Русский бильярд. История болезни от Виталия Архипова
Статья Сергея Локтева «Детская болезнь левизны в «Пирамиде» или Русский бильярд тяжко болен» натолкнула на размышления еще одного автора, время от времени публикующего статьи на нашем сайте. Встречайте «историю болезни русского бильярда от «Хабиба».Воспользуюсь приглашением уважаемого мною Сергея Локтева и выскажу своё мнение   ...
Для AntiKvazaR
Вы полагаете тяжёлая атлетика игровой вид спорта? :-)
Ещё раз повторюсь, есть спорт высших достижений, где борятся за рекорды и в них зрители второстепенны, хотя без них представить соревнование трудно. Но можно.
И есть игровые виды спорта, которые без зрителей вообще представить себе невозможно. Футбол, хоккей при пустых стадионах, кому такой нужен ?
№47
Хабиб пишет 20 Январь, 2012 10:02
Для Pittt
Я понял Вашу мысль. Но не согласен с ней.
Возьмём трёхбортный карамболь. В нём тактики нет вообще. Исключительно атакющая игра. И кладки в лузу нет. Суть игры - попадание битком свояком от шара в мишень - третий шар. Не что иное, как демонстрация умения управлять движением одного шара. И развитие Карамболя за 100 лет от простого к зонному, затем бортовому, и наконец к трёхбортному отражает рост мастерства игроков именно в этом умении управлять битком. С ростом мастерства росла и зрелищность. Если взять отдельный результативный удар в каждой из бильярдных игр, то удар в 3-х бортном карамболе будет объективно наиболее зрелищным. Поспорить с ним сможет только удар на две лузы в Русском Бильярде (штаны). Почему? Да потому, что штаны это демонстрация контроля ДВУХ шаров, а не одного как в карамболе. А строгость русских луз говорит о том, что контроль не менее чёткий чем в карамболе. Однако в карамболе 5-10 очков в серии обычное дело, а в Русском и одни "штаны" редкость и большей частью случайность.
Однако, карамболь не очень популярен в мире. Почему ? Полагаю, потому, что он (3-х бортный) очень сложен и поэтому мало любителей им увлекается, учитывая наличие более лёгкой конкуренции в виде снукера и пула. А раз мало любителей то и зрителей мало, так как эти две аудитории взаимосвязаны.
Безусловно, тактическая составляющая игры, которая есть в лузном бильярде и нет в карамболе, привносит колорит и некоторую зрелищность, добавляет интеллектуальности игре. Но в лузный бильярд нельзя выиграть не забивая шары. Вот зрители с футбольного матча закончившегося со счётом 0-0 уйдут недовольные, несмотря на великолепную игру вратарей и защитников. Недовольные именно игрой нападающих. Поэтому тактика в спортивной (читай ориентированной на зрителя) бильярдной игре не должна превалировать над атакующими действиями.
№48
Сам бильярдист пишет 20 Январь, 2012 10:04
В комментарии к статье Локтева я написал:
"Беда "великого" русского бильярда в том, что играют в него только на территории бывшего СССР. И нигде в мире в него не играют и, что самое главное, не будут играть никогда. Он обречен на гордое прозябание на обочине мирового спорта. Нет зрелищности - не будет телевидения, нет телевидения - не будет рекламы, не будет рекламы - не будет спонсоров, не будет спонсоров - не на что сделать зрелище. Замкнутый круг!"
Архипов правильно подметил то же что и я - низкую зрелищность русского бильярда. А в чем высокая зрелищность снукера и пула - спросим мы? Ответ тут дать может только простой, неподготовленный зритель, сам возможно изредка играющий. - В том что эти игры УМНЫЕ, или, как говорит чемпион Европы Константин Степанов - ВАРИАТИВНЫЕ, позволяющие в сложных, трудных позициях найти одно, а чаще множество интересных решений. Вариативность русского бильярда - низкая и такая же у него и зрелищность. Увы! И не надо стенаний, что это у нас только рожи глупые, а сами-то мы русские - очень умные - телезритель просто переключается на другой канал! На пул и снукер!
Разорвать замкнутый круг русского бильярда возможно лишь развитием зрелищности, привнеся в него элементы высокой вариативности пула и, возможно, предельной сложности снукера.
№49
Комментатор AsiaSport пишет 20 Январь, 2012 11:05
"...Однако, карамболь не очень популярен в мире. ... и зрителей мало..."
Очередной бред. Карамболь - наиболее популярная игра в мире, призовые на порядок выше, чем в лузных видах бильярда, зрителей умотаться.
№50
Pittt пишет 20 Январь, 2012 11:36
№47
Нет, вы не понимаете меня.
Берем карамболь - позиция трех шаров относительно бортов и друг друга имеет наивысшую степень значимости, от этого и возникает потребность в выполнении сложных массе. Развитие карамболя явно отражает усложнение позиции от трех шаров к трем шарам и трем точкам бортов. Именно понимание позиции в карамболе позволяет выполнять выставку всех трех (!) шаров под результативный удар и в итоге серию ударов (вы же не думаете что это происходит исключительно случайным образом?).
В лузном бильярде позиция также базируется на трех точках: "биток-прицельный шар-луза". Игра "карамболь" - как бы оборотная сторона "алягера" или "два шара" на лузном бильярде (игра целиком и полностью построенная на отыгрыше, так как выставка/подставка шара ведет к проигрышу). Усложнение позиции для лузного бильярда прямо выразилось в увеличении числа шаров - таким образом возникает сложность достижения лузы прицельным шаром ("лишние" шары мажут и лузу, и прицельный шар). Уникальность русского бильярда выразилась в усложнении начальной позиции иным способом - стол менялся.
Таким образом с точки зрения зрелищности - удар (движение кием до соударения наклейки с битком) не представляет интереса. Интерес представляет процесс изменения позиции шаров после удара - в вашей терминологии это значит "контроль битка и выход", "контроль двух шаров" и т.п. А также определенный интерес представляет анализ позиции после остановки шаров (успешный или неуспешный результат вышеописанного игрового события). Собственно, что я и пытался сказать - оперируя термином "позиция".
№51
Хабиб пишет 20 Январь, 2012 11:43
Для Сам бильярдиста.
Не думаю, что чемпиона Европы К.Степанова можно отнести к "простому, неподготовленному зрителю". :-)
Хотя необходимую Русскому Бильярду ЗРЕЛИЩНОСТЬ нужно понимать именно в таком, широком смысле - ориентированную на простого, неподготовленного зрителя. Поэтому вариативность и сложность это для Кости, а для зрителя другое :
1. Красивая картинка и простота контроля правил игры. Этому способствует игра одним шаром, умеренное количество шаров на столе, разноцветные шары. Зритель должен быть способен предвидеть удар игрока. "Американка" ничего этого не даёт.
2. Борьба соперников. Именно интрига противоборства удерживает внимание зрителя. А вот для этого нужна техническая сложность игры, невозможность выиграть её с кия.
3. Красивые, неожиданные движения шаров. То есть такие удары как дуплеты, массе, перескоки, третьим шаром, французы и пр. То, что в игровых видах спорта называется "финты". А вот для этого нужны такие правила игры, которые бы стимулировали игроков исполнять такие удары. В современных играх на РБ целесообразности в таких ударах почти нет, а вот в Цыганочке есть, когда стоимость очередного шара высока, а выход под простой не получился.
№52
опа пишет 20 Январь, 2012 11:45
В РБ "играют только на территории бывшего СССР".И что,это так уж мало?Сколько там миллионов на этой территории живёт?Ну и по мелочи можно из бывших соцстран добавить.А будут призовые за что биться и из других палестин кое_кто подтянется,денюшки везде любят.Так что вопрос надуманый.Развивать,развивать и ещё раз развивать.В первую голову детсо-юношеский спорт пиарить,ну и спонсировать детские школы хоть минимально.
№53
Pittt пишет 20 Январь, 2012 11:57
к №51
Судя по вашим требованиям к игре единственно абсолютно соответствующая им игра - артистический карамболь
№54
Хабиб пишет 20 Январь, 2012 11:58
Для Pittt
Вы полагаете, что карамболисты при ударе от трёх бортов думают о выходе под следующий удар? Я Вас умоляю ! :-)
Максимум, это выбор такого размера удара, чтобы шары при результативном соударении не раскатились далеко. Или же наоборот, добавляют размер дара, чтобы был шанс попасть в в промахнувшюся мишень после соударения битка с ещё двмя бортами в углу.
№55
Хабиб пишет 20 Январь, 2012 12:08
Для Pittt Цитата: "Судя по вашим требованиям к игре единственно абсолютно соответствующая им игра - артистический карамболь"
Вот не зря у Лемана подразделение шпилевых бильярдистов на "артистов" и "промышленников".
На кого зритель смотреть будет с бОльшим удовольствием ? Стиль "промышленника" для коммерческой сводки. А для телевидения, спорта нужны "артисты". Ну или хотя бы фифти-фифти.
№56
Pittt пишет 20 Январь, 2012 12:29
№54
Цитата: "...карамболисты при ударе от трёх бортов думают о выходе под следующий удар?"
Возможно я так и полагаю - и вы мне это только что доказали:
Цитата: "Максимум, это выбор такого размера удара, чтобы шары при результативном соударении не раскатились далеко."
№57
Хабиб пишет 20 Январь, 2012 12:38
Для Pittt
В таком случае у нас в РБ каждый второй мастер выхода.
№58
korall пишет 20 Январь, 2012 13:45
Для №49 - призовые в карамболе - на уровне русского бильярда а, учитывая, что турниров в разы меньше, то еще хуже. Победитель этапа кубка мира получает 5500 евро, чемпион мира - меньше пяти. Ед.турнир, где солидные призовые - Мастерс. Все. Вот, например, положение об этапе кубка мира. http://www.umb.org/ausschreibung/upload/Invitation%20Antalya%202012.pdf
№59
Сибирь пишет 20 Январь, 2012 17:42
Занимался как-то в спортзале, так там показывали (по всем экранам, штук 20) Паламаря с кем-то в Америку.
У каждого экрана человека 2-3 смотрели раскрыв рот, что он там творит (каждый же с пивом когда то тыкал шары).
Если запускать Американку в прайм-тайм по национальному каналу, она собирает не меньше популярного сериала или футбола.
Говорить о незрелищности или о непопуляроности или о "болезни" РБ можно только после подобных трансляций, которых было 1 или 2
Для AntiKvazaR
Вы полагаете тяжёлая атлетика игровой вид спорта? :-)
Ещё раз повторюсь, есть спорт высших достижений, где борятся за рекорды и в них зрители второстепенны, хотя без них представить соревнование трудно. Но можно.
И есть игровые виды спорта, которые без зрителей вообще представить себе невозможно. Футбол, хоккей при пустых стадионах, кому такой нужен ?
Для Pittt
Я понял Вашу мысль. Но не согласен с ней.
Возьмём трёхбортный карамболь. В нём тактики нет вообще. Исключительно атакющая игра. И кладки в лузу нет. Суть игры - попадание битком свояком от шара в мишень - третий шар. Не что иное, как демонстрация умения управлять движением одного шара. И развитие Карамболя за 100 лет от простого к зонному, затем бортовому, и наконец к трёхбортному отражает рост мастерства игроков именно в этом умении управлять битком. С ростом мастерства росла и зрелищность. Если взять отдельный результативный удар в каждой из бильярдных игр, то удар в 3-х бортном карамболе будет объективно наиболее зрелищным. Поспорить с ним сможет только удар на две лузы в Русском Бильярде (штаны). Почему? Да потому, что штаны это демонстрация контроля ДВУХ шаров, а не одного как в карамболе. А строгость русских луз говорит о том, что контроль не менее чёткий чем в карамболе. Однако в карамболе 5-10 очков в серии обычное дело, а в Русском и одни "штаны" редкость и большей частью случайность.
Однако, карамболь не очень популярен в мире. Почему ? Полагаю, потому, что он (3-х бортный) очень сложен и поэтому мало любителей им увлекается, учитывая наличие более лёгкой конкуренции в виде снукера и пула. А раз мало любителей то и зрителей мало, так как эти две аудитории взаимосвязаны.
Безусловно, тактическая составляющая игры, которая есть в лузном бильярде и нет в карамболе, привносит колорит и некоторую зрелищность, добавляет интеллектуальности игре. Но в лузный бильярд нельзя выиграть не забивая шары. Вот зрители с футбольного матча закончившегося со счётом 0-0 уйдут недовольные, несмотря на великолепную игру вратарей и защитников. Недовольные именно игрой нападающих. Поэтому тактика в спортивной (читай ориентированной на зрителя) бильярдной игре не должна превалировать над атакующими действиями.
В комментарии к статье Локтева я написал:
"Беда "великого" русского бильярда в том, что играют в него только на территории бывшего СССР. И нигде в мире в него не играют и, что самое главное, не будут играть никогда. Он обречен на гордое прозябание на обочине мирового спорта. Нет зрелищности - не будет телевидения, нет телевидения - не будет рекламы, не будет рекламы - не будет спонсоров, не будет спонсоров - не на что сделать зрелище. Замкнутый круг!"
Архипов правильно подметил то же что и я - низкую зрелищность русского бильярда. А в чем высокая зрелищность снукера и пула - спросим мы? Ответ тут дать может только простой, неподготовленный зритель, сам возможно изредка играющий. - В том что эти игры УМНЫЕ, или, как говорит чемпион Европы Константин Степанов - ВАРИАТИВНЫЕ, позволяющие в сложных, трудных позициях найти одно, а чаще множество интересных решений. Вариативность русского бильярда - низкая и такая же у него и зрелищность. Увы! И не надо стенаний, что это у нас только рожи глупые, а сами-то мы русские - очень умные - телезритель просто переключается на другой канал! На пул и снукер!
Разорвать замкнутый круг русского бильярда возможно лишь развитием зрелищности, привнеся в него элементы высокой вариативности пула и, возможно, предельной сложности снукера.
"...Однако, карамболь не очень популярен в мире. ... и зрителей мало..."
Очередной бред. Карамболь - наиболее популярная игра в мире, призовые на порядок выше, чем в лузных видах бильярда, зрителей умотаться.
№47
Нет, вы не понимаете меня.
Берем карамболь - позиция трех шаров относительно бортов и друг друга имеет наивысшую степень значимости, от этого и возникает потребность в выполнении сложных массе. Развитие карамболя явно отражает усложнение позиции от трех шаров к трем шарам и трем точкам бортов. Именно понимание позиции в карамболе позволяет выполнять выставку всех трех (!) шаров под результативный удар и в итоге серию ударов (вы же не думаете что это происходит исключительно случайным образом?).
В лузном бильярде позиция также базируется на трех точках: "биток-прицельный шар-луза". Игра "карамболь" - как бы оборотная сторона "алягера" или "два шара" на лузном бильярде (игра целиком и полностью построенная на отыгрыше, так как выставка/подставка шара ведет к проигрышу). Усложнение позиции для лузного бильярда прямо выразилось в увеличении числа шаров - таким образом возникает сложность достижения лузы прицельным шаром ("лишние" шары мажут и лузу, и прицельный шар). Уникальность русского бильярда выразилась в усложнении начальной позиции иным способом - стол менялся.
Таким образом с точки зрения зрелищности - удар (движение кием до соударения наклейки с битком) не представляет интереса. Интерес представляет процесс изменения позиции шаров после удара - в вашей терминологии это значит "контроль битка и выход", "контроль двух шаров" и т.п. А также определенный интерес представляет анализ позиции после остановки шаров (успешный или неуспешный результат вышеописанного игрового события). Собственно, что я и пытался сказать - оперируя термином "позиция".
Для Сам бильярдиста.
Не думаю, что чемпиона Европы К.Степанова можно отнести к "простому, неподготовленному зрителю". :-)
Хотя необходимую Русскому Бильярду ЗРЕЛИЩНОСТЬ нужно понимать именно в таком, широком смысле - ориентированную на простого, неподготовленного зрителя. Поэтому вариативность и сложность это для Кости, а для зрителя другое :
1. Красивая картинка и простота контроля правил игры. Этому способствует игра одним шаром, умеренное количество шаров на столе, разноцветные шары. Зритель должен быть способен предвидеть удар игрока. "Американка" ничего этого не даёт.
2. Борьба соперников. Именно интрига противоборства удерживает внимание зрителя. А вот для этого нужна техническая сложность игры, невозможность выиграть её с кия.
3. Красивые, неожиданные движения шаров. То есть такие удары как дуплеты, массе, перескоки, третьим шаром, французы и пр. То, что в игровых видах спорта называется "финты". А вот для этого нужны такие правила игры, которые бы стимулировали игроков исполнять такие удары. В современных играх на РБ целесообразности в таких ударах почти нет, а вот в Цыганочке есть, когда стоимость очередного шара высока, а выход под простой не получился.
В РБ "играют только на территории бывшего СССР".И что,это так уж мало?Сколько там миллионов на этой территории живёт?Ну и по мелочи можно из бывших соцстран добавить.А будут призовые за что биться и из других палестин кое_кто подтянется,денюшки везде любят.Так что вопрос надуманый.Развивать,развивать и ещё раз развивать.В первую голову детсо-юношеский спорт пиарить,ну и спонсировать детские школы хоть минимально.
к №51
Судя по вашим требованиям к игре единственно абсолютно соответствующая им игра - артистический карамболь
Для Pittt
Вы полагаете, что карамболисты при ударе от трёх бортов думают о выходе под следующий удар? Я Вас умоляю ! :-)
Максимум, это выбор такого размера удара, чтобы шары при результативном соударении не раскатились далеко. Или же наоборот, добавляют размер дара, чтобы был шанс попасть в в промахнувшюся мишень после соударения битка с ещё двмя бортами в углу.
Для Pittt Цитата: "Судя по вашим требованиям к игре единственно абсолютно соответствующая им игра - артистический карамболь"
Вот не зря у Лемана подразделение шпилевых бильярдистов на "артистов" и "промышленников".
На кого зритель смотреть будет с бОльшим удовольствием ? Стиль "промышленника" для коммерческой сводки. А для телевидения, спорта нужны "артисты". Ну или хотя бы фифти-фифти.
№54
Цитата: "...карамболисты при ударе от трёх бортов думают о выходе под следующий удар?"
Возможно я так и полагаю - и вы мне это только что доказали:
Цитата: "Максимум, это выбор такого размера удара, чтобы шары при результативном соударении не раскатились далеко."
Для Pittt
В таком случае у нас в РБ каждый второй мастер выхода.
Для №49 - призовые в карамболе - на уровне русского бильярда а, учитывая, что турниров в разы меньше, то еще хуже. Победитель этапа кубка мира получает 5500 евро, чемпион мира - меньше пяти. Ед.турнир, где солидные призовые - Мастерс. Все. Вот, например, положение об этапе кубка мира. http://www.umb.org/ausschreibung/upload/Invitation%20Antalya%202012.pdf
Занимался как-то в спортзале, так там показывали (по всем экранам, штук 20) Паламаря с кем-то в Америку.
У каждого экрана человека 2-3 смотрели раскрыв рот, что он там творит (каждый же с пивом когда то тыкал шары).
Если запускать Американку в прайм-тайм по национальному каналу, она собирает не меньше популярного сериала или футбола.
Говорить о незрелищности или о непопуляроности или о "болезни" РБ можно только после подобных трансляций, которых было 1 или 2