одно дело - игры на бильярде в режиме ожидания на взлёт пилотажных групп в авиации или диспетчерских пожарных служб, когда эксперименты на бильярдном столе позволяют скоротать время и разнообразить его новыми эмоциями. Другое дело - развитие бильярда как спорта или коммерческого проекта, для которых необходим устойчивый и понятный массам с точки зрения логики ход развития события (борьбы) на зелёном поле бильярдного сукна.

Самые устойчивые спортивные бильярдные объединения, такие как снукер или карамболь, обрели надёжный международный статус, в первую очередь, по причине своей консервативности. Они на протяжении десятилетий не меняют ни правил игры, и тем более, не экспериментируют с базовым инструментарием своего спорта.

Элементарный анализ обстановки в бильярдном спорте России поражает хаотичностью подхода к вопросам правил игры, судейства и инструментария игры. На протяжении своей небольшой истории (с 1989 года) Федерация бильярдного спорта неоднократно меняла правила игры. Ни в одном официальном документе, кроме «Ежегодного справочного издания по бильярдному спорту 2002 года», не определены основные стандарты для «русского» спортивного бильярда, да и те никогда не контролировались по существу. Но основная беда нашего бильярда в том, что ФБСР не смогла объединить вокруг себя основные бильярдные центры России и наш бильярд, как бы автономно, живёт в ФБСР и в этих центрах. Отсюда неразбериха с правилами игры, отсутствие единого подхода к инструментарию игры и неудачные эксперименты с введением новых видов игр на нашем «русском» бильярде.

Яркий пример этому – появление десяти видов игр в правилах соревнований по бильярдному спорту, опубликованных Национальной федерацией бильярдного спорта России под редакцией В.И. Гофмейстера (М., изд. «Нива России» 1999 год). Трудно себе вообразить возможности НФБС на то время, чтобы провести все эти соревнования в рамках федерации в течение года. А если учесть, что соревнования проводились тогда в трёх возрастных группах, как это декларировалось в тех же правилах, то НФБС должна была проводить тридцать календарных соревнований, что является необычной фантазией руководства федерации.

В правилах 2002 года ФБСР оставила четыре вида игр: «пирамида русская», «пирамида московская», «пирамида» и «пирамида международная». Что касается первых трёх игр, это традиционные наши на «русском» бильярде, ранее они именовались: «пирамида», «американка» и «московская». «Пирамида международная» - чужеродная, она возникла в нашей северной столице сначала под именем «Невская», как проект сотрудничества с зарубежными федерациями бильярдного спорта, и проводилась под брендом «Кубок Лангони». По замыслу её продвигателей, в наш бильярд для зарубежных спортсменов создавались условия для конкуренции на «русском» бильярде с нашими отечественными мастерами. Ведь за рубежом не играют «своего» шара в лузу, у них за это – штраф, а в нашем бильярде наоборот. Профессиональные пулисты и снукеристы несравненно увереннее сыгрывают «чужих шаров» и правила игры в «невскую» пирамиду давали им шанс за счёт игры «с руки чужого шара» все - таки бороться за своё достоинство в бильярде. Ожидание руководства федерации, что теперь к нам в Россию на соревнования повалят игроки из–за рубежа, не оправдалось. В большинстве «Кубков Лангони» иностранцы замыкали турнирные таблицы, за редким исключением. Но не это было главным в охлаждении иностранцев к «невской», главным было то, что организаторы не смогли создавать призовой фонд соревнований на приемлемом для иностранцев уровне.

Тем не менее «Невская» прописалась в календарь Всероссийских соревнований и получила определённый резонанс в бильярдном сообществе. Позднее игра переименована в «Динамичную». Конечно, повышение динамики игры – это то, что в первую очередь важно для телевидения и проект был подхвачен именно им.

Очевидно, что после того, как в игре забит «свояк», пробить пенальти в пустые ворота для игрока средней руки не представляет особого труда, этим и достигается вся динамика игры. Но что получается с точки зрения логики борьбы на зелёном сукне? Представьте себе футбол или хоккей. После забитого гола выходит игрок из авангарда команды и вколачивает ещё один гол с пенальти, но уже в пустые ворота. Ликование трибун, комментатор захлёбывается от восторга, оценивая мастерство, с которым игрок попал в створ ворот… Что может быть более несуразным в борьбе, если так оценивать соревнование, но подобное мы наблюдаем и слышим на нашем телевизионном экране.

Если бы мы на практике видели какие-то сложные выходы после забивания дармового «чужого», но, увы, арсенал наших мастеров бильярда, в основном, сводится к оттяжке «своего» за счёт нижнего вращения, да и то «размерчик удара» частенько подводит их. Кто из них решается забивать «с руки чужого» на резке, чтобы поставить биток в желаемую позицию? В этом именно вся «динамичность» этой пирамиды.

Когда я слышу или читаю фантазии изобретателей новых игр на бильярде, мне хочется им напомнить, что бильярд на различных уровнях имеет право быть разнообразным. В том же издании В.И. Гофмейстера разновидностей игр на «русском» бильярде перечислено немало, даже с основными элементами правил игры (винт, алагёр, батифон, финская партия, кегли, карамболь, пачекот…). Думаю, что некоторые «изобретатели» об этих играх даже не слышали. Но зачем тащить в спортивный бильярд игры, которые по сути своей не отражают основной особенности «русского» бильярда – игру «своих» шаров?

Если речь могла бы идти о развитии «русского» спортивного бильярда, логичнее ограничить шкалу разновидностей игр числом не более трёх: «свободная пирамида», «комбинированная пирамида» и «классическая пирамида». Это позволяет сохранить лучшие традиции «русского» бильярда и удовлетворить потребности трёх поколений игроков: молодёжи, зрелых игроков и ветеранов бильярдного спорта. При этом основными играми определить первые две, которые могут обеспечить высокую динамику, если подкорректировать правила игры с сохранением логики спортивной борьбы. Конечно, на динамику игры сильно влияют ещё и такие факторы, как размер и конфигурация луз при неизменном размере шаров, но почему-то об этом мы не находим рассуждений ни в печати, ни на телевидении. Именно к этой мысли подвигает меня картина, которую я наблюдаю не первый десяток лет в Москве и других городах нашей Родины.

В.Д. Кадышев
г. Москва, апрель 2009 года

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 9 | прокомментировать
Просмотров: 428

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter